Все-таки падаем?
novayagazeta — 09.02.2023 По предварительной оценке Минфина, федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 1,76 трлн рублей. Что это значит.Дефицит федерального бюджета РФ по итогам января вырос в 14 раз к уровню прошлого года, составив 1 трлн 776 млрд рублей — следует из официальных данных Минфина РФ. Это больше половины от всего запланированного дефицита на 2023 год. Что происходит? И что будет делать правительство в такой ситуации?
Тайна позитивного прогноза
Новые цифры удивили
людей хотя бы потому, что совсем недавно они же удивлялись другому
— позитивному прогнозу МВФ, который предрекал рост ВВП РФ в 2023
году (к тому же МВФ сообщил, что и спад экономики будет меньше, чем
ожидали все эксперты, включая правительство РФ). Разбираемся.
И попробуем поверить Росстату (его данные по ВВП в 4-м
квартале 2022 года выйдут 8 февраля, а данные «по промышленности»
уже доступны) — ВВП РФ по итогам 2022 года может сократиться на
2–2,5%. Вместо прогнозируемых 7–8%.
Как так вышло?
Для ответа на этот вопрос надо смотреть, как устроен подсчет
валового внутреннего продукта. С точки зрения спроса, ВВП включает
в себя:
- расходы домашних хозяйств
- расходы правительства (бюджет)
- инвестиции
- «чистый экспорт» = «экспорт» минус «импорт» (или «нефть/газ из России» минус «станки/ширпотреб из Европы/Китая»). В 2021 году чистый экспорт составил 9,6% ВВП, это очень много.
Посчитаем навскидку — какая из этих составляющих оказалась «фактором роста».
«Расходы домохозяйств» как
«фактор роста»? Нет. Расти там нечему — по актуальным данным
Росстата, снижение реальных располагаемых доходов населения России
в III квартале 2022 года составило 3,4% в годовом сравнении.
«Инвестиции»
— тут все сложно. Инвестиции — вещь инерционная, проекты,
которые завершались в этом году, были начаты давно, а результаты
инвестиционной активности 2022 года мы увидим не завтра.
«Расходы
правительства» — о да, вот здесь был рост. Если в
2022 году дефицит бюджета составил 2,3% ВВП, то (приблизительно,
конечно) эти бюджетные расходы и создали «плюс» 2,3%
ВВП.
Кроме того, в 2021
году профицит бюджета составлял 0,4% ВВП, и эти деньги
правительство также израсходовало. Так что в грубом приближении мы
можем сказать, что «спрос со стороны правительства компенсировал
падение экономики на 2,3% + 0,4% = 2,7% ВВП.
«Чистый
экспорт»… Он внес главный вклад в статистический
рост ВВП РФ в 2022 году. Начиная с апреля 2022 года правительство и
экспортеры буквально захлебнулись в нефтедолларах, а импорт резко
сократился, в результате «чистый экспорт достиг какого-то
умопомрачительного уровня — около 16% ВВП. Потом импорт стал
восстанавливаться, а экспорт падать — но все равно, если по итогам
2022 года «чистый экспорт» составит 12% ВВП, это означает, что он
добавит к экономическому росту еще 2,5% (12% — 9,6%).
Таким образом,
«потребительская часть экономики» — провалилась, причем на те самые
7–8%, которые ей обещали аналитики в начале 2022 года, а
«экспортно-правительственная часть» — выросла на 5,5%, и в итоге
экономика РФ «суммарно» получила меньший спад, чем могла бы. (7,5%
— 5% = 2,5%).
Но структура экономики уже изменилась. Если посмотреть
на данные Росстата по промышленности в
четвертом квартале 2022 года, то мы увидим падение по всем отраслям
«потребительской экономики» — от производства автомобилей до
выпуска лекарств. Падает и металлургия, и даже
нефтедобыча.
Зато растет производство «готовых металлических изделий»
(кроме машин и оборудования) и «одежды» — но мы в общем понимаем, о
каких изделиях и какой одежде идет речь. К потреблению людей это
производство не имеет отношения.
Кстати, наши выводы косвенно подтверждаются и данными опросов ЦБ РФ о динамике доходов людей — у 2% они выросли, у 11% упали, остальные пока ничего не заметили. Те, кто попал под дождь бюджетных денег (а их меньшинство), заработали, а все остальные — либо остались при своих, либо потеряли.
Непривычная экономика
Да, экономика
формально не «упала» (и даже «вырастет», хотя «плюс 0,3%»,
обещанные МВФ, в наших реалиях можно считать статистической
погрешностью).
Но это уже «не та» экономика, к которой мы привыкли. В ней
будет меньше комфорта, меньше сервисов, меньше ассортимент
потребительских товаров и выше цены. И даже те 2%, которые потирают
руки, радуясь выросшим доходам, столкнутся с тем, что на эти деньги
им будет сложнее покупать то, что они хотят.
