Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

топ 100 блогов andresol26.07.2025 Во время нашего трёхнедельного путешествия в Прагу и Вену мы посетили 17 концертов. Я перечислю что, где и когда мы слушали, и выскажу краткие впечатления. Кому интересно именно «Кольцо нибелунга», ради которого мы ехали, смотрите пункты 6, 8, 12, 15:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

1. 12 июня, четверг. Первый концерт был несерьёзный, «для туристов». Мы бродили по Пражскому Граду и решили зайти на концерт в исторических интерьерах в Лобковицком дворце. Трио (альт, флейта и фортепиано) исполняли такие хиты классической музыки, как «Турецкий марш» Моцарта и «Влтава» из симфонических поэм Сметаны «Моя родина».

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Билеты «концерт + музей» стоили всего по $37, поэтому я не расстроился, что концерт был всего час длиной и музыканты играли без особого энтузиазма и мастерства. Потом посмотрели и музей.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В аудиогиде нынешнее поколение Лобковицей сетует, как у них украли дворец вначале нацисты, потом коммунисты, но сейчас дворец вернулся им. Музей принято ругать, что там сплошные портреты предков и нечего смотреть, кроме «Сенокоса» Питера Брейгеля Старшего, который Лобковицы «держат в заложниках»:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Я считаю, что музей стоит своих денег. Представлено немало любопытных вещиц. 7-й князь Лобковиц был покровителем Бетховена, который посвятил ему свою Третью симфонию. И концерт немного передаёт атмосферу тех времён, когда музыка исполнялась не в огромных симфонических залах, а в частных резиденциях.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

2. 13 июня, пятница. Переходим к настоящим концертам. Национальный театр в Праге, в противовес императорским театрам, строился на народные пожертвования. Через два месяца после открытия в 1881 году, он сгорел, собрали ещё денег и отстроили заново. Украшали так, чтобы никто не подумал, что чехи бедные. Над сценой висит лозунг «Нация – себе!» (Národ sobě!):

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Мы смотрели самую известную оперу Леоша Яначека «Енуфа». В Чехии её называют «Её падчерица» (Její pastorkyňa). Фойе, буфеты украшены так, чтобы было не хуже, чем Вене:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Первый акт был более-менее, а потом начала такая драма-драма и в музыке, и на сцене, что эту оперу, первую по хронологическому порядку в поездке, я по произведённому эффекту тоже поставил на первое место. Все пели хорошо: главной героиней оказалась не Енуфа (с букетом), а её мачеха – сторожиха костёла (Kostelnička) (справа от Енуфы).

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Этой опере хорошо подошла постановка режиссёра Каликсто Бийето, который порой балансирует на грани «евротрэша», но в «Енуфе» всё было пристойно. До этого мы только один раз слушали оперу Яначека в театре – «Катю Кабанову» по «Грозе» Островского, и это была лучшая опера в Сиэтле за 6,5 лет, что мы там жили. Имеет смысл ходить на этого композитора: в записях он на меня такого впечатления не производит (в театре помогают английские субтитры):

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

3. 15 июня, воскресенье. Мы ходили на оперу Зденека Фибиха «Шарка». Я интересуюсь оперой уже 25 лет, но не помню, чтобы слышал имя этого композитора. Перед поездкой нашёл на ютубе только аудиозапись этой редко исполняемой оперы (последний раз Национальный театр в Праге ставил её 40 лет назад). Музыка, похожая на Вагнера, понравилась. Постер на сайте театра обещал современное переосмысление мифической «Богемской войны женщин», когда тётки подняли восстание против власти мужиков:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Первый акт прошёл хорошо, феминистически, а дальше началась любовная тягомотина в духе «Тристана и Изольды», но без гениальности Вагнера. Позже в чешско-английской программке, которую я купил за 90 крон (около $4), я прочитал о запретной любви между композитором и либреттисткой Анежкой Шульцовой. Она была его ученицей и младше на 17 лет, но он был женат. Шульцова написала либретто для трёх опер Фибиха, в которых героиня под конец неизменно совершала самоубийство. «Шарка» не стала исключением.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Вообще Фибих не хотел писать оперу о Шарке, потому что боялся, что у него получится чешская Брунгильда. Но они с Шульцовой решили поучаствовать в конкурсе Национального театра на новую народную чешскую оперу и проиграли опере «Псоглавцы». После того, как Фибих умер от пневмонии, Анежка Шульцова, как героини их опер, покончила с собой. Но на престижном Вышеградском кладбище композитор похоронен вместе с законной женой:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Лучше бы по этой истории сделали оперу. Потому что «Шарка» своим сюжетом меня разочаровала. Но в поездках имеет смысл по возможности ходить на такие национальные оперы, а не на вездесущие травиаты-тоски. Сам театр стоит того, чтобы его посмотреть изнутри. Билеты стоят сравнительно дёшево ($50–70), и было полно свободных мест:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

