Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

топ 100 блогов cartezian_ctznj31.10.2024 plot (польс.) - забор, изгородь
plot (англ.) - сюжет

*

В большом обзоре свидетельств о гизских пирамидах мы выяснили, что до начала XIX века ни один свидетель, путешественник, ученый, картограф, египтолог, даже и месяцами живя в Каире, не показал Великих пирамид в том количестве и расположении, того размера и формы, которые соответствуют реальным. Хотя из любой точки старого Каира и, естественно, с Нила Великие пирамиды, их количество, расположение, форма видны как на витрине.

Причина этому может быть только одна: до означенного периода тех и таких пирамид еще не было, но они масштабно вбрасывались в массовое сознание через литературу и науку. В большом обзоре античных и средневековых источников из десяти постов начиная с этого мы выяснили, что первые реальные элементы  Великой пирамиды появились только в ХVI веке. Впервые высчитала ее реальную форму в 1798-1801 годах и опубликовала в 1822 году Комиссия Наполеона. Впервые она была сфотографирована и открыта для всеобщего обозрения в 1839 году. Пирамиды Хефрена и Микерина были доделаны в период между работой Комиссии и на Гизе и 1839ьгодом. Ну а пока пирамиды не были готовы, они вбрасывались, и не только в письменные источники. Сегодня мы рассмотрим интереснейшее мероприятие  XVI-XVIII веков - врисовку пирамид в картины старых мастеров всех основных европейских направлений  на библейские темы с египетскими сюжетами.

Любуемся.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с


Это полотно Цампьери Доменикино (Domenico Zampieri, 1581-1641), видного представителя болонской школы в эпоху барокко, наставника Пуссена и Лоррена, предшественника классицизма. "Пейзаж с бегством в Египет". Написан около 1605 года. А в пейзаже престранная и забавная деталь - пирамиды, сквозь которые просвечивают детали ландшафта.

Ясно, что это сделал не автор. Рука мастера такого безобразия просто не сделает, и композиционно пирамиды тут вообще лишние. Влепил их на картину не очень умелый живописец.

Еще одна версия этой картины Доменикино, возможно, утраченная, или просто не выставленная в сети, в 1766 году вдохновила английского гравера Уильяма Бирна (William Byrne, 1743–1805), который простодушно изобразил врисованную пирамиду. Спасибо за эту находку mudraya-ptica.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Пирамида там как пятое колесо в телеге, нарисована с детскими ошибками, которые не мог допустить мастер. Неправильно приделан верх, про нижнюю часть рисовальщик просто забыл.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

На картине пирамиду наверняка вляпали поверх деревьев, и ветки проступают сквозь ее грань. Гравер скопировал и это.

*

Первые примеры такого рода подсказал блогер nezvanov - спасибо ему! Небольшое изыскание подтвердило, что налицо целая кампания по точечному вкраплению пирамид в картины старых мастеров с египетскими сюжетами.

Яркий представитель романизма, нидерландский живописец и архитектор эпохи Возрождения, ученик Дюрера Ян ван Скорел (Jan van Scorel 1495-1562). "Мадонна с младенцем", 1530-1531.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

От души порезвились над картиной "Ребёнка Моисея спасают из нильских вод", написанной ок. 1560 года, итальянского мастера феррарской школы, основателя маньеризма Никколо дель Аббате (Niccolo dell'Abbate, 1512-1571). Часть пирамидок стилизовали под крыши, часть налепили просто так. Очень усердный труд!

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Французский художник, один из основоположников живописи классицизма Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594-1665). Картина "Возвращение святого семейства из Египта" 1629-1630 годов. Врисовали обелиск и пирамиду. Небо не только просвечивает сквозь пирамиду, но видна даже фактура мазка мастера. Проступившие полоски, которыми автор обозначил небо, врисовщик разделил на пирамиде тонкими карандашными линиями, чтобы они не сильно проступали.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

"Нахождение Моисея". 1651. Пирамиды прозрачны.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Еще на одной работе Пуссена 1638 года с тем же сюжетом и названием соавтор вписал нелепую пирамиду, незнамо зачем перегораживающую дорогу, идущую через мост, добросовестно воспроизвел ее отражение в воде, но сделал детскую ошибку. Все отражения предметов и фигур так же освещены и затенены, как предметы и фигуры, и только отражение пирамиды полностью в тени, хотя ее левая грань освещена.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Еще одна работа Пуссена с тем же сюжетом и названием.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Снова просвечивают ландшафт и строения, вторая пирамида написана неграмотно, судя по всему, незванный соавтор Пуссена пытался изобразить тень на грани пирамиды, но ошибся с формой.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

