«Врагу не сдается наш гордый «Варяг»
deagosto — 24.07.2016 Эту песню в России знают практически все: кто-то пел её на уроках пения в школе, другие запомнил её по одноименному отечественному кинофильму о крейсере, третьи знают её в исполнении питерских митьков или рок-группы «ДДТ». Однако, в основном, этим и исчерпываются познания соотечественников этой славной страницы российской истории. А ведь именно в этом году исполнилось ровно сто лет с момента, когда этот крейсер встал в строй ВМФ России, тогда еще царской.Начало
Как это ни странно, но один из самых знаменитых российских кораблей не русского происхождения. Крейсер «Варяг» был изготовлен и спущен на воду американскими корабелами штата Филадельфия и свой водный путь он начал с реки Делавер в октябре 1899 года. Правда, из Америки к нам приплыл почти гражданский корабль, так как вооружения в тот момент на нем не было. Уже в России на него установили торпедные аппараты и пушки отечественного производства.
На рубеже XIX и XX века «Варяг» был технически самым передовым крейсером своего времени: он был полностью телефонизирован, что тогда было редкостью, мебель его была стального литья, что препятствовало пожару и почти все приборы судна уже были электрическими. Император Николай II на тожественной церемонии осмотра корабля был просто им очарован и немедленно отправили его в кругосветное путешествие, дабы все морские державы увидели его красоту и мощь имперского флота России.
Так что на своем пути к порту назначения в Порт-Артуре «Варяг» заходил в порты Германии, Дании, Франции, Сингапура, а также останавливался в Гонконге и Нагасаки, и в каждом из них его встречали как чудо технического прогресса и современный эталон боевого корабля. В конце зимы 1902 года он встал на прикол на рейде Порт-Артура.
Боевое крещение
В Порт-Артур крейсер прибыл не зря. Русско-японская война уже шла, так что еще один боевой корабль для имперского флота в этих водах был не лишним. И первым заданием «Варяга», в сопровождении канонерской лодки «Кореец», стал в начале 1904 года поход в корейский порт Чемульпо для защиты нашей дипмиссии в этой стране. По прибытии в данный порт крейсер Варяг был заблокирован там на внутреннем рейде японской эскадрой из 14 кораблей с броненосным крейсером «Осама» во главе.
Расклад для русских патовый - 2 против 14, но как известно из песни «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает!». Японский адмирал поставил ультиматум: русские военные корабли должны выйти с рейда в открытое море и сдаться, но русские не сдаются, тем более отдать в руки врагам лучший крейсер своего времени. И «Варяг» вступил в совсем неравный бой с японцами.
Под звуки российского гимна с итальянского корабля (все присутствовавшие в тот момент на рейде корабли тем или иным способом отдали честь отваге русских моряков) «Варяг» и «Кореец» двинулись в открытое море. Первым нанес удар «Осама», за ним открыли огонь и остальные корабли японской эскадры. Не стал медлить и «Варяг», команда которого работала весьма слажено, ведя прицельный огонь по противнику, латая дыры и туша пожары. Бой был такой интенсивный, что спустя полчаса «Варяг» уже не мог стрелять с правого борта и развернулся на левый, где еще все орудия были в полной боеспособности. Бой длился целый час. После того, как все орудия на крейсеры были выведены из строя и бой далее было невозможно продолжать, он решил вернуться в порт.
К этому моменту «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов: был существенно поврежден японский флагман «Осама» и еще 3 крейсера, один миноносец потоплен и еще один японский корабль утонул вскоре после боя. В команде русского крейсера был убит один офицер и 30 матросов, а капитан корабля Руднев был контужен. Но вернуться в порт «Варяг» уже не смог – пробоина и сильный крен не давали ему двигаться в нужном направлении.
Командование решило команду обоих кораблей эвакуировать на итальянские и французские корабли, крейсер «Варяг» затопить, а канонерскую лодку «Кореец» взорвать, что и было сделано немедленно. 9 февраля 1904 года, открыв кингстоны, уже легендарный крейсер «Варяг» был затоплен.
Кстати, все члены команды, включая офицеров и капитана, не попала в плен, так как японцы пораженные мужеством русских матросов дали всем уплыть на Родину. А когда через 2 месяца их встречали в Одессе, им устроили овацию и принимали их как героев. Все моряки получили по Георгиевскому кресту и именные часы от царя в подарок.
Более того, японский император тоже был впечатлен историй боя при Чемульпо и в 1907 году наградил капитана «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева орденом Восходящего солнца. Таким образом, капитан Руднев оказался первым русским, да и вообще первым иностранцем, удостоенным такой награды.
Второе рождение
История же самого крейсера «Варяг» на этом не заканчивается, так как японцы подняли его спустя некоторое время, отремонтировали к началу 1907 года , и взяли в свой флот, правда, теперь уже под именем «Сойя». Ремонт японскому императору обошелся в миллион иен, но технические характеристики и его легендарная судьба того стоили.
Снова в строй
Но «Варяг» проплавал в японской флотилии не долго, около десяти лет, так как за его подвиги царское правительство решило выкупить легендарный крейсер и вернуть его на Родину. И вот в марте 1916 года легенда русско-японской войны крейсер «Варяг» в сопровождение еще двух броненосцев «Полтава» и «Пересвет», тоже вызволенных из японского заточения, прибыл в бухту Золотой Рог Владивостока, откуда отправился на север, так как был приписан к военному флоту Северного Ледовитого океана.
Однако прежде "Варяг" направили в Англию на капитальный ремонт. Когда в 1917 году Российская империя рухнула, советы отказались выплачивать царские долги, поэтому "Варяг" был конфискован за долги английским правительством. Но уже к этому времени его износ и техническое устаревание делали невыгодным его дальнейшее военное применение, и его продали Германии в утиль.
Бесспорно, для военного корабля-легенды такая смерть хуже поражения. Но и здесь крейсеру повезло. Во время его буксировки в районе Глазго случился сильнейший шторм, и крейсер благополучно затонул, сдавшись в конце концов только морскому богу Посейдону и самой матушке Природе.
Но сам крейсер продолжает свою славную и легендарную жизнь в соборной памяти целого народа. И еще не одно поколение русских всех национальностей и конфессий в минуты отчаяния или, наоборот, славы будут петь про «храбрый Варяг, который не сдается и пощады не просит».
P.S. Необычна даже судьба песни о «Варяге» и его храброй команде: написал её не русский, а австрийский поэт Рудольф Грейнц. Переводов его стихотворения было много, но самый известный и народно любимый принадлежит поэтессе Евгении Студенской. Музыку же к песни написал военный музыкант Алексей Турищев, лично принимавший участие во встрече членов экипажей крейсера «Варяга» и канонерской лодки «Кореец».
|
</> |