"...Все утро налаживала бриллианты на борту и кокошнике, так адски надоело, что
ru_royalty — 25.02.2020Костюмы, танцы и бал 1903 года в дневнике Великой княгини Ксении Александровны
20 февраля (7 февраля). Пятница
Петербург.
Встали около ½ 10. Сандро примерял свой костюм — белый сокольничий... От него поехала к Маме с Мишей. Ники и Аликс приехали к чаю. Миша пришел в своем костюме и убил всех. В ½ 6 вернулась...
22 февраля (9 февраля). Воскресенье
Питер.
...Около 6 ч. уехала. Дома примеряла костюм, уныние, устала безумно!
23 февраля (10 февраля). Понедельник
Питер.
Встала в 10. Все утро налаживала бриллианты на борту и кокошнике, так адски надоело, что мочи нет! Чувствую себя, как разбитая лошадь — отвратительно. За завтраком плакала, слезы так и текли, и я ничего не могла сделать! — Сандро поехал в Государственный Совет, а я гуляла немного с детьми... В ½ 4 поехала в Аничков. Зашла к Мише. Он встал, чувствует себя лучше... Я уехала в 6. Дома меня опять мучили. Примеряли костюм, Апрак присутствовала! Сандро тоже явился в своем: к нему очень идет, белый сокольничий. Обедали одни. Вечером писала Ольге. Примеряла кокошник в ½ 12 ночи! Тяжесть большая.
24 февраля (11 февраля). Вторник
Встала около ½ 11-го! Дети приходили. Опять налаживала кокошник и другие вещи! Сандро завтракал в 12 ч. с детьми, потом поехал в Комитет министров, а я поехала к Мама, завтракали вдвоем. Сегодня она совсем бодрая, но у бедного Миши вчера вечером снова поднялась температура и сегодня болит голова, была у него — он довольно грустный и очень сожалеет, что не может ехать вечером в Эрмитаж, Мама тоже. Вернулась в 4 ч. Застала дома Георгия и Минни, пили чай. Читали.
Иванова урод прислала мое платье в ¼ 8-го, и надо было еще нашивать камни, я была в отчаянии — думала, никогда не буду готова. Апрак приехала меня одевать! Наконец меня облачили — камней нашили бездну (тяжесть большая), и я отправилась показаться Мама! Сандро был уже там (он уже надел свой кафтан и поехал вперед, боясь опоздать!) Мама обедали с Мишей, им мы понравились!
Sophia, Мар[ия]. Петр[овна]. и Nanna, а также femmes de chambre и люди ждали сверху и рассматривали нас. Наконец поскакали в Зимний, боясь ужасно опоздать, но еще долго ждали Ники и Аликс. Семейство рассматривало друг друга, у всех очень удачные костюмы. Минни очень мила, Аликс — Мар[ия]. Ильинишна. Ники — Алексей Мих[айлович]. — очень красиво. Аликс была похожа на митрополита с митрой, а главное покрой платья — архи (не дописано. — Ред.) Они были очень красивы, Μ. П. тоже красива, сильно подкрашена. В бальной зале были собраны приглашенные. Мы прошли мимо попарно, все шли с мужьями, а в большой зале остановились, и в свою очередь все гости проходили, кланяясь Н. и А.! Масса красивых костюмов, и в общем замечательно красиво. Затем пошли в театр. Спектакль состоял из трех пьес. Один акт из оперы «Борис Годунов» с Шаляпиным, маленькая русская пьеса и один акт из балета «Баядерка» (последнее было лишнее). Один антракт. Были сняты 2 группы в театре. Ужинали между К. Оболенским и Горчаковым. Другие были: Сандро с Ирой, Софи Ф., Георгий, кн[ягиня]. Юсупова, Сип и Гагарин. Потом котильон с хороводом. Несколько пар плясали русскую (два раза) и кн[ягиня]. Юсупова танцевала одна — идеально. Никогда ничего красивее не видела! Танцевали не очень много (я с К. Оболенским). В ½ 3-го вернулись, будет повторение бала для Мама и Миши.