На другой версии этой картины Пуссена 1624 года соавтор избежал прозрачности, но сделал другие ошибки.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Грани первой пирамидки получились не вдавленными, а выпуклыми, как у мидии. Вторая пирамидка демонстрирует полную несостоятельность в рисовании освещения граней - их у пирамидки просто нет.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Еще одно издевательство над Пуссеном и его "Моисеем, спасенным из вод" 1647 года. Две пирамиды влепили на средний план, одну, прозрачненькую, на дальний.
Две пирамиды сориентированы по сторонам света одинаково, стороны, обращенные к зрителю, параллельны. Они так и должны выглядеть для наблюдателя, стоящего на линии между пирамид. С основами объемной геометрии рисовальщик знаком. Но с элементарной логикой не дружит. Почему у одной пирамида сторона, обращенная к зрителю, освещена, у другой - в тени?

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Французского мастера, последователя классицизма Пуссена, старейшину французской Академии живописи и скульптуры, расписывавшего Нотр-Дам-де-Пари, Себастьяна Бурдона (Sébastien Bourdon, 1616-1671) дорисовщики, можно сказать, пощадили.

Не стали уродовать его "Нахождение Моисея" 1655-60 гг. эпическими глупостями, скромненько налепили кучу кривеньких пирамидок в городской пейзаж. Если не всматриваться, то и не увидишь.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Чего не скажешь о следующем авторе - последователе Пуссена.

*

Французский продолжатель классицизма Пуссена, пользовавшийся большой популярностью при жизни, Николас Коломбель (Nicolas Colombel, 1644–1717) написал четыре картины с одним сюжетом "Нахождение Моисея".

На этом полотне соавтор добросовестно намазал пирамиды, ничего не просвечивает.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Но почему они синие? Все строения урбанистического пейзажа - другого цвета, синими могут быть только горы на дальнем плане. Налицо грубое нарушение закона тональной перспективы, открытого и развитого живописцами Возрождения - подробнее показан на примере помпейских фресок. И это нарушение одного из канонов живописи Возрождения говорит о том, что автор пирамид на картине - вовсе не профессиональный художник и с живописью плохо знаком.

И почему грань, обращенная к нам, затенена? Солнце за спиной слева художника, фигуры и строения большей площадью освещены слева, справа затенены незначительно. Грань, обращенная к нам, обязана быть на солнце. Посмотрите тень подбородка девушки на ее шее - она показывает направление источника света, и он обязан освещать обе затененные на врисованных пирамидах грани. Очень несведущий соавтор дополнял эту картину.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

На второй картине та же, но еще более грубая ошибка. Все фигуры и строения ярко освещены слева, и только у врисованной пирамиды обе видимые грани в тени.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Крайне неумело добавили пирамиду в росписи Тулузского кафедрального собора святого Иосифа "Триумф Иосифа" 1657 года французского живописца, поэта, переводчика Илера Падера (Hilaire Pader, 1607-1677).

Пирамида закрыла облака, рельефно проступившие на дополнении, их пытались имитировать каким-то бликами на пирамиде. А главное — посмотрите на правый нижний край пирамиды. Имитатор не смог даже провести провести линию ребра пирамиды, забыл закрасить правую затененную грань под плюмажем лошади и обвести как надо руку, которую попался восстановить, но лучше бы этого не делал.

Обращаю внимание также на невесть что на обелиске, т.е. на отсутствие понятий о древней египетской письменности. Она еще не была готова. Впервые нормальную египетскую письменность и стилистику отобразит Фредерик Норден 80 лет спустя...

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

А вот за эту врисовку следует похвалить неведомого врисовщика. Маленькая, нелепая зеленая пирамида в виде круглого конуса почти сливается с деревьями и практически не портит пейзаж. Очень бережно соавтор отнесся к картине мэтра, живописца эпохи барокко из Лотарингии, ведущего пейзажиста Италии Клода Лоррена (Claude Lorrain, 1600-1682) "Пейзаж с отдыхом во время бегства в Египет (полдень)" 1666 года. Посчитал, что в пейзаже и так достаточно древностей, ни к чему лепить еще одну, и стилизовал пирамиду под крону дерева. Без всякого сарказма: всем бы так!

