Все мы странники
kiri2ll — 14.06.2018
авленное видео смонтировано из кадров, взятых из различных
художественных фильмов и документальных хроник. Оно сопровождается
закадровым голосом знаменитого популяризатора науки Карла Сагана,
зачитывающего отрывок из своей книги Pale Blue Dot: A Vision of the
Human Future in Space (в русском переводе — «Голубая точка.
Космическое будущее человечества»).
Несмотря на то, что данный текст был написан почти четверть века назад, он не утратил своей актуальности. Человечество по-прежнему не знает, какое место должен занимать космос в нашей жизни. Это непреодолимый барьер, через который мы никогда не сможем пробиться? Или же наоборот, это будущее человечества, рубеж, который мы должны покорить, чтобы сохранить наш вид?

«Мы с самого начала были странниками. Мы знали все деревья на сто километров вокруг. Как только созревали плоды – мы приходили собирать их. Мы следовали за стадами животных, совершавших ежегодные миграции. Мы ликовали над свежим мясом – чтобы добыть его, приходилось красться, хитрить, устраивать засады и охотиться сообща. Действительно, когда мы объединялись, нам удавалось то, что было не под силу охотнику-одиночке. Идея прокормиться самому казалась столь же нелепой, как переход к оседлой жизни.
Вместе мы защищали наших детей от львов и гиен. Учили их всему, что может понадобиться. Еще у нас были орудия. Тогда, как и сейчас, технология была залогом выживания.
Когда засуха затягивалась или летний воздух пронизывали холодные ветры, наша группа пускалась в путь – порой в неизвестные края. Искали места получше. Когда же не удавалось поладить с кем-либо в нашей маленькой кочевой общине, мы уходили, чтобы прибиться к более дружелюбной компании. Всегда можно было все начать сначала.
На протяжении 99,9 % времени существования нашего вида мы были охотниками и собирателями, странниками, пересекавшими саванны и степи. Тогда не было никаких границ, таможен. Повсюду простирался фронтир. Мы имели дело только с землей, океаном и небом – плюс изредка с угрюмыми соседями.
Но когда климат стал благоприятным, а еды вокруг оказалось в избытке, мы решили вести оседлую жизнь. Без приключений. Разжирели. Расслабились. В последние 10 000 лет – всего лишь мгновение в нашей долгой истории – мы отказались от кочевой жизни. Одомашнили животных и растения. Зачем гоняться за едой, если можно ее разводить?
Несмотря на все материальные преимущества, оседлая жизнь не удовлетворяла нас, оставляя чувство нереализованности. Даже после того, как 400 поколений людей провели жизнь в селах и городах, мы не забыли кочевую жизнь. Открывающаяся перед нами дорога по-прежнему манит, как почти забытая песня из детства. Далекие края ассоциируются у нас с определенной романтикой. Я подозреваю, что эта тяга была тщательно отточена естественным отбором как важнейший фактор нашего выживания. Долгое лето, мягкая зима, богатый урожай, изобильная дичь – ничто из этого не вечно. Мы не в силах предсказать будущее. Катастрофические бедствия словно подкрадываются к нам, застают врасплох. Нашей жизнью, жизнью нашей общины и даже всего нашего вида мы можем быть обязаны тем немногим – неугомонным, жаждущим чего-то, что они даже не в силах описать или понять, стремящимся к новым странам и новым мирам.
Герман Мелвилл в своем «Моби Дике» говорил от лица странников, живших во все времена и на всех меридианах: «Меня вечно томит жажда познать отдаленное. Я люблю плавать по заповедным водам»…
|
|
</> |
Лицензия Astra Linux Special Edition: что включает и кому нужна
Загадка 4055
8 февраля 1908 г.
Мы придём к вам!
Побег из Гренландии
Жизнь амишей
Фото дня
Ад существует
Мероприятия Кейт 27 января


https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.