Время

топ 100 блогов ivanov_petrov09.08.2010 1) отдельные картинки, анимированные фрагменты ситуаций, похожие на ранние детские воспоминания. Часто могут быть расшифрованы только с привлечением внешних данных, сами по себе не ясны.

2) Отрезки с заданной последовательностью, то, о чем мы помним, что следовало друг за другом в определенном порядке. Это понятое время, связанное логикой произошедшего и реально воспринятого в воспоминании. Участки очень коротки. Каждый может попытаться вспомнить хотя бы сегодняшние события - только не схему (конечно, я встал, умылся, поехал на работу - а, там еще было... - а потом я...), а реально подряд вспомнить последовательность длительностей. редкие люди могут подряд "прокрутить" два-три эпизода, длительные события ("ехал на работу 1.5 часа") вообще невоспроизводимы - рассыпаются в иные типы времени, не как целые последовательности. Обычно склеены в последовательный сюжет несколько малосекундных эпизодов, чем-то важных или интересных. грубо говоря - короткий ролик ютуба - это максимум, совсем максимум.
3) Схема событий - помнится общий смысл произошедшего и привходящие обстоятельства. Из этих элементов конструируется то, что должно получиться по рациональной схеме вспоминающего. На деле множество событий, включенных в эту схему, реально не вспомнено, а включено на основании некоторых дополнительных логик, типа "я всегда так делаю", "как же иначе" и "раз я не помню обратного, то все было как обычно".

Здесь кончается психологическое время очевидцев. Когда говорят, что общество состоит из людей и история - из поступков людей, фактически могут опираться только на эти три типа времени, ничего большего у индивида нет в качестве запомненного времени, фактического воспоминания о событиях. На деле это крайне мало, и на таком скудном багаже времени мы бы ничего почти не могли, хотя кто знает, как было в иные времена. Сейчас это единственно-реальное (в смысле - воспринимаемое и психологически вспоминаемое время) дополняется еще тремя временами.
4) Не остается ни воспроизводимой последовательности, ни конструированной схемы - остается след в виде знака. Имеется нечто материальное - документ, вещь, след - к чему приписан некий комплекс значений. Иногда это называют "фактами истории" или "событиями", хотя они ими никогда не были. То есть это - к примеру - найденная старая чашка, глядя на которую вдруг осеняет ("погоди-ка, да ведь это... мы тогда с твоей мамой... а она еще сказала... хотя нет, это она сказала потом, а тогда....").

Здесь психологическое время граничит с временем внешним и социальным. Знаки и следы трактуются и исправляются, к ним липнут сюжеты (иногда и не помнишь, помнится ли это так, потому что было, или потому, что когда-то мечтал, чтобы так было). На этом уровне пишутся дневники и воспоминания, которые могут послужить документами для историка.
Эти знаки наполняются общими смыслами, это уже не просто узлы для воспоминаний, которые оживают, если тронуть натянутую нить - это уже обширные комплексы с не до конца понятным самому вспоминающему значением.

Вот человек в 2010 году едет отдыхать в Болгарию. Заходит в гостиницу, ключ от номера застревает в замке, свет включается с третьего раза, стены несколько облуплены, ванная с ржавчиной, вода идет не сразу и с присвистом, розетка сломана. "Совок", - вспоминает посетитель. В слове-символе соединены большие и смутные пласты бывшего опыта, частично слышанного, частично прочитанное в прессе, частично известное, что знакомые и друзья так думают, это некое слово, которое обозначает в общем языке, понятном всем, то, что могло бы быть индивидуальным опытом, но им давно не является - потому что "образ жизни, принятый в СССР" не влезает ни в один опыт длительностей, имеющийся у индивида психологически-конкретно, это всегда реконструкция, и никогда - данность.

Меж тем, к этому времени относятся воспоминания очевидцев "битвы при Ватерлоо", "штурма парламента" и "голода 91". Эти события очевидно-сверхиндивидуальны. Нет такого человеческого существа, которое могло бы иметь в своем опыте и потом вспоминать "битву при Ватерлоо". Этих событий никто никогда не наблюдал, их нет как фактов восприятия и воспоминания - участник соединяет кусочки личных впечатлений, которые внутренний редактор пропускает в именно этот комплекс воспоминаний, встраивает эти личные кусочки в принятые одобренные шаблоны - и свидетельствует6 я был, я помню. Именно поэтому крайне трудно вспоминать об "исторических событиях" настоящим и честным участникам - внутреннее чувство противится встраиванию личной истории в шаблоны, а вне шаблонов эти воспоминания отказываются существовать, распадаясь в личные воспоминания типов 1 и 2.

