Мелхиседек и Иисус Христос

топ 100 блогов pretre_philippe30.12.2022 В Рождественскую ночь на литургии каждый раз торжественно возглашается 4-й стих 109-го псалма, в греческой и славянской версии звучащего так: Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Клялся Господь и не раскается: Ты – иерей во век по чину Мелхиседека. В послании к Евреям тема Мелхиседека разбирается подробно, она вообще одна из центральных тем этого текста, обычно звучащего в церквях эти самые предрождественские или послерождественские дни. Интересно, что Мелхиседек нигде в Танахе (Ветхом Завете) более не упоминается, кроме эпизода в Быт., гл. 14, когда произошла в земле Ханаанской война четырех местных царей против пяти других, при которой племянник Аврама Лот был взят в плен, после чего Аврам собрал войско из 318 чел. и, разбив неприятелей, вызволил Лота из плена. После чего Мелхиседек, царь Салима и жрец Бога Всевышнего, вынес Аврааму хлеб с вином и благословил его. А Аврам отдал ему десятую часть всей добычи. Кто это был вообще Мелхиседек (מלכי-צדק, буквально Малки-Цедек, что переводится как "мой царь правды"), остаётся загадкой. Некоторые еврейские комментаторы считали, что это был патриарх Сим (Шем), один из сыновей Ноя. И эту точку зрения, например, поддерживал преп. Ефрем Сирин:
"Этот Мелхиседек был Сим; он по величию своему был царем, как родоначальник четырнадцати племен, но также и первосвященником, потому что по преемству приял священство от отца своего Ноя. Сим жил не только до времен Аврама, как говорит Писание, но даже до Иакова и Исава, сынов Аврамова сына. Его ходила вопрошать Ревекка, и Сим сказал ей, что два народа во чреве ее, и старший поработает младшему (Быт. 25:22-23). Но Ревекка не пошла бы вопрошать его мимо мужа своего, который так чудесно спасен от заклания, и мимо свекра своего, которому так часты были Божественные откровения, если бы не знала о величии его от самого Аврама и сына его" (толкование на кн. Бытия).
Другие комментаторы склонялись к тому, что Мелхиседек был одним из местных хананейских царей в городе Салиме или Йевусе, который позже стал называться Иерусалимом. При этом он чтил единого Бога, совмещая царское достоинство со священническим, что для евреев было нехарактерно, а у других народов наоборот распространено. В послании к Евреям из всего этого, а также из того, что Мелхиседек упомянут в Торе только один раз, составлена целая богословская концепция, наподобие иудейского мидраша, где делаются следующие выводы: благословляющий (Мелхиседек) больше благословляемого (Авраама, который еще и выделяет ему десятину), его священство превосходит подзаконное левитское, и, поскольку он не имеет родословной, "без отца, без матери", он "пребывает священником навсегда", уподобляясь Сыну Божьему (Евр. 7:3). При этом левитские священники были многочисленны и "без клятвы", этот же - "с клятвой", согласно тому самому Пс. 109. И потому Иисус, происшедший из колена Иуды, о котором ничего не сказано относительно священства, явился поручителем лучшего завета (Евр. 7:14,22).
Если же внимательно читать 109-й псалом, то можно понять, что он представляет собой отнюдь не простой текст, в особенности как раз стих 3-й.

Народ Твой – в ополченьи
в день выхода на битву.
На святых горах, как росу,
из чрева зари Я родил Тебя
(новый рус. перевод).

"В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твоё" (синодальный перевод).

С Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих. “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Септуагинта, греч. и слав. тексты).

Контекст псалма довольно-таки воинственный. Скорее всего, имеется в виду то, что, как обильная роса появляется перед утренней зарей, так будущий Мессия явится со своим многочисленным или даже бесчисленным войском, после чего "в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной" (Пс. 109:5-6). Так примерно и представляли себе в общем древние евреи своё избавление от ига римлян. Оказалось всё совсем иначе... Хотя, если рассматривать эту борьбу в сфере духа, то она достаточно пространно описана в Апокалипсисе как последней библейской книге. Помимо буквального смысла, существует еще и намёк, и аллегория, и даже секретный смысл, согласно древним принципам толкования Писания у тех же евреев, о которых знали и ранние христиане. Поэтому для них, как и в целом для Церкви в дальнейшем, в этом псалме усматривался явный намёк на особое рождение Христа.

Кстати, в сегодняшнем календарном евангельском чтении как раз заметны слова Иисуса в адрес учеников:
"Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9:35-37). Но прежде всего сам Иисус по рождении был сначала таким вот беспомощным дитем, нуждавшимся в опеке, в заботе и защите! Он умалился, приняв образ сначала младенца, потом слуги или раба. "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Мф. 18:4). Но при этом есть важное дополнение: "Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму совершеннолетни" (1Кор. 14:20).

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Источник витаминов, продукт первой ложки, полезное удовольствие, вкусный напиток… Из чего и как делают сок? Как проверяют качество продукта? Многие мамы, да и не только мамы, но и все, кто следит за своим питанием и хочет есть и пить правильные продукты, задаются этими вопросами. Чтобы раз ...
 Сегодня ночью...  Решил снова заняться лесопилением. Есть старенькая рамная пилорама и какой то станок на переработку. Вроде даже с работниками договорился. А теперь надо лес найти для переработки и покупателей на продукцию. И внутренне вот совсем мне не хочется это ...
Воспоминания о былой молодости (2020) Ксения Стекольщикова Из серии ...
Вот вы народ как хотите, но я начинаю думать, что Ивлееву нужно наградить! Не подумайте, чего плохого «не понять и простить», ни в коем случае! За всё, что она накуролесила пусть ответит по всей строгости закона и военного времени. Но при этом, чтобы было по справедливости, нужно и ...
...