Всеобщее образование в России
von_hoffmann — 17.10.2019В 1908 году Российская Империя под руководством Николая II начинает программу бесплатного всеобщего образования. Программа была запущена ради того, чтобы все слои населения, включая крестьян, получив образование, приобрели возможность "участвовать в созидательной государственной работе". Для всех слоёв населения были открыты широкие возможности государственной службы. Чтобы народ смог воспользоваться этими возможностями, и требовалось всеобщее образование.
Начинается грандиозное строительство школьной сети, исходя из установки что "каждая школа должна обслуживать район с радиусом не свыше трех верст". С 1894 по 1914 год строится не мнение 59 тыс.школ (среди начальных школ рост с 60,6 тысяч до 119,4 тысяч, то есть 58,8 тыс., не считая средних). Многократно растёт число учеников.
В СССР во время хваленой "ликвидации безграмотности" ничего подобного не происходило, а число школ вообще сокращается.
В области среднего образования Советскому Союзу к 1928 году тоже особо нечем похвастаться: число средних школ сокращается, они укрупняются, но число учеников средних школ растёт лишь в 1,1 раза (сокращение с 8,6 млн. человек до 8,4 млн.человек) на фоне многократного роста до революции. Только в период с 1900 по 1914 год число учеников гимназий, прогимназий и реальных училищ растёт примерно в 4 раза: с 0,2 млн. человек до 0,8 млн.человек). Единственное, что к 1928 году советскому правительству удалось создать нового — так это неполное 7-летние трудовые школы, но и с их учётом общий рост числа учеников по школам всех типов к 1928 году лишь в 1,2 раза (до революции более 3-х раз, в 1894 году в начальных школах — 3 млн человек по школам всех типов — 9,7 млн.человек).
По громкие лозунги о "ликвидации безграмотности" к 1928 году происходит фактически ликвидация системы образования и критическое замедление прироста участников.
Позже, уже в 1930-е, этот провал будут "героически" преодолеть, хотя сами же большевики его и организовали.
Спасением для советской пропаганды было уничтожение исторической памяти. Только это позволило приписать заслуги Николая II "дедушке Ильичу" и маскировало собственную бездарность.
Между тем всеобщие образование, начатое при Николае II, имело беспрецедентные темпы и значимость. Оно давало возможность всем слоям населения, в том числе крестьянам, получив начальное образование, встать на путь среднего, а затем и высшего образования. Всеподданнейший Отчёт Министра Народного Просвещения за 1913 год свидетельствует, что крестьяне проникают в гимназии, прогимназии, реальные училища и высшие учебные заведения, включая университеты.
По мере реализации программы всеобщего обучения все слои населения получили всё более широкие возможности.
Развитие высшей школы Российской Империи выражается в более чем десятикратном росте числа студентов. В СССР развитие высшего образования замедляется:
1890-1917 рост в 10,8 раза;
1917-1940 рост в 6 раз;
1940-1987 рост в 6,2 раза.
Революция не принесла народу никакого прорыва в образовательной сфере. Как и в промышленности, видим лишь сокращение темпов и неэффективные эксперименты, хотя все это сопровождается бурной пропагандой и громкими лозунгами.
А.А. Борисюк.
"ИСТРИЯ РОССИИ, которую приказали забыть.
Николай 2 и его время"
Найдено здесь: https://vk.com/osvag?w=wall-53091110_72539%2Fall
Ещё по теме мои старые посты:
Сословный состав учеников образовательных учреждений России в 1914 г.
Немного подлинных фактов о ликвидации неграмотности в России. Царские школы и советские кампании
или
|
</> |