4. 17 июня, вторник. В 1787 году в Сословном театре в Праге состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан». Дирижировал автор. Пишут, что это единственное сохранившееся в первозданном виде здание театра, в котором выступал Моцарт.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Так выпало, что в те дни, когда мы гостили в Праге, в этом театре снова давали «Дон Жуана». К операм Моцарта у меня спокойное отношение. Обычно мне нравится первый акт, а дальше становится скучно. Так и в «Дон Жуане»: первый акт – блеск, следил и слушал со вниманием, а во втором акте действие буксует, добавляются необязательные для сюжетного развития арии, и остаётся впечатление: «Сходили и ладно».

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Мистического просветления в историческом театре со мной не случилось. В своём приблизительном рейтинге я поставил этот спектакль чуть выше «Дон Жуана» в Метрополитен-опере много лет назад.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

5. 19 июня, четверг. Перенесёмся в Вену. Изначально мы не планировали никаких концертов на этот день. Но что ещё делать в поездках вечером? Мы решили послушать «Времена года» Антонио Вивальди в Карлскирхе, возле которой утром смотрели процессию на Корпус-Кристи:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Этот концерт тоже можно назвать «туристическим»: они исполняют «Времена года» каждый вечер. Такой выбор обусловлен тем, что Антонио Вивальди был похоронен на кладбище рядом с Карлскирхе. Но его могила не сохранилась: на месте кладбища сейчас Венский технический университет:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Меня в блоге предупреждали не ходить на «туристические» концерты, особенно на везде рекламируемые «моцартовские» концерты, где исполнители выступают в костюмах 18 века, но играют отвратно. Билеты на них продаёт «моцарт» – помятого вида мужик в парике:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

На «Времена года» мы покупали билеты онлайн. Взяли самую дешёвую категорию (по $39), потому что хотели для разнообразия посидеть на балконе: из «партера» церковь мы уже видели утром:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Концерт вышел не таким уж плохим. Основная нагрузка выпадает на солиста-скрипача. Мой брат придирался, что из-за плохой акустики ноты сливаются – типичная проблема концертов в церквях, поэтому лучше бы они исполняли что-нибудь медленное. Я шёл для галочки «концерт в церкви», поэтому не жаловался.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

6. 20 июня, пятница. Мы добрались до цикла из четырёх опер (точнее – трёх опер и предвечерья) «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера, ради которого затевалась эта поездка. В прошлом декабре в Мадриде мы прослушали полуторочасовое «Кольцо без слов», и я решил, что пришло время снова прослушать весь цикл за неделю. Первый раз такой оперный марафон мы устраивали себе в июне 2006 года в Мариинском театре. Самое удобное и интересное «Кольцо» в 2025 году оказалось в Венской опере (в ларьке с зайцем продают сосиски):

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В пятницу исполнялось предвечерье «Золото Рейна» – самая короткая опера в цикле. Всего 2 часа 30 минут без перерыва. Опытные вагнерианцы знают, что в буфет и туалет надо сходить заранее:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Билеты мы покупали в декабре сразу на весь цикл на одни и те же места. Ошибкой было выбрать первый ряд балкона: стоило сесть по-нормальному, откинувшись на спинку кресла, как высокий бортик закрывал оркестр и часть сцены. Пришлось сидеть часами на краешке сидения. Зато индивидуальные экраны с субтитрами в Венской опере продвинутее, чем в Метрополитен:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

