ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (90)
sergey_v_fomin — 06.10.2022

Швейцарская колония Шабо. 8 сентября 1850 г. Литография по рисунку французского натуралиста Эжена Дюфу-Фавра (Eugène Duffoug-Favre), совершившего многолетнее путешествие по России.

François-David Noir «Journal de voyage Lausanne-Chabag-Odessa 1822-1825. Présenté et annoté par Jean-Pierre Bastian». Bière. Edition Cabédita, 2016.
Добирались до Бессарабии сто дней, проехав за это время две с половиной тысячи километров. Маршрут, согласно дневнику, был следующим: Бавария, Австрия, Моравия, Австрийская Силезия, Галиция, Буковина. В последней швейцарцы оказались 16 сентября.
1 октября они добрались до границы с Бессарабией, 10 октября были в Бельцах, 15-го – в Кишиневе. На следующий день со всеми колонистами встретился генерал И.Н. Инзов.
Прибытие в главный город Бессарабской области швейцарских переселенцев было для горожан, несомненно, заметным событием. Пушкин, находившийся в это время в Кишиневе, не мог об этом не знать, хотя бы уже потому, что Инзов, под началом которого он служил, принимал приехавших, среди которых был старый знакомый поэта.
Наконец 30 октября повозки, выехавшие в конце июля из Веве и Лозанны, достигли Аккермана.
«По приезде нашем в Кишинёв, столицу Бессарабии, – писал в феврале 1823 г. Тардан неустановленному адресату, – губернатор, почтенный Инзов, принял нас как своих детей. Он пожелал побеседовать с самыми незначительными из нас и проявил ко всем живой интерес, а так как тогда был конец года, то он отдал приказание, чтобы нас устроили на квартирах у частных лиц, в Аккермане, где мы и провели ту суровую зиму» (Л.А. Черейский «Забытые знакомые Пушкина» // «Прометей. Историко-биографический альманах». Том 10. М. 1974. С. 406).
До нас не дошло ни одного изображения Тардана, зато сохранился портрет его супруги – Сюзанны Генриетты Урании (1789–1852), дочери Шарля-Огюста Гранжана, занимавшегося часовым делом в Веве, также принадлежавшего к числу первых переселенцев.
В дороге Сюзанна Тардан также вела сохранившийся в небольшой записной книжке дневник, в котором она кратко описала путь из Швейцарии в Бессарабию. В Шабо у супругов родилось еще трое детей. Соотