ВСЕЛЕННАЯ РЕНЕССАНСА. БАНК МЕДИЧИ

Будучи финансовым учреждением, обслуживающим папу, банк Медичи географически располагался наилучшим образом для участия в торговле квасцами; не говоря уже о том, что в виде филиалов он располагал целой сетью торговых точек по всему миру. В общем, уже в 1464 году банк Медичи имел дело едва ли не с половиной запасов, имеющихся в шахтах Толфы. Это были, наверное, весьма крупные операции, ибо известно, что к 1471 году годовая добыча квасцов в Толфе достигла примерно 70 000 cantaros (cantar — старинная средиземноморская кубическая мера, равная по объему кувшину воды или большой пивной кружке), то есть цифра эта равняется приблизительно 3444 тоннам.

Козимо в ту пору уже сильно болел и не мог заниматься этим
делом, которое и началось-то в год его смерти; он вверил его
заботам тестя Пьеро Джованни Торнабуони, многолетнего главы
римского отделения банка Медичи. После смерти Козимо Торнабуони
стал жаловаться зятю, что рынок квасцов — дело малоприбыльное,
вероятно, потому, что ведет его папская канцелярия в высшей степени
неудовлетворительно: рынок слишком часто перегревается, что
обрушивает цены еще до того, как квасцы, которые можно было бы
продать подороже, достигают места назначения. Он советовал Пьеро
либо вообще отойти в сторону, либо попытаться перехватить у папской
канцелярии торговые права, что обеспечит банку Медичи монополию на
этом рынке и позволит установить фиксированные цены на приемлемом
уровне. Но начавшаяся в 1465 году война между Флоренцией и Венецией
привела к тому, что Павел II, папа-венецианец, закрыл свои счета в
банке Медичи, передав их одному из своих родичей.
Это поставило банк Медичи в весьма невыгодное
положение: заниматься квасцовым бизнесом при Павле II будет
нелегко, а уж о монополии и вовсе говорить не приходится. Пьеро
снова решил втянуть в игру своего сына, послав его в 1466 году в
Рим: расчет был не только на юношеское обаяние семнадцатилетнего
Лоренцо, но, как ни странно, и на его деловую хватку. «Решай это и
другие дела по своему разумению», — писал Пьеро сыну по прибытии
последнего в Рим. Впрочем, поездке предшествовал подробнейший
инструктаж: Лоренцо следовало убедить всех в том, что только банк
Медичи способен снарядить торговый флот для отправки груза в Лондон
и Нидерланды — путь неблизкий, чреватый разнообразными опасностями
— кораблекрушения, пираты, — а это означает, что какая-нибудь
второстепенная, небольшая компания потерпит невозместимые убытки, в
то время как банк Медичи может позволить себе и не такие потери.
Аристократические манеры Лоренцо в сочетании с убедительными
аргументами Пьеро сделали свое дело, и 1 апреля 1466 гола банк
Медичи получил искомые права. На следующий день Торнабуони с
энтузиазмом писал Пьеро, что отныне банк будет зарабатывать на
рынках Лондона и Брюгге вдвое больше против прежнего, обеспечив
себе таким образом на несколько лет вперед огромные доходы.
Подсчеты точных размеров этой прибыли разнятся.
Известно, что чиновники папской канцелярии получали по 2 флорина
премиальных за каждый cantar, вывозившийся со складов в
Чивитавеккья; известно также, что филиал банка Медичи в Брюгге
зарабатывал на каждом cantar от 3 до 4 флоринов. Таким образом,
даже с учетом транспортных расходов, банк получал ежегодно минимум
70 000 флоринов дохода — гигантская сумма, особенно если учесть,
что до 1420 года общая прибыль банка составила за двадцать три года
15 2000 флоринов.
Пьеро Подагрик остался верен и другой традиции
Медичи — меценатству. Сам Козимо стремился оставить след Медичи в
памяти поколений строительством зданий, а заказы на картины
передоверил своим сыновьям Джованни и Пьеро, что свидетельствует не
только об их интересе к живописи, но и о немалой проницательности
главы клана. Еще при жизни отца, а затем в течение тех бурных пяти
лет, что он правил Флоренцией, Пьеро регулярно заказывал картины
целому ряду художников. Он не оставлял своими заботами отцовского
любимца Донателло, а когда тот в 1466 году скончался, уважил
желание мастера быть похороненным в церкви Сан-Лоренцо рядом с
Козимо — жест, свидетельствующий о духовной близости Медичи к
художникам, которым они помогали. Медичи были среди первых, кто
понял и заявил о том публично, что художник — это далеко не просто
ремесленник; с другой стороны, и сами художники постепенно
осознавали собственную значимость, что неотделимо от возникновения
гуманизма. Они начинали верить в себя, в свое неповторимое видение
мира; именно этой эпохе обязаны мы возникновением понятия «гений» и
всего того, что за ним стоит: исключительный талант, исключительное
поведение, исключительная уверенность — и, парадоксальным образом,
как следствие всего этого, исключительные душевные страдания.