«Золото Рейна» мы с 2006 года живьём так и не слушали. Тогда в Мариинском театре был хороший исполнитель роли Логе Василий Горшков. А в Вене Логе меня не впечатлил. Что ещё хуже: нам на этот цикл попался плохой Вотан, а ему петь в трёх операх из четырёх. Для меня эта роль самая главная, важнее Брунгильды. Шотландский бас-баритон Иэн Патерсон то ли был простужен, то ли просто не тянет на роль верховного бога. Другие зрители разделили это мнение: Вотана единственного на поклонах забукали. Костюмы Фафнера и Фазольда порадовали – сразу видно, что Великаны:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

7. 21 июня, суббота. Наш первый концерт в Музикферайне. Пишут, что среди концертных залов он занимает то же место, что Лувр среди музеев:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В музее старинных музыкальных инструментов – заходили мы в Вене и в такой – выставлено фортепиано, на котором в Музикферайне играли Клара Шуман и Иоганнес Брамс:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Венским филармоническим оркестром дирижировал хорошо знакомый нам Манфред Хонек. Он австриец, но с 2007 года руководит Питтсбургским симфоническим оркестром, на чьи концерты мы много ходили во время обучения в аспирантуре. Скорее всего, Хонек – дирижёр, которого мы слушали чаще всего. Я приобрёл программку за глупую цену в €5.20: не брал с собой на концерт монеты, так получил их на сдачу. Она оказалась на немецком:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В первом отделении играли короткое произведение современной австро-американской композиторши Леры Ауэрбах, родившейся в Челябинске. Вначале, когда ударник начал водить рукой по гонгу, я испугался, что будет неудобоваримая музыка, но вышло что-то в духе Шнитке. Затем греческий скрипач Леонидас Кавакос сыграл Концерт для скрипки с оркестром Корнгольда и нечто задумчивое на бис (возможно, Баха):

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Но мне больше понравилась Седьмая симфония Бетховена во втором отделении. Умеет Хонек исполнять громко и весело. Потом в голове крутились мелодии из финала. В этой поездке среди симфонических концертов Седьмая Бетховена для меня была лучшей. Сидели мы на балконе Золотого зала.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Публика одевается демократично, не только в костюмы и вечерние платья. Маленьким китайским девочкам, сидевшим справа, делали замечания, чтобы они не перегибались через бортик. Мне в детстве на Бетховене тоже было бы скучно:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

8. 22 июня, воскресенье. «Кольцо» продолжилось оперой «Валькирия». Я подозреваю, что большинство зрителей, как и мы, купили билеты на весь цикл, а не на отдельные оперы (цикл можно было приобрести заранее как подписку, и к моменту свободной продажи билетов почти не осталось). Поэтому соседи на всех четырёх операх «Кольца» у нас повторялись. Слева от меня сидела дама из Нью-Йорка, справа от моего брата – господин из Сан-Франциско. Американское нашествие на Вагнера:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Господин из СФ оказался очень болтливым челом и герр-директором «Северокалифорнийского общества Густава Малера». После «Кольца» в Вене, он вернётся на недельку в США, потом полетит в Германию в Байройт слушать ещё 8 опер, а потом в Австралию. Жаловался, что Ла Скала не даёт ему заранее купить билеты на их «Кольцо», которое будет в феврале. К счастью, помимо моего брата у него были другие соседи, которым он мог рассказывать, как слушал Караяна.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В «Валькирии» мы ожидали Андреаса Шагера в роли Зигмунда, и он нас не разочаровал. Впервые мы услышали его в «Тангейзере» в Мет, и на выступления Шагера я готов специально летать. Громкий героический тенор – редкость. На финальных поклонах его нет, потому что Зигмунда прибили в конце второго акта и Шагер ушёл домой. Но он вернётся в роли Зигфрида в двух следующих операх, так что я его ещё покажу, а пока дирижёр, Брунгильда, Зиглинда, восемь валькирий и Вотан:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В целом, мне эта постановка «Кольца» показалась скучной и безыдейной. В первом акте «Валькирии» все пели хорошо, музыкально это была одна из сильных частей цикла, но из всех декораций был один только стол, вокруг которого ходили герои. А вот дама из НЙ такую полуконцертную постановку хвалила: можно послушать певцов, а не отвлекаться на их полёты на гигантских качелях, как в постановке «Кольца» в Метрополитен, которая движется в неправильном направлении, отчего американским любителям оперы проще слетать в Европу.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Когда опера закончилась, мой брат предложил подойти к служебному входу и просмотреть, как исполнители будут выходить, общаться и фотографироваться с фанатами. Мы сами не лезли и ни у кого ничего не подписывали. Мне важнее посмотреть их выступление на сцене и поаплодировать в конце. Мужик слева в шортах – Иэн Патерсон, который снова слабовато спел Вотана:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