25 февраля (12 февраля). Среда
Питер.
Встала в ¾ 11-го, 2-ем (вдвоем. — Ред.) завтракали, в 4-ом (вчетвером. — Ред.) ужинали. Детки (Ирина, Андрюша и Федор) пошли гулять, а я поехала в ½ 3-го в Аничков. Мама с Мишей играли в lotto. Рассказывала им много про бал! Они лучше себя чувствуют, и Мама бодрая. Минни приехала вскоре Мама читала письмо Ольги, очень забавное. Она весьма веселится, танцует и очень довольна. К чаю приехали Ники, Алик , д[ядя]. Сергей с Е’lla...
26 февраля (13 февраля). Четверг
Питер.
Встала в ½ 10-го. Опять оттепель... В начале 4-го была в Аничковом. Сначала зашла к Мише. Он чувствует себя хорошо и в духе. Мама тоже гораздо лучше. К чаю приехали Ники, Аликс, д[ядя]. Сергей и Е’lla. Опять ½ 6-го уехала. Читала дома. Молились с детьми. Обедали в ½ 8. В ½ 10 поехали на бал в Зимний. Опять все в костюмах. Началось с того, что все проходили мимо Мама, Н. и А. попарно (как и в Эрмитаже) и делали низкие поклоны. В этой большой зале (Концерт[ной].) все костюмы выделялись, и было удивительно красиво, много места — чудное зрелище! Были все послы с женами, все они были моментально подавлены и восторгались без конца. Я должна сказать, что было действительно удивительно удачно и великолепно. Затем танцевали русскую, после чего начались обыкнов[енные]. танцы, первый contred[anse]. с Андреем второй с Эшаппарром. Потом чай с дипломатами. Они много и долго восхищались костюмами и делали комплименты. Потом мазурка с русской пляской-хороводом, в котором мы все принимали участие, и кн[ягиня]. Юсупова снова проплясала русскую — прелестно. Я танцевала с Дмитрием. Ужин в Никол[аевском зале]. За круглыми столиками (без пальм), все и всех видно — так красиво. Пел хор Славянского. Сидела между Д[митрием]. и Шервашидзе, были: Сандро, З. Юсупова, Сандра Ш., Г. Лейхтенбергский, гр[аф]. Бенкендорф, Гагарин, Скоропадская (чудный костюм) и д[ядя]. Владимир. Потом котильон с хороводами и пляской. Танцевала с Д. И. Толстым. Все здорово расплясались, и был большой подъем духа! Гр[аф]. Шереметев так доволен своим костюмом, что все время или танцует или стоит в зале! У него точная копия с портрета фельдмаршала гр[афа]. Шереметева с мальтийским крестом. Аликс была великолепна. В ½ 3 бал кончился.
27 февраля (14 февраля). Пятница
Петербург.
В ½ 11 поехали на бал к гр. А. Д. Шереметеву опять в наших костюмах, с которыми никак не можем расстаться. Общество было смешанное, т. е. половина была в обыкновенных платьях. Вскоре приехали Ники и Аликс (без костюмов ужасно голо выглядят!). Началось с пения, гр. Шереметев дирижировал (оркестр и хор его). Опять повторили пляску, затем сразу мазурка. Я танцевала с Павлом Шеремет[евым]. Была масса цветов и много танцевали — торопились поскорее все раздать и идти ужинать! Мы ужинали очень весело, ужасно шумели. Сидела между Павлом и Дмитрием Ш[ереметевыми]. Другие были: Миша, Софи Ф., Минни, гр[аф]. Д. И. Толстой, Георгий, Соф. Дмитр., Ира, Сандро и Сандра Ш. Потом котильон, который долго не начинался (Н. и А. уехали). Я танцевала с Левшиным он был в кольчуге и очень мил! Сандро же уехал в это время. Он очень красив в своем костюме — мне все делали комплименты! Мы не досидели до конца кот[ильона]: было поздно, и мы с Мишуткой решили уехать. Вернулись в начале 4-го.