Время такое...

топ 100 блогов pretre_philippe16.01.2023

Ну и мое добавление к написанному.

Я сам отлично помню то время и могу еще отметить, что как раз во второй половине 1990-х ситуация стала меняться в эту самую худшую сторону, тогда как в начале 90-х еще были свежие и здоровые церковно-общественные струи.

Здесь мне видится комплекс разных причин.

1. Большинству приходящих в храмы общение друг с другом (на тему веры ли самой или еще по какому поводу) в целом даже и не нужно. Многие несут в себе печать индивидуализма. Выросшие в позднесоветской среде, где коллективизм был скорее фальшивым и идеологически навязанным, люди скорее склонны отвергать или внутренне бояться каких-либо форм коллективизма и регулярного общения. В те же 1990-е и позже этот индивидуализм ещё больше усилился. И на этот индивидуализм наложен еще и потребительский запрос. Пойти к священнику или в храм, чтобы что-то получить от него в благодатном, так сказать, эквиваленте: отслужить молебен, панихиду, пособороваться, причаститься, ребенка покрестить, но всё это "для себя". Такие вот часто "потребители благодати" мы все в какие-то моменты своей жизни могли быть, и я сам в молодости через это состояние проходил так или иначе. Сам Христос в такой ситуации оказывается как бы даже и "не при чем", а на первом месте скорее безличная "благодать" как некая сила по типу "палочки-выручалочки".

2. Любой священник неизбежно чувствует этот потребительский подход со стороны людей, когда кому-то приходящему нужен не он сам как человек, а скорее как "функция", "передатчик благодати" или, как выразился один знакомый служитель, сейчас уже отошедший от священства, "станок по совершению треб". Отсюда и соответствующее отношение к приходящим у части священников. Некоторые служители вполне охотно или терпеливо принимают на себя такую роль функционалов этого всеобщего "комбината религиозно-потребительских услуг" (отдельные так даже без всяких внутренних проблем), других это весьма тяготит и напрягает, приводя к так называемому психологическому "выгоранию". Но надо отметить, что это бывает свойственно отнюдь не только священникам, но людям любой профессии, связанной с общением с разными людьми и оказанием им разного рода услуг. Учитель в школе вполне может оказаться на этом же месте! Или социальный работник, или сотрудник МФЦ и вообще любой чиновник и госслужащий, или врач, да мало ли еще кто. Поэтому раз уж взялся кто-то из нас нести это служение — принимай и все его издержки.

3. Раз идеальных людей нет, нет и не будет идеальных церквей, внутри которых остаются возможными разные формы и уровни контактов, которые затем могут превратиться в более глубокое и личностное общение или же остаться поверхностными. Там, где люди всё-таки стремятся к регулярному общению и заинтересованы друг в друге, возникают, например, общины, выстроенные вокруг духовника (духовного отца, который может быть одновременно и настоятелем прихода). Или же малые приходские группы, что далеко не везде до сих пор встречается, но в некоторых приходах есть. Отец Александр Мень при жизни инициировал создание таких групп, где вместе читали Писание (Евангелия, Ветхий Завет) и потом обсуждали прочитанное, высказывались, кому что отозвалось внутри и т.д. Или разного рода молитвенные группы. Могут быть отдельные тематические группы, объединяющие людей на основе сходных испытываемых проблем и скорбей (Анонимные алкоголики или их родственники (как их еще называют, "со-зависимые"), психологические группы; матери, молящиеся за своих детей и т.д.). В малочисленных приходах (сельских или, в частности, заграничных) люди легче знакомятся между собой и контактируют, пусть это даже может быть неким "клубом по интересам". В городских соборах в России неизбежно и в самом лучшем варианте будут складываться многослойные, многоуровневые отношения и общения. Малые приходские группы тем более могут быть здесь хорошим подспорьем. Впрочем, и с малыми группами может быть не всё просто: например, согласится ли конкретная такая группа принять в себя какого-нибудь нового человека со стороны? Она же не случайно называется "малой", поскольку не может разрастаться до неопределенных размеров... И потому поиск такой группы может занять еще немалое время.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Originally posted by vk_gdety at Кто и почему удалил 14.08.10 Живой Журнал погибшего священника о.Григория Чекменева presvitergrig.?! 01.01.1971 -- 14.08.2010Журнал дорог всем его друзьям, которых у о.Григория было более тысячи!  Это не только память о человеке и ...
Только что у Марьяны Жиновой увидет вот такой вот пост: Дикари на улицах Нальчика   Стоит сказать, что удивлен не был. А чему, собственно, удивляться? Это ж Кавказ, чо.. Горячая кровь, кипит, бля, бурлит, требует выхода. Хотя, совсем недавно за ...
Более чем 60-летняя история космонавтики, особенно ее первые годы, содержит немало неафишированных событий. Забавных, болезненных и даже до поры до времени секретных. Приведу здесь небольшую их часть...       В первых кораблях серии «Восток» космонавты находились в ...
Фотографии из этой подборки вызовут у вас целую гамму чувств — от восхищения до черной зависти. Поэтому заранее просим прощения, особенно если ваша подготовка к летнему сезону в плане спортивной формы оставляет желать лучшего. Вот, например, 59-летняя Шэрон Стоун, которая прекрасно ...
О отношениях. Вообще это не удивительно, ибо им эта тема гораздо интереснее, чем парням. Место проведения опроса: Россия, все округа Время проведения: 30-31 марта 2011 года Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 ...