9. 23 июня, понедельник. Я планировал ехать в Альпы на целый день, но к вечеру обещали дождь, и я уступил желанию моего брата пойти на Четвёртую симфонию Малера в той же Венской опере, где Малер некогда был директором, а сейчас есть Малеровский зал:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Билеты на симфонию в сопровождении балета были давно распроданы. Для таких случаев в 10 утра в день концерта выпускают в продажу билеты на стоячие места. Нам даже не пришлось особо суетиться, чтобы отхватить два билета на галерею по €15. По пути в театр полил обещанный дождь. Перед часовой симфонией предстояло простоять получасовой «видеобалет» под названием live, но можно не стоять, а полулежать по поручне – халява:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Всё было прекрасно видно. Под фортепианную музыку Листа на сцену вышел мужик, поднял лежавшую видеокамеру, направил её в зал, после чего на экран над сценой вывели крупным планом ничего не подозревающих зрителей из первых рядов. Далее вышла балерина, и оператор снимал её движения вблизи, чтобы можно было видеть не только, как она танцует на сцене, но и всю мимику и отдельные движения пальцев на гигантском экране. «В этом и заключается видеобалет», – подумал я. Но дальше было интереснее: балерина спустилась в оркестровую яму и вышла из зала. Оператор последовал за ней, и теперь то, как она танцует в фойе среди колонн, мы могли видеть только на экране. К ней присоединился балерун, и пошла драма. И всё так смонтировано, что становится непонятно, где прямая трансляция, а где запись. На поклоны они вернулись в зал (пианистка - оператор - танцовщики):

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

После антракта яму занял оркестр, и пока мы слушали Четвёртую симфонию Малера, на сцене кто только ни скакал, как только ни перекатывался, даже палочки раскладывали с загадочной целью. Первое наше приобщение к балету вышло специфическим:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

10. 24 июня, вторник. Посетили мы и другую важную концертную площадку, которая так и называется Концертхаус:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Дирижировал Жорди Саваль, сторонник аутентичного исполнения на таких инструментах, какими они были в эпоху написания произведений. Из-за кулис выполз седобородый дедушка 1941 года рождения и медленно с палочкой (не дирижёрской) заковылял к пюпитру. Я был уверен, что он будет дирижировать сидя. Но дойдя до дирижёрского подиума, Саваль положил рядом с ним свой костыль и почти весь концерт провёл на ногах, чуть ли не подпрыгивая. Среди дирижёров много профессиональных долгожителей. Только в медленных частях он садился и на поклонах очень-очень медленно уходил за кулисы, чтобы тут же побрести назад – есть такая традиция уходить-приходить:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Исполняли три симфонии Бетховена: в первом отделении №1 и №2, во втором – №4. Моего брата этот концерт привлёк тем, что среди симфоний Бетховена они исполняются реже всего. По сравнению с Седьмой мне было скучновато: только отдельные части понравились, и прогресса от Первой к Четвёртой я не заметил. Но мой брат хвалил, насколько слажено играет оркестр, включая медные духовые. Не зря они очень долго настраивались.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Такую скульптуру Бетховена мы нашли в закоулках Концертхауса. Мы не собирались ехать специально на Бетховена и не выискивали в Вене бетховенские места, но его в этой поездке было много. Мой брат стоит в “Eroica Hall” в Palais Lobkowitz, где состоялась премьера Третьей «Героической» симфонии Бетховена:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В сувенирном магазине Венской оперы даже продаются уточки-Бетховен:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

