Врезались в Не​**о

топ 100 блогов vikond6506.02.2023 Врезались в Не​**о

Конечно, все знают, как бескомпромиссно и целеустремленно СССР боролся с фашизмом. Гораздо менее известно, как активно и взаимовыгодно он сотрудничал в довоенные годы с фашистской Италией в области авиации, судостроения, в производстве оружия и в целом ряде других отраслей.

А вспомнил я об этом, потому что сегодня - годовщина печального события. Ровно 85 лет назад, 6 февраля 1938 года потерпел катастрофу крупнейший советский дирижабль "СССР В-6 Осоавиахим", построенный по проекту генерала итальянской армии Умберто Нобиле, которому сам Муссолини лично присвоил звание "почетного фашиста". Вот, что писал о нем в 1928 году известный большевистский агитатор Владимир Маяковский:

Фашистский генерал на полюс рьяно лез.
На Нобиле благословенье папское.
Не карту полюса с собой он вез, а крест,
Громаднейший крестище и шампанское.
Аэростат погиб, спаситель - самолет.
Отдавши честь рукой в пуховой варежке,
Предав друзей, вонзивших когти в лед,
Бежал как трус фашистский генералишка.

Однако Нобиле считался одним из ведущих мировых специалистов в области дирижаблестроения, а советское руководство в начале 1930-х годов решило наряду с авиационной создать еще и дирижабельную промышленность. Но своих спецов не было, поэтому уже в 1931 году генерал получил официальное приглашение за хорошие деньги приехать в СССР и организовать в подмосковном городе Долгопрудный завод по производству дирижаблей. Никакие "непримиримые идейные разногласия", о которых постоянно трубила советская пресса, этому не помешали.

В следующем году, получив разрешение Муссолини, Нобиле с группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих прибыл в Долгопрудный и сразу развил бурную деятельность. Уже в 1933 году по его проекту и под его руководством был построен первый в Советском Союзе дирижабль полужесткого типа "СССР В-5", а в следующем - гораздо более крупный трехдвигательный "СССР В-6" длиной 104 метра, способный перевозить до 20 пассажиров и членов экипажа.

Этот воздушный корабль считался флагманом советского дирижаблестроения. В 1937 году он установил мировой рекорд продолжительности беспосадочного полета, продержавшись в воздухе 130 часов, то есть, более пяти суток, и пройдя за это время 4800 километров по замкнутому маршруту.

Однако вернемся в роковую февральскую ночь 1938 года, когда "Осоавиахим" совершал полет над Карелией из Москвы в Мурманск. Это был пробный полет перед предстоявшей операцией по спасению эскпедиции Папанина со льдины, дрейфовавшей в районе Северного полюса.

Но до Мурманска В-6 не долетел, его подвела невнимательность экипажа и безобразное качество топографических карт, имевших мало общего с реальной географией. Согласно карте, дирижабль летел над обширной болотистой равниной, поэтому из-за низкой облачности и снегопада высота была небольшой - всего порядка 200 метров.

Лишь в последне секунды перед гибелью воздухоплаватели увидели сквозь пургу, как прямо перед ними неожиданно выросла неотмеченная на карте гора высотой более 400 метров. Времени на маневры у них уже не было. Дирижабль врезался в эту гору с неблагозвучным названием Небло и взорвался. Погибли все 13 человек, находившихся в основной гондоле, а выжили только шестеро мотористов, сидевшие в задних мотогондолах.

Так нелепо погиб крупнейший дирижабль Советского Союза. "Фашистский генералишка" к тому времени уже отработал свой пятилетний контракт и вернулся в Италию. А в 1939 году вышло постановление Совнаркома о прекращении строительства дирижаблей в СССР. Надувные воздушные корабли были признаны бесперспективными, а долгопрудненский дирижабельный завод перепрофилировали на выпуск аэростатов заграждения для ПВО, которые в Кремле сочли гораздо более полезными на будущей войне.

На заставке - Умберто Нобиле в форме генерала итальянских ВВС и его советское детище - дирижабль "Осоавиахим".

Врезались в Не​**о
"Советско-фашистский" дирижабль выглядел довольно внушительно, хотя, он был гораздо меньше таких гигантов как американский "Акрон" и германский "Гиденбург". Но судьба всех трех оказалась одинаково печальной.

Врезались в Не​**о
"Осоавиахим" и толпа провожающих перед стартом. На заднем плане - другой дирижабль "СССР В-7", также построенный по проекту Нобиле. Вскоре он сгорит в ангаре от удара молнии.

Врезались в Не​**о
"Осоавиахим" в полете.

Врезались в Не​**о
Колумбарий погибших аэронавтов на Новодевичьем кладбище.

Врезались в Не​**о
Обломки "Осоавиахима" на лесистых склонах горы Небло находили еще в послевоенные годы. На фото - подмоторная рама одной из мотогондол. Сам двигатель, очевидно, вывезли раньше.

Врезались в Не​**о
"Осоавиахим" в виде елочной игрушки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пищевая добавка Е 1520 или пищевой пропиленгликоль сегодня есть в составе многих продуктов питания, так как имеет отличные химические качества. Вы только прочитайте на упаковках печенья, кондитерских изделий или же в составе слабоалкогольных или безалкогольных газированных напитков. ...
Вчера в Киеве матери, сестры , жены вышли к Генштабу , а после к Администрации Президента. Вышли с требованием вернуть им сыновей, мужей и братьев обманом и угрозами отправленных на бойню против населения своей страны. Но киевские "правители" ничего им не ответили, кроме угроз пока ...
Побаловали себя классическим сочетанием рыбы Рыба И пива! Пиво Бодя от ...
Пусть Новый 2022 год станет лучше, чем предыдущий. И рядом с Вами всегда будут искренние, надёжные друзья, а в личной жизни - любящий и преданный человек. Встречайте этот праздник с улыбкой, чтобы он был полон радостных событий и добрых эмоций! Новогодняя ёлка на Софийской площади ...
3570 кв. метров мозаики, покрытых 7 тоннами 14-каратного золота, люстра весом 3 тысячи кг, лучший каррарский мрамор, и все это - церковь Святого Георгия на холме Опленац, усыпальница сербских королей династии Карагеоргиевичей. Великолепный образчик византийского наследия. В городке Топо ...