В «структурно трансформированной экономике» ВВП будет даже
расти — а вот уровень и качество жизни расти не будут.
Об этом предупреждает Министерство финансов в
«Предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь
2023 года».
Согласно этой оценке, объем доходов федерального бюджета в январе 2023 года составил 1356 млрд рублей, что на 35% ниже объема поступления доходов в январе 2022 года:
- Нефтегазовые доходы составили 426 млрд рублей и снизились к январю 2022 года на 46%, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа.
- Ненефтегазовые доходы составили 931 млрд рублей и снизились к январю 2022 года на 28%, преимущественно за счет сокращения поступлений внутреннего НДС и налога на прибыль.
Объем расходов федерального бюджета в январе 2023 года составил 3117 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 59%.
Таким образом, причин бюджетного дефицита две:
- резкий рост расходов — на 70% год к году. По оперативным данным Минфина РФ на 1 февраля 2023 г., расходы за январь 2023 г. составили 3,12 трлн руб. по сравнению с 1,83 трлн в январе 2022 года. (В декабре 2022-го расходы составили 6,8 трлн (при средних расходах с января по ноябрь в 2,2 трлн.) Для сравнения: в декабре 2021-го расходы были 4,8 трлн (при средних расходах с января по ноябрь в 1,8 трлн);
- падение доходов — Минфин сообщил, что доходы от внешнеэкономической деятельности в январе 2023 года (128 млрд руб.) сократились почти в 2,2 раза год к году (с 278 млрд руб. в январе 2022-го).
С доходами
«нефтегазовыми» понятно — прекращение поставок углеводородов в
Европу. С эмбарго вообще интересно — формально «физический объем»
нефти РФ продолжает вывозить, т.е. нефтяная олигархия продолжает
зарабатывать свое, но с бюджетными доходами что-то сильно не
так.
Но провалились и НЕнефтегазовые доходы — т.е. никакого «роста
производства» не произошло. Вернее, производство-то было, но не
такое, с которого бюджет смог получить налоги. Да хоть бы и на
инвестиции: производственный цикл — дело долгое, даже если начать
строить завод летом 2022 года, то продукцию он даст хорошо если
летом 2024-го, да и то неизвестно — кто и за сколько будет ее
покупать.
У правительства два варианта (если оно не хочет
компенсировать дефицит ростом внутреннего долга):
поднимать доходы (самый очевидный путь тут — девальвация
рубля) или сокращать расходы — т.е. в первую очередь сворачивать
«инвестиции», то есть траты в основном сами знаете на
что.
Где деньги, кто знает?
Но дело даже не в дефиците бюджета в $25 миллиардов (по текущему курсу, такое в последний раз было в 1998 году), а в том, как этот дефицит финансировать и как долго это можно делать.
Сейчас Минфин
берет деньги из Фонда национального
благосостояния (ФНБ), причем не только юани, но и золото.
На начало февраля объем ФНБ составлял 10,808 трлн рублей
(+373 млрд за месяц), его ликвидная часть — 6,335 трлн (+202 млрд).
Из ликвидной части ФНБ в январе было изъято 2,274 млрд юаней и
3,633 тонны золота (в обезличенной форме). Эти активы были проданы
ЦБ РФ за 38,5 млрд руб. для компенсации недополученных нефтегазовых
доходов.
Но что такое ФНБ прямо сейчас? Это:
- российские активы, которые практически невозможно продать по ценам прошлого года;
- китайские юани;
- обязательства Центробанка перед Минфином.
Иначе говоря, это долг, который кто-то готов покупать, но как долго и по какой ставке — никто не знает.
Все, кто дает
правительству в долг, предполагают, что оно так или иначе будет
платить проценты по своим обязательствам — собственно, в прошлом
году правительство и предложило участникам рынка эту сделку: мы вас
кредитуем, даем деньги банкам, а потом забираем эти деньги в бюджет
по высокой ставке. И финансовая система работает. Вопрос в том, как
долго рынок будет верить, что правительство сможет платить по своим
обязательствам деньгами, сохраняющими свою ценность.
Однако у Минфина есть еще средства в банках. На 1 января 2023
г. российские банки имели обязательств перед Минфином/Федеральным
казначейством на 8,8 трлн руб., из которых краткосрочные депозиты в
6,5 трлн руб.
Так что теоретически у правительства средства
есть.
Но мы не знаем, как оно планирует их расходовать. И как на
это отреагирует экономика, мы тоже не знаем. Пока что «растет»
только то, что правительство готово щедро оплачивать бюджетными
средствами. А все остальное…
|
</> |