11. 21 июня, суббота, и 25 июня, среда, день. В один пункт объединяю два органных концерта в Петерскирхе. Ежедневно они дают по три концерта по полчаса каждый:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В церковь можно зайти бесплатно, но до и после концертов агрессивно просят пожертвования (мы дали €5 и €10). В первом концерте, который мы посетили в субботу, участвовала меццо-сопрано. Второй в среду был чисто органный и включал Токкату и фугу ре минор Баха. Самих исполнителей на балконе не было видно – только головы над бортиком в конце:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Поэтому во время исполнения разглядываешь или алтарь:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Или купол с фресками «Коронование Богоматери»:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

12. 25 июня, среда, вечер. Третья часть «Кольца» – опера «Зигфрид». Первый акт мне понравился: Шагер прекрасно спел ковку меча, и Миме (Michael Laurenz) был убедительный:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Во втором акте нас разочаровала битва с драконом. На видеоэкран вывели изображение глаза дракона, после чего Зигфрид его за кулисами победил. Дома мы с братом пересмотрели, как эта сцена выглядит в других постановках: от плюшевых дракончиков до механических кибер-драконов. В общем, на декорациях и костюмах в Вене экономили. Я недоволен:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В антракте можно выйти на террасу к имперским наездникам на пегасах и видам на купол Музея истории искусств. Конусы с ленточками по-колхозному огораживают шатающиеся плитки:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

По нашему мнению третий акт Зигфрида – самая скучная часть «Кольца». Дуэт Зигфрида с пробуждённой Брунгильдой лишён драматизма и тянется, тянется, тянется, всё ещё тянется к промежуточному хеппи-энду.

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

13. 26 июня, четверг. Пришла пора «настоящего» балета. Dornröschen – это «Спящая красавица» Чайковского:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

В Венской опере свободная продажа билетов на отдельные спектакли открывается месяца за три, а до этого можно оставить “Pre-order”, в какой сектор и сколько билетов ты хотел бы приобрести. В апреле мне пришёл емейл, что желающих так много, что нам билетов не досталось и в свободной продаже их не будет. Но уже на месте мы без проблем купили стоячие билеты в конец партера по €18, когда они появились в 10 утра. Сцену было видно лучше, чем с не доставшихся нам сидячих мест на балконе за €122:

Все концерты в Праге и Вене: от Моцарта до Вагнера

Я ожидал, что на стоячих местах будет в

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
25 августа 1942 года в Карском море произошёл героический бой советского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с немецким карманным линкором «Адмирал Шеер». «Александр Сибиряков» (капитан парохода - ст. лейтенант А.А. Качарава) во время рейса на Северную Землю встретился в районе ...
А вот что думает наш уважаемый глава города о собаках в городе GrustniyKot @d_azaroff нас чуть не покусала свора бродячих собак на площади кирова, когда мы ехали на велосипедах. Мне стыдно за наш город. 27 Aug @D_Azaroff Дмитрий Азаров @GrustniyKot со мной, в детстве, ...
На данном этапе это скорее декларативный документ, под который еще предстоит создавать организационную, финансовую и информационную базу. Но цели вполне себе здравые, Одесса де-факто находится под оккупацией и местному Сопротивлению фактически предстоит действовать в условиях подполья н ...
Вспомнил тут намедни Франциска Ассизского и вот про что подумал. Про ящериц. Что у ящерицы самое главное? Скажете хвост? Нет, конечно. Хвосты практически у всех и так есть, эка невидаль. У ящерицы же самое главное это самоотламывание и самовосстановление хвоста. Вот на это уже никакая ...
Ее таки взорвали сегодня. Не смотря на обнимашки и акции, несмотря на петиции и требования всенародного обсуждения. Башни нет. Осталась история ее многолетнего существования. Надо отметить - взорвали технично. Она упала именно туда, куда и должна была. Смотрите трансляции взрыва! ...