5) исторический миф - тоже конструируется, как и 6), но несколько по иным правилам. конструируется заинтересованно, с энтузиазмом, с целью добиться, чтобы сошлось и было как-то вот так. Нет смысла говорить, что это ложь - в некотором смысле "правды" нет с 2-3 пункта. Если история творит и конструирует время в соответствии с некоторыми договоренностями, назовем их вместе "методичностью и непредвзятостью", то мифическая история такими ограничениями не обладает и позволяет себе конструирование lassez faire.

Сюда относятся очень разные продукты. Их объединяет работа с "историческим временем" по произвольным (разным) правилам. Это может быть самым серьезным образом рассказываемая история, которая и есть правда. Как говорил Стеблин-Каменский об исландцах - в сагах нельзя было лгать, так что правдивейший рассказ о правлении... короля-Ельцина или короля-Брежнева, которым был свидетелем и о которых стремишься рассказать правду и только правду - относится, конечно, к этому пункту.

6) научные реконструкции произошедшего, выстроенные совершенно иначе, эти времена - никогда не были чьими-то воспоминаниями, не могут быть вспомнены и потому вообще не имеют отношения к "индивидуальным фактам". Это время, выстроенное по совершенно иным законам, чем личные времена 1-3. Здесь работают правила обработки документов и материальных останков, реконструкций, создание рядов фактов и правдоподобных объяснений, выдвижение гипотез, отказ от "фактов", которые противоречат много большему количеству "фактов", систематика значимости, разбиение на регионы и периоды, а также области знания - словом, тут идет научная работа, в общем - контринтуитивная, это конструирование истории как совершенно особенный акт. Строго говоря, этой истории нигде и никогда не было - она не была и не могла быть предметом чьего-то чувственного опыта (как "совок" и "революция" не могут быть предметом личного опыта). У науки истории существуют специальные методы "разведения", то есть преобразования тех конструкций, которые она называет фактами, в нечто, имеющее вид реалий обыденной жизни. обычно этим занимаются популяризаторы, но иногда и профессиональные историки. То есть чтобы из утверждения истории сделать нечто, литературное произведение, которое оказывает на читателя воздействие, которое в данной культуре принято считать "естественным", так чтобы он подумал, будто он понимает личные воспоминания участников событий... Вот это - разведение. Итак, то, что называется в истории фактами и событиями, было - но в специально-научном смысле, история, как и каждая наука, создает собственный предмет. нет никакого смысла говорить, что этого "не было". Это было в том же смысле, как у падающего камня есть траектория. Коли б не наблюдатель, не было бы у камня траектории, хоть камень бы и падал. И в истории - без историка не было бы, конечно, никакой революции или перестройки столичного города. Здесь факты конструируются со значениями, приданными им не личным опытом участников (такого обычно просто нет), а опытом историка-профессионала. А уж он научается работать так, чтобы придаваемые им значения при предъявлении были общезначимыми (по возможности), то есть чтобы историю можно было объяснять непрофессионалам. Историк лучше очевидца знает, что происходило с очевидцем

Из этих шести времен строится история. В другом смысле можно бы сказать, что она определяется модальностями построения, мол, история-приказ - иное дело, нежели история покоряющаяся, повествовательно-покорная и претерпевающая, или аесчличо-история... Но история модальностей - дело другое. Важно, что с временами личными, временами 1-3 история почти не имеет дела, все, что индивид совмещает в понятие "время" - вне того, чем занимается история. Изредка историк работает с документами, сделанными 4, но в основном историки сами создают себе факты, придавая им собственное значение.

