«Все у нас работает, и ничего не поломалось». Конечные покупки


Уровень потребления (розничных покупок) в марте с поправкой на сезонно-календарный фактор всё еще продолжал снижаться, адаптируясь к новым внешнеторговым условиям, правда, уже лишь на смешные 0.9%, не идущими в сравнение с падением на 10.6% за предыдущее 2 месяца. При этом падение товарного импорта в марте, исходя из предварительных оценок ЦБ, уже остановилось на уровне примерно на 35% ниже (сез. корр.), чем был до продуктового эмбарго и снижения цены нефти.
Следовательно, снижение покупок уже связано не с затянувшейся реакцией цен на курс рубля, а со сдвигом в потребительском поведении (в частности, сжатием кредита, об этом – следующая запись), который ЦБ, возможно, захочет подправить в следующий четверг ускоренным снижением ключевой ставки, скажем, сразу на 400 б.п., и тем самым приблизить нащупывание «дна» спада. А возможно – и не захочет (т.е. продолжит взятую линию на снижение по 100 б.п. за 1.5 мес.), рассматривая нынешнюю ситуацию как удобный повод для «мягкой посадки» после кредитного перегрева, и ускоренной нормализации инфляционных ожиданий.

Самую низкую зарплату по-прежнему получают труженики (-цы) секторов, максимально выигравших от девальвации и контрсанкций – села (16.2 т.р.), кожевенно-обувной (16.1) и текстильно-швейной (14.25 т.р.) промышленности. Самый скромный рост зарплат был у госуправленцев, безопасников и военных, пострадавших от бюджетного аскетизма (1.7% за год) и у связистов (снижение на 2.4%). Снижение реальной пенсии замедлилось до 2.9% в годовом сопоставлении в феврале после проведенной индексации на 11.4%.
Рост уровня безработицы до некотором степени связан с включением с начала текущего года Крыма в расчет основного массива статпоказателей. Его доля в числе безработных в марте – 2.9% при доле в 1.5% в населении России с Крымом. Вероятно, для Крыма это просто сезонный всплеск числа незанятых в обслуживании туристов. Но в итоге процедура коррекции сезонности это структурное изменение показателя отрабатывает неудовлетворительно, сопоставляясь с «докрымскими» данными и показывая рост уровня безработицы, вероятно, несколько больший, чем он есть на самом деле. Число официально зарегистрированных безработных (1 млн., из которых 75 тыс. - влияние сезонности) вернулось к уровню конца 2013г., превысив прошлогодние исторические минимумы процентов на 5-6.


|
</> |