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Монументально поглумились дорисовщики над двумя картинами с отзеркаленной экспозицией "Нахождение Моисея" французского живописца и гравёра стиля Регентства, известного мастера французской книжной иллюстрации Антуана Куапеля (Antoine Coypel, 1661-1722). Влепили на дальний план пирамиду, нечто симбиотическое между колонной Помпея с Александрийским маяком и обелиск.

На картине 1695-97 годов сквозь пирамиду откровенно просвечивает здание, на которое ее влепили, сквозь симбиот - синева небесного фона, сквозь обелиск - земля, облака и прогал между облаками.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

На картине ок.1699 года ничего не просвечивает, но малеватель так безруко вписал в фон дорисованные объекты, что хочется оторвать ему руки и приставить в надлежащее место, ибо они не из того места растут.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Посмотрите, как вписывает абрис объектов мастер, живописец, гравер, выдающийся иллюстратор, и как вляпывает на фон неба мазила свои дополнительные объекты, заодно влезая этим фоном и на деревья ближнего плана.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Итальянский живописец и гравер римской школы, представитель высокого барокко Пьер Франческо Мола (Pier Francesco Mola, 1612-1666). Три работы с одним сюжетом, написанные около 1640 года. "Отдых Святого Семейства на пути в Египет".

С этим безобразием ясно все. Тут эта недопирамидка нелепого цвета просто лишняя во всех смыслах.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Еще на одной версии этой картины сквозь нелепицу просвечивает пейзаж.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

А здесь, похоже, набросана еще одна, крупная пирамида. Но корректировщик дописывать ее не стал, заказчику хватило и одной.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

В картину последней четверти 17 века "Нахождение Моисея" крупнейшего художника неаполитанской школы, представителя итальянского барокко Франческо Солимены (Francesco Solimena, 1657-1747) влепили пирамиду не только прозрачную, но и с извилистым хвостиком.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*
Германский живописец барочной школы Иоганн Хайс (Johann Heiss, 1640–1704) счастливо избежал очень серьезного уродования картины "Обретение Моисея" 1696 года.

Да, по обычаю картина получила две прозрачных пирамидки. Но если присмотреться, то увидим, что была набросана огромная третья, освещенная грань которой осталась в виде абсурдного луча, выходящего из глубины мрачных туч на две фигурки, никаким местом не связанные с сюжетом. Видимо, чувство меры пробило в заказчике, и он остановил абсурд, вместо огромной пирамиды посоветовав сделать две маленьких. А грань исполнитель замаскировал под луч, вписав две крохотные, ярко освещенные неизвестно чем фигурки.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Голландский живописец Адриан ван дер Верфф (Adriaen van der Werff, 1659-1722) написал две картины "Изгнание Агари с Измаилом".

В картину 1697 года пирамиду вставили. В картину 1701 года — нет.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Две пирамидки врисовали в картину "Дочь фараона спасает младенца Моисея из вод".
На первый взгляд без особых ошибок, кроме одной: пирамида в этом месте пейзажа — как седло на корове.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Но присмотревшись, обнаружим, что пирамида абсурдным образом висит в воздухе, начинаясь от линии арочного пролета моста. Рисовальщик начал врисовывать ее от линии, но под финиш работы забыл соединить с низом.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

А может и заказчик не заметил, что линия пролета еще не закрашена, и сказал: хватит! Поспешность чувствуется во многих врисовках.

Но также чувствуется и энтузиазм. Увлеклись творчеством Ван дер Верффа и вклинили пирамиду, сквозь которую просвечивает берег, в картину "Пастух и пастушка" 1696 года, никак не связанную с египетскими сюжетами.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Французскому представителю классицизма Шарлю де Лафоссу (Charles de La Fosse, 1636-1716) в его "Обретение Моисея" 1701 года влепили прозрачные обелиск и пирамиду. Причем, пирамиду, судя по грубо неумелой границе кроны дерева, сделали вместе с кусочком неба и фоном, закрасив правую часть кроны. Остатки кроны еще видны на пирамиде.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Итальянский живописец венецианской школы Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659-1734). "Обретение Моисея". 1711.

Нет слов.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Французский художник и гравер, один из лучших пейзажистов 17 века Этьен Аллегрен (Étienne Allegrain, 1644-1736). "Ландшафт со спасенным Моисеем". Последняя четверть 17 в.

Просвечивает не только газон и тумба, но и шагающая фигура.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Стремясь замаскировать свое неумение, тайный соавтор мастера-пейзажиста влепил в античный пейзаж совсем уж нелепые печные трубы и дым из одной из них.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Ничего лучшего, чем намазать кривую пирамиду поверх деталей дальнего плана и даже не закрасить ее, не придумал незванный рисовальщик в картине "Отдых святого семейства на пути в Египет" 1737 года придворного живописца польского короля Яна III Собеского, итальянского художника Альтомонте Мартино (Martino Altomonte, 1657-1745).