Вот красивая история, как при изучении огромных фундаментов зданий 3 тысячелетия до н.э. в Андах нашли, что на кирпичах стоят клейма. Видимо, каждая деревенька-община делала свои кирпичи. И вот эти меченые кирпичи лежали рядом, выполняли в большой пирамиде связный участочек. отсюда можно заключить, что община работала вся вместе, ей указывали местечко, и она его выстраивала, у нее был свой участок работ. А другая пирамида через 150 лет строилась иначе - там по меченым кирпичам видно, что они лежат довольно беспорядочно, в разных местах пирамиды. Значит, тут было центральное управление постройкой, общинники не все вместе делали свой кусочек работы, а некто их гонял по стройке - ты туда, а ты сюда, клади тут, делай там. Это совсем иная организация и иной тип социального устройства. - Так вот, в личном опыте тех людей были кирпичи, делаемые как обычно, во множестве и незапоминаемо, были какие-то отношения друг с другом, склоки и дружба, были вскидывающие взгляды на растущую пирамиду и много чего еще было - но вот того "факта", который отыскали историк, скорее всего - не было. Это факт создан, сконструирован - потому что у историков не было иного материала, через тысячи лет до них дошли лишь кирпичные развалины, и они смогли по полурасплывшимся меткам восстановить некую разумную картину и сделать выводы о том, что - быть может - происходило очень давно. И этот вывод о времени, о событии, о факте - не был ни в чьем восприятии самих людей того времени, что вовсе не означает, что это "неправда". Это как раз правда, но такого вот странного сорта - когда мы-историки (мы-читатели-книг-по-истории) знаем правду, которой не знали люди о себе. и дело не в прошедших тысячах лет - точно то же самое будет, если изучать историю России 90-х годов. Тоже окажется, что то, что - допустим - будет признано правдой, не приходило в голову и не наблюдалось никем из участников, никем из обитателей этого ушедшего времени, тех самых 90-х годов.

В идеальном идеале историк правильно понимает смысл произошедшего и верно трактует смысл событий. Тогда то, что он рассказывает, верно - с точностью до "плана выражения", до ловкости подбора слов, художественности и внятности. Но что значит правильно понимать смысл - уже это определяется только в недрах 6), выхода к миру личных, свидетельских впечатлений и индивидуального опыта оттуда нет.

Общий смысл, наверное, тот, что история - очень нетривиальная наука. Есть умельцы, которые считают, что человеческое общество - не более чем сумма индивидуальных поведений; уже для социологии этот взгляд узок, история же в него вовсе не ложится. То, что мы склонны называть "истинной историей", "настоящей правдой" и "историческим фактом" - лежит очень далеко от простого личного впечатления и воспоминания, и еще дальше - от совершенно в данном случае лишнего и сбивающего деления на объективное и субъективное. В истории совершенно некуда деваться от вещи очень простой: реального существования и действия в истории идей. Историк их там замечает (если умеет) и излагает тогда материал правдиво, или не умеет заметить (или не хочет и выдумывает) и тогда - неправдиво.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сидишь такой, царь природы, на террасе. На кожаном диване. Пьешь кофе и любуешься на море. Озираешь плоды труда. Дорожки, посадки, площадку и теннисный стол. Ощущаешь себя могучим и сильным. И тут: хрякс! Диван резко пинает в спину. Крыша дома ходит ходуном. Прыгают стулья. И ты в момент ...
Собаконенавистники, проходите мимо! Вот это кошка! Жизнь спасла ребенку, иначе собака его растерзала бы. Мне только непонятно, почему собака на мальчика накинулась, он ведь спокойно катался на велосипеде? Хотя, животные бывают злопамятны, как и люди в общем то. Может быть малыш чем то ее о ...
1. Что такое Google Books? Google Books (books.google.com) - предоставляемый компанией Google сервис полнотекстового поиска по (предварительно оцифрованным) книгам. Для книг в Google Books существует четыре режима доступа. Full view: полный показ книги (в-основном, для книг, копирайт ...
Что могу сказать… А.С.Пушкин - один из моих любимых поэтов. Я росла на его сказках, и почти все их знала наизусть. НО! Памятник - это в первую очередь ПАМЯТЬ! Он должен что-то означать, символизировать, сохранять в памяти… Что может символизировать памятник Пушкину для ...
02.04.2012 В отечестве и в пути «Никто не может уверовать в Бога, если не увидит свет вечной жизни в глазах другого человека», — говорил митрополит Сурожский Антоний (Блюм), известнейший проповедник и богослов нашего времени. И сам он был ...