Характерно воплощает этот новый социальный тип
художник Фра Филиппо Липпи, замеченный в свое время Козимо,
работавший по заказам Пьеро и ставший другом молодого Лоренцо.
Сын мясника из Флоренции, Липпи родился примерно
в 1406 году. Рано осиротевший, он воспитывался у своей жившей на
грани нищеты тетки, но часто сбегал из дома, проводя время с
босоногими уличными мальчишками, что оказало решающее воздействие
на формирование его характера. В конце концов тетка не выдержала и,
когда племяннику исполнилось пятнадцать лет, поместила его в
монастырь Санта-Мария дель Кармине в Олтрарно, где он принял
постриг и стал монахом (отсюда прозвище — «фра», то есть «брат»).
Монастырская жизнь не отложила сколько-нибудь заметного отпечатка
на непоседливого юношу, но зато тут он познакомился с человеком,
который наряду с уличным детством способствовал его
становлению.
В 1426 году монастырь заказал расписать стены
часовни Бранкаччи двадцатипятилетнему Мазаччо. Он был одним из
первых, кто открыл и разработал новую технику реалистической
живописи, благодаря которой человеческие фигуры на его фресках
отличаются невиданным ранее многообразием и драматической силой.
Фра Липпи был заинтригован и часами наблюдал молодого Мазаччо за
работой. Почувствовав, что подросток-монах обладает живописным
талантом, Мазаччо начал посвящать его в секреты своего мастерства,
учил, как использовать свет и перспективу, говорил о важности
изучения анатомии, советовал, как лучше передавать чувство.
Два года спустя, в 1428 году, Мазаччо умер, но
его новаторская техника найдет полное воплощение в живописи Липпи,
который вскоре после того оставил монастырь и отправился в Падую,
где намеревался целиком посвятить себя живописи. Ни одна из его
ранних работ не сохранилась, но оригинальный почерк этого художника
стал очевиден с самого начала, ибо он легко распознается в работах
других падуанских живописцев этого времени: в мире живописи повеяли
новые ветры.
Кажется, из-за какой-то скандальной истории,
связанной с женщиной, Липпи тайно уехал из Падуи и направился на
юг, в Анкону. Однажды он вышел на морскую прогулку, но его вынесло
в открытое море, где он попал в плен к мавританским корсарам,
которые заковали его в железо и, как раба, переправили на север
Африки. По прошествии полутора лет пленения Липпи нарисовал на
стене своей тюремной камеры портрет местного халифа. Коран
запрещает изображение живых существ, и до того халиф никогда не
видел своих изображений; теперь же он был настолько восхищен
работой Липпи, что даровал ему свободу. Наверное, впрочем, что все
это легенда, ибо источником сведений является сам Липпи, а ему
особенно доверять нельзя; тем не менее фактом является то, что
примерно в это время он объявился в Неаполе, где занятия живописью
чередовал с частыми визитами в местные бордели. Либо тогда, либо
немного позже он ненадолго попал в тюрьму и подвергся публичному
бичеванию за мошенничество; в 1437 году Липпи покинул Неаполь и
вернулся во Флоренцию.
Здесь он сумел получить заказ от монашенок
Сан-Амброджо на роспись алтаря, которая удалась ему настолько, что
привлекла внимание Козимо де Медичи. Даже сегодня достоинства этой
работы сразу бросаются в глаза. Очертания лиц проступают с такой
выпуклостью, словно перед нами не рисунок, а барельеф. Говорят,
этой технике Липпи учился у Донателло. Так или иначе, именно она, в
сочетании с резкой индивидуальностью лиц придает его работам такую
удивительную чувственность, что было замечено уже первыми
зрителями. Глядя на его фрески, ясно ощущаешь, что мадонна — это
женщина, лично известная художнику, и даже дитя с пухлым лицом, что
она держит у себя на руках, это узнаваемый младенец, а не некий
абстрактный символ духовности.
Согласно нравам и привычкам того времени, работы,
которые Липпи писал на заказ, почти исключительно ограничивались
религиозными сюжетами. Но имея в виду его характер, неудивительно и
даже естественно то, что они не пронизаны глубокой духовностью, а,
напротив, отличаются неотразимой жизненностью. Его благовещения,
его мадонны, его росписи алтарей — все представляет собой подлинные
сцены, а духовность их участников лишена какой-либо
торжественности, ничуть не подчеркнута — по выражению лиц мы просто
угадываем их отношение к происходящему. Его зрелая манера письма
изяществом линий и тонкостью цвета находит отражение в творениях
падуанской школы живописи, и одновременно он предстает перед нами
художественным предтечей Сандро Боттичелли во всем великолепии его
рисунка и колорита.