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

На картину основателя английской школы живописи Уильяма Хогарта ( William Hogarth, 1697-1764) "Моисей предстает перед дочерью фараона" 1746 года врисовали две пирамиды на дальнем плане и одну на среднем, но забыли продолжить ее ребро. В результате пирамида у них в воздухе повисла.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

А это уже Британский музей ловко исправил ошибку редактирования картины мэтра с помощью гравера Люка Салливана (Luke Sullivan, 1730-1771). Любуйтесь.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Во-первых, гравер отзеркалил картину. Во-вторых, убрал одну из прозрачных пирамидок, вторую сделал нормально затененной. А главное, поработал над главной оплошностью: сузил пирамиду, отодвинул ее от парапета вглубь крыши, огонь и дым пустил точно в то место, где и после редактирования должен показаться край пирамиды, т.е. прикрыл его. Сравнивайте.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Чувство меры сохранило от большого вредительства картину римского живописца, предтечи неоклассицизма Марко Бенефиала (Marco Benefial, 1684–1764). Неказистая прозрачная пирамидка почти не портит пейзаж полотна "Отдых святого семейства на пути в Египет" 1750 года.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Итальянский мастер периода рококо и неоклассицизма Франческо Дзуккарелли (Francesco Zuccarelli, 1702-1788) написал "Обретение Моисея" в 1768 году, был повторен в зеркальной версии пейзажистом и гравером Джорджем Робертсоном (George Robertson, 1742–1788) и увековечен под названием "Египетские женщины извлекают Моисея из Нила" гравером Сэмюэлем Смитом (Samuel Smith, 1745–1799) в 1786 году.

Из этих дат следует довольно точный период редактирования картины в форме врисовывания дурацких прозрачных пирамид прямо в заливной пойме Нила. Это произошло между 1768 и 1786 годами.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Меньше других повезло Антонио Пароли (Antonio Paroli, 1688–1768), венецианскому художнику из словенской Гориции, в чью картину "Нахождение Моисея" не просто влепили колоритную, уродливую, затмевающую всё остальное, в том числе центральные фигуры сюжета, пирамиду, но и сделали ее настолько же уродливо безграмотной, затенив с обращенной к нам стороны, которая ярко освещена на всех остальных предметах, строениях, фигурах картины.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Смело начал врисовывать пирамиду перед постройками дальнего плана корректор картины испанского живописца, гравера, иллюстратора, академика Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо Хосе Антонио Химено и Каррера (José Antonio Ximeno y Carrera, 1757-1818) "Отдых при бегстве в Египет". Но остановился, увидев абсурдность пирамиды в законченном виде, и оставил деталь в нелепой неопределенности.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

*

Еще одно очень позднее врисовывание, говорящее о том, что мероприятие по вбросу пирамид - не разовое. Французский мастер неоклассицизма, живший и работавший в Италии, Луи Гофье (Louis Gauffier, 1762-1801). "Отдых на пути в Египет", 1792.

Врисованные пирамиды на картинах старых мастеров на библейские темы с

Здесь не только просвечивает ландшафт. Налицо грубая ошибка с освещенностью. Не могут пирамиды так по-разному освещаться, а также в принципе располагаться. Они вообще ориентированы гранями единообразно по сторонам света.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда-нибудь, когда у меня будет туева хуча денег, я куплю огромное, красивое, возможно, относительно старинное здание в каком-нибудь престижном зелёном районе большого европейского города, и открою в нём сразу несколько разноплановых, но во ...
Фото (с) Staff Sgt. Shawn White Небезынтересный фоторепортаж  на американском оборонном интернет-ресурсе DVIDS о службе техника-сержанта 336-й заправочной эскадрильи 452-го крыла аэромобильности 4-й воздушной армии Юлии Ямбаршевой. Уроженка Йошкар-Олы служит на авиабазе резерва ...
и про котов ...
Чем приятны длинные выходные на новый год – это возможностью отправиться в путешествие. По глубинке в этом году я поездил достаточно, поэтому в качестве развлечения выбрал центр цивилизации – Москву. Вопрос только в том, как именно туда добираться: самолетом (быстро, дороговато и никакой т ...
Велогонка «Тур де Франс», 1930 год. Французский гонщик Жюль Мервель подкрепляется красненьким винцом. ...