Врубель в темноте. Выставка "Два желания" в особняке в Подсосенском
moscow_i_ya — 08.12.2023Это один из самых интересных московских особняков. Его владельцы Морозовы - одна из ветвей династии Морозовых - перестраивали его в 1879 году (архитектор Чичагов) и в 1895 году - Шехтель. Его "изюминка" - готический кабинет, в оформлению которого участвовали Врубель и Коненков (и само собой Шехтель). Попасть в особняк можно, но нужно отловить экскурсию и заплатить за нее немалые деньги.
И вдруг... все мои чаты буквально взорвались информацией. Неделю (7-14 декабря)! Бесплатно! Открыты все помещения знаменитого особняка!
Этот аттракцион невиданой щедрости назывался: Выставка современного искусства "Два желания".
Недолго думая, я решила, что два желания - это посмотреть особняк и познакомиться с современным искусством. После чего поторопилась в Подсосенский переулок.
Да, я увидела особняк - действительно роскошный - и современные арт-объекты. Я отношусь к современному искусству как минимум толерантно. Однако увиденное вызвало... недоумение, разочарование и даже возмущение. Но одновременно и довольно сильное чувство со знаком "плюс", назвать которое затрудняюсь. Так всё запуталось.
Поэтому отчет скомканный: у меня нет желания разбираться, где будуар, а где столовая, в каком стиле они оформлены, где Шехтель и где Чичагов.
2.Вхожу, восхищаюсь входом в Египетском стиле.
3.
4.Раздеваюсь, получаю проспект выставки и путаю порядок посещения: вместо того, чтобы начать с второго этажа, иду в дальнее крыло первого. Ах, какой потолок...
5.Прохожу в следующий зал и понимаю: это ОН. Тот самый зал, что завораживал на фото.
6. Зал погружен во тьму, играет музыка, свет подается короткими вспышками, которые на мгновения освещают картины - и они вновь исчезают во мраке. Второй этаж (там закрытый проход в библиотеку) освещается какими-то голубоватыми пятнами. Постепенно глаз адаптируется к темноте, и начинаешь различать восхитительные детали - после того, как почти уткнешься в них носом.
7.При всем том впечатление от этой "аудиоинсталляции" сильное. Я стояла там долго, сливаясь с ритмом музыки и сумраком прекрасного зала, разглядеть который невозможно. Впрочем, проспект уверяет, что именно в этом был замысел автора инсталляции. В этом есть свой смысл... только все-таки хочется увидеть картины Врубеля. Да, знаю, это копии, оригиналы в Третьяковке. Но ведь они создавались именно для этого зала, и без его антуража многое теряют. Но автор инсталляции решил, что нам не надо их видеть.
8.Долго думала, приводить ли следующие фото из этого зала. Они сделаны в режиме "ночь", и на них видно то, что на самом деле покрыто мраком. Только на фото и можно разглядеть.
Все-таки решила приводить.
9.
10.Гном работы Коненкова
11.
12.В соседней комнате огромные рисунки закрывают гобелены. Когда я это понимаю, мне не хочется смотреть ни те, ни другие (пара гобеленов осталась)
13.В зеркало видны фрагменты рисунков
14.Дальше уже ни на что не хочется смотреть, я несусь по залам, что-то снимая на автопилоте
15.
16.
17.Это кажется зал, где осталось старое оформление, до Шехтеля
18.
19.
20.
21.
22.В последних залах я все-таки сняла пару арт-объекты\ов. Это инсталляция "Эй вы, куда?". Круговорот из убегающих тарелок - это недосягаемый праздник и застолье.
23.А описания этой инсталляции на камине (см. фото 20) в буклете нет
24.Наконец иду одеваться. Пока надеваю пальто, кладу сумку и шапку. И тут меня осеняет: это тоже инсталляция! Например:
Omnia mea mecum porto (Все мое ношу с собой). Автор инсталляции напоминает нам, что истинное богатство - не в вещах. Монументальная колонна и мраморные ступеньки кажутся нам красивыми и ценными, в отличие от дешевой шапки и небрежно брошенной сумки. Но и те и другие лишь заслоняют от нас подлинные ценности - интеллектуальные и духовные.
Выводов не будет.
|
</> |