Ослепительный талант Липпи, только он один,
способен объяснить бесконечное терпение Козимо де Медичи во
взаимоотношениях с этим своенравным художником, отвечавшим своим
покровителям самой черной неблагодарностью — пожалуй, это была
единственная неизменная черта в его переменчивом характере. В
данном случае свойства и черты Медичи — крестного отца — должны
были быть проявлены во всей полноте; Козимо, а впоследствии Пьеро
быстро взяли за правило не расплачиваться с художником до окончания
работы, хотя и это не всегда служило достаточным стимулом. В
качестве последнего прибежища Липпи была представлена студия в
палаццо Медичи — фактически домашняя тюрьма; сюда ему доставляли
пищу и краски, но дверь оставалась закрытой до тех пор, пока заказ
не будет выполнен полностью. Художнику даже спать приходилось в
студии; знаем мы это по рассказу о том, как однажды ему удалось
выскользнуть оттуда: он разорвал простыню на полосы, сделал из них
канат и спустился на улицу. Потом он исчез на несколько дней, и
Козимо вынужден был разослать слуг на его поиски в борделях,
окружающих Меркато Веккьо (нынешняя пьяцца делла Репубблика) и
забегаловках в трущобах района Санта-Кроче (на заболоченном
северном берегу Арно, к востоку от центра города). И все же Липпи,
должно быть, особенно сильно вызывал у Козимо то сочувственное
понимание, с которым тот относился к привечаемым им художникам, ибо
как раз после этого случая он «решил на будущее пытаться держать
его в рамках добротой и любовью и ни в чем не стеснять
свободы».
Следуя, вероятно, этой просвещенной линии, Козимо
убедил Липпи оставить Флоренцию с ее злачными местами и отправиться
работать в Прато, холмистую сельскую местность в десяти милях к
северо-западу от города. Случилось это в 1446 году. Там, по
рекомендации Козимо, ему дал какой-то заказ настоятель монастыря
Сан-Стефано, он же незаконнорожденный сын Козимо Карло, — Липпи
изобразит его на одной из своих фресок.
Вскоре после этого Липпи получил новую работу — расписать алтарь
в женском монастыре Санта-Маргарита, там же, в Прато. Здесь ему
удалось уговорить аббатису позволить ему использовать в качестве
натурщицы для изображения Мадонны девятнадцатилетнюю монахиню
Лукрецию Бути. Через несколько месяцев Лукреция забеременела, и
любовники бежали из Прато. Поскольку оба были посвящены в духовный
сан, дело получило настолько скандальную огласку, что церковное
начальство в конце концов довело его до сведения самого папы.
На сей раз Козимо потребовалось все его влияние,
чтобы замять дело. В 1458 году папой, приняв имя Пия II, стал
известный гуманист и автор эротических новелл Пикколомини, и во
время визита во Флоренцию, приуроченного к какому-то церковному
празднеству, Козимо уговорил его заняться делом Липпи и Бути. В
результате по особому соизволению папы оба были освобождены от
церковных обязательств, что позволило им пожениться и создать дом
для своего сына (которому предстояло сделаться видным ренессансным
художником Филиппино Липпи). Что не помешало Липпи-старшему в
неотдаленном времени оставить жену и сына и вместе с созданием
подлинных шедевров — один лучше другого — на религиозные сюжеты
пуститься во все тяжкие. Как-то раз дело кончилось обвинением в
краже денег у собственного помощника и «пыткой на дыбе до тех пор,
пока не вывалятся кишки». Липпи умер в Сполето 8 октября 1469 года
в шестидесятитрехлетнем возрасте: говорят, его отравили
разгневанные родичи соблазненной им юной девушки.
Как ни странно, но похоронен он был на церковном
кладбище, там же, в Сполето, — можно не сомневаться, благодаря
вмешательству Медичи. Это стало одним из последних деяний Пьеро
Подагрика, умершего всего два месяца спустя от болезни, благодаря
которой и получил свое прозвище. Все отпущенное ему время он
следовал примеру отца, будучи правителем сдержанным, но мудрым и
решительным. В последние месяцы, будучи прикован к постели у себя в
палаццо Медичи, Пьеро узнал, что некоторые чрезмерно ретивые
молодые люди из его партии пользуются преимуществами близости к
Медичи — так, по словам Макиавелли, «словно Бог и судьба сделали
город их добычей». Представителей некоторых семей подстерегали
ночами, а иногда грабили и при свете дня, стоило им показаться в
оживленном районе, примыкающем к церкви Сан-Лоренцо (как считалось,
традиционной территории Медичи). Пребывая на смертном одре, Пьеро
тем не менее нашел в себе силы призвать к себе вожаков и
предупредить, что если на улицах Флоренции не будет наведен
порядок, а определенные семьи станут жертвами преследований, он
вынужден будет вернуть из ссылки отцов этих семей, чтобы они
защитили своих близких. Это был блеф, но он сработал, и на улицах
Флоренции воцарился покой. Наследие Пьеро — восстановление мира как
во Флоренции, так и в прилегающих государствах.
Пол Стратерн
«Медичи. Крестные отцы Ренессанса»
ИД «Астрель», 2010
|
</> |