Возвращение в Кубачи


Продолжаю разгребать дагестанские фотографии. В прошлый раз я приехал в Кубачи поздней осенью, когда постоянно шли дожди, а утром на капустных листах замерзала роса. Теперь я прибыл с туристом в середине июня, и жили мы в гостях у главы сельской администрации Расула Куртаева, который познакомил нас со своими родственниками - ювелирами, как и большинство кубачинцев. На фотографии сверху, кстати, запечатлен брат мэра. Как видите, даже ему приходится зарабатывать на хлеб в весьма тяжелых условиях.
Жители Кубачей относятся к даргинцам, однако сами они считают себя отдельным народом и держатся обособленно. Даже их язык существенно отличается от даргинского, что, впрочем, в Дагестане не редкость - здесь жители соседних сел могут с трудом понимать друг друга и постоянно переходить в общении на русский.
Однажды во время Чеченской войны прошел слух, что в Кубачи с гор спускается отряд боевиков во главе с Басаевым. Что тут началось! На полицию надежда была слабая, так что жители немедленно отправили женщин в безопасное место и приготовились оборонять родной аул. Кое-кто, правда, сбежал, но таких были считанные единицы. Наоборот, многие кубачинцы спешно вернулись на родину из Махачкалы и других городов, вооружились - у кого не было автомата, тот брал фамильный кинжал, у кого не было кинжала, тот хватался за топор - после чего все заняли оборону вокруг селения. Так и держали ее довольно долго, пока не выяснилось, что слух про Басаева пустила подслеповатая бабка, которая увидела в горах незнакомцев и приняла их за террористов.

К слову, женщины, особенно пожилые, носят здесь особую одежду, которую не встретишь даже в других даргинских селах.

Пока брат мэра работает в подвале, их отец демонстрирует созданные им ювелирные изделия.

Мне он очень напомнил знаменитого повара Сталика Ханкишиева.

В доме собралось все семейство. Удивительно, насколько мужчины всех трех поколений похожи друг на друга.

Этот "музей" - предмет гордости хозяев дома, а по совместительству - их запас на черный день. В голодную пору часть богатств продавалась, и бывало, что затем, когда трудные времена проходили, все это выкупалось обратно у новых владельцев.

А еще нам очень повезло в музее при ювелирном заводе - его смотритель впервые разрешил мне подержать в руках легендарный двойной меч Надир-шаха, про кровавую историю которого я писал раньше.


Напоследок хочу еще раз поблагодарить Расула и всех его замечательных родственников. Надеюсь, что буду нередко заезжать к ним в гости. А пока что я направляюсь в дальний угол Тверской области общаться в лесу с медведями. Stay tuned.
|
</> |