Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

топ 100 блогов ljwanderer15.09.2023

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение View of the Champ de Mars under the Eiffel Tower


Сказать, что нас не интересуют выставки, значит признать, что нас не интересуют наши собратья. Великолепные экспозиции представляют труд и мысли бесчисленных работников всех отраслей человеческого искусства и промышленности. Великие экспозиции подобны вехам, обозначающим пройденные этапы на большой дороге Всемирного прогресса.

Величайшей выставкой девятнадцатого века была Всемирная Колумбийская выставка 1893 года. Но с тех пор ... мир прибавил семь лет к своей долгой жизни; семь современных лет стоят семи средневековых столетий.
Всемирная выставка 1900 года, состоявшаяся в Париже, стала достойным проявлением этих семи лет прогресса. Она была великолепна. Она была настолько огромной, что для того, чтобы ее просто увидеть, не хватило бы ста дней. Даже в течение целого лета невозможно было изучить и усвоить все, что было создано годами труда и столетиями эволюции.

Как же тогда попытаться рассказать об этом в двух кратких лекциях, если не с помощью картинок, которые говорят быстрее, компактнее и обширнее, чем язык?



Так каждый раз начинал свой рассказ один предприимчивый американец по имени Бертон Холмс, который сделал путешествия и последующие лекции о них своей интересной и прибыльной профессией. И хотя у Бертона Холмса были предшественники, например - Джон Л. Стоддард или давно поселившаяся в моем журнале Изабелла Берд, которая оставила несколько томов своих путевых заметок, сопроводив их своими фотографиями, именно Бертон Холмс считается основателем жанра травелога, который он превратил в лекционный материал -синтез путевых заметок, фото и киноматериалов.

Автор - джентельмен с приятной наружностью,  уверенный в себе и имеющий свое мнение, не слишком углубляющийся в тему, чтобы не утомлять своих слушателей, допускающий легкий юмор, но бывающий иногда, на мой взгляд, слишком эмоциональным и многословным. Не удивительно, что его рассказы   пользовались огромным успехом, и даже издавались собранием в несколько томов.

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

Новый цикл постов будет о путешествии в Париж 1900 года. Поскольку Холмс обращался к широкой аудитории, состоящей из множества женщин, он  уделял больше времени выставочным декорациям и маркам вин, нежели  техническим новинкам. Поэтому для рассказа о выставке я буду в основном использовать другие источники, время от времени возвращаясь к Холмсу, потому что, признаюсь, именно его непринужденный рассказ заинтересовал меня этой темой.

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
543 акра парижской земли было предоставлено под выставочные павильоны


«В середине девятнадцатого века начался бум грандиозных выставок. Крупнейшие из них имели глобальные и энциклопедические амбиции и привлекали десятки миллионов посетителей в принимающие города-метрополии.
Крупнейшие международные выставки, проводимые в Великобритании, назывались «Great exhibitions», в то время как выставки, организованные в США, назывались «World’s Fairs», во Франции они назывались « Expositions universelles », а в Австрии — Weltausstellung»
, - рассказывает финская исследовательница, Тайна Сырямаа в работе «На стыке техники и современного средства массовой информации. Инженер Роберт Рунеберг и выставки, 1867–1900»

Информация о  Expositions universelles в Париже 1900 года информирует:

Выставка 1900 года изначально планировалась как противодействие предложению Германии о проведении универсальной выставки в Берлине и была призвана подвести итоги прошлого столетия, представив прогресс, достигнутый в искусстве, науке и промышленности.

43 страны-участницы построили свои павильоны в основном из картона и гипса, но мастерски их декорировали, чтобы сделать их яркими и таким образом обмануть посетителей.


Улица Наций была построена на берегу Сены между эспланадой Дома Инвалидов и Марсовым полем
для национальных павильонов крупных стран, которые создали невероятный архитектурный ансамбль. Однако, России там места не нашлось.

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение Rue des Nations. From left to right: Pavilions of Belgium, Norway, Germany, Spain, Monaco, Sweden, Greece and Serbia.
Слева направо: павильоны Бельгии, Норвегии, Германии, Испании, Монако, Швеции, Греции и Сербии.

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
Греция и Сербия, фото Бертона Холмса

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение Pavilion of Greece by Lucien Magne
Павильон Греции
Pavilion of Serbia by Milan Kapetanović and Milorad Ruvidić
Павильон Сербии

.
Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
Италия, Турция, США, Австрия

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
Великобритания

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

России не нашлось места рядом с европейскими странами; ссылаясь на отсутствие места для такой большой страны, ее вместе с Китаем поместили на участке, где расположились европейские колонии

The Mercury, 30 мая 1900 года
THE PARIS EXHIBITION VIEWED FROM THE EIFFEL TOWER.
Глядя на север, через Сену, посетитель видит поднимающиеся склоны садов Трокадеро, ограниченных на самом высоком уровне огромной дворцовой ротондой с эллиптическими крыльями и  монументальным фонтаном, который был одним из величайших сооружений эпохи...почти вся эта совокупность посвящена колониальным владениям разных стран, примерно половина, по левую сторону оккупирована Францией, другая половина, по правую сторону, разделены между разными народами.

В качестве авангарда, занимая Ронд-Пойнт на площади Трокадеро, на которой сходятся авеню Клебер, Вифром и другие, находится французская выставка их последней колонии — Мадагаскара. В садах Трокадеро расположены большие павильоны, посвященные Алжиру, Тунису, Сенегалу, Французской Индии,  Конго, Кот-д'Ивуару, Дагомеи, Индокитаю, Тонкину и другим ее колониям.

С другой стороны у нас есть колонии других наций, значительная часть крайне ограниченного пространства, однако, за вычетом  Японии, Китая, это - выставки Коллективных Миссий и др.

То, что осталось, распределено между Россией, Голландской Индией, португальскими колониями и Великобританией, чья немногочисленная территория примыкает к павильонам Египта и Трансвааля.
.
Каждая страна показывала себя в наилучшем свете. Это было великолепное зрелище, обещавшее красивую и легкую жизнь в будущем для тех, кто сможет реализовать полученный на выставке опыт. Освещавшие это события убеждали, что при таких успехах в области искусства, науки и техники  вхождение в новое тысячелетие сулит планете мир и благоденствие.


Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение


Это был праздник для множества парижан и множества съехавшихся на выставку гостей. Они любовались архитектурой и выставленными произведениями искусства, удивлялись и восторгались роскошным интерьерам и выставленными диковинкам. Они бродили по аллеям и закоулкам среди искусных декораций, или просто сидели в многочисленных ресторанах и кафе.

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

Мы завтракаем под музыку венгерских цыган; в пять часов пьем чай под звон неаполитанских гитар; мы обедаем под звуки сербской тамбурицы или обычно под постукивание кастильских кастаньет. ( рассказывает Бертон Холмс)


Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

Музыка десятков оркестров доносится до нас слабой универсальной какофонией, и из этого эфемерного космополиса через безмолвные воды Сены  слышится смешанный ропот большего количества языков, чем хвастался Вавилон.



Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

Но спокойная Сена не всегда была молчаливой и невозмутимой. Во время великолепных венецианских праздников в августе процессии освещенных барж скользили, кружили и дефилировали между берегами, наполняя ночь ярким светом факелов и фонарей, ревом труб, звуками песен и внезапным блеском пиротехнических огней...


Expo Paris 1900 - Photo - Fête Nautique sur la Seine

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

В течение недели средняя посещаемость составляла около 150 000 человек в день; по воскресеньям полмиллиона человек обычно проходили через ворота и проводили день, пробираясь локтями по эспланадам, протискиваясь через переполненные проходы во всех зданиях, и, наконец, завершали свою спокойную прогулку долгой, отчаянной борьбой за то, чтобы попасть на борт водного омнибуса на Сене. В шесть часов дня переполненные понтоны были черными от нетерпеливых, усталых туристов.


.
Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение
.

Но по воскресеньям во всех местах, где взималась плата за вход, всегда было место, поскольку воскресная публика не была щедра на деньги.

Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

Экономные люди даже не решаются сесть на соблазнительно расставленные желтые стулья, потому что те, кто сядет, хотя бы на секунду, подлежат налогу в два цента, который быстро взимают захудалые старухи в черном. Из этих женщин могли бы получиться замечательные детективы; они, кажется, инстинктивно чувствуют, когда кто-нибудь садится в радиусе половины квартала.



Всемирная выставка в Париже, 1900. Введение

На спинке каждого стула написано название компании, контролирующей концессию. Это «Allez Freres», конечно, неудачное название для компании, единственное желание которой состоит в том, чтобы люди перестали ходить и сели, поскольку Allez Freres в буквальном переводе означает дружескую команду двигаться дальше: «Вперед, братья!»


Конечно же главная цель выставки была не развлечь скучающую публику, а продвинуть интересы бизнеса, да так, чтобы дело окупилось. Как  сообщает справочная информация о выставке, она привлекла 50 миллионов посетителей, более 83 000 участников и принесла прибыль в 7 000 000 франков.

Благодаря своему гигантизму и чрезмерности эта выставка стала поворотным моментом в видении будущих универсальных выставок.


Международные выставки предоставили каждой участвующей стране отличные возможности для продвижения своей продукции на международном рынке и развития каналов сбыта в другие страны. С развитием индустриализации они стали приобретать характер промышленных фестивалей. И на них главными действующими лицами были продавцы и возможные покупатели. Самыми важными были продавцы, владевшие новыми  технологиями, другие же искали возможности эти технологии получить, пытаясь произвести впечатления своим потенциалом использования этих достижений и обещая невиданные прибыли.
.

Далее: О новых технологиях

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, молодой журналист и учоный Тивель у нас изучал индуизм - см. предыдущщюю запись . А вот каким образом он его изучал - довольно интересно. Здесь нам понадобится очередной свидетель по делу - Александр Григорьевич Бармин. "Настоящая фамилия - Графф [папа у него немец, мама ...
Комментарий в невинной статье навел на такие воспоминания. Дело было ещё при Союзе, конец 80-х. Пошли мы с мужем в кино, весьма престижный кинотеатр в нашем городе. Помните, тогда ещё все ходили в кино? Небольшое лирическое отступление. Однажды в ...
Задумала написать в качестве отчОда прикольную историю, произошедшую в этом самом, уходящем семимильными шагами году. Но, быстро поняла, никто читать не будет, все строгают оливье охренительными темпами. Не осилят. Придется открывать этим "эпосом" наступающий :). С итогами 2019 ...
... Около Британского музея всегда вкусно пахнет жареным луком - у самого его входа стоит тележка продавца хот - догов. Представляю, как руководство музея с ним боролось, но сдалось в неравной борьбе; ведь не придерешься - он стоит уже на ...
Случилось так, что в субботу вечером, мне позвонил Андрюха, - наверное вспомнили его))? http://rogub36.livejournal.com/26066.html Ну дык вот, в том лесу он нашел "чешуйку" Ивана Васильевича, да, того самого "Грозного", пока его домашние ходили по грибы. Я, был окрылен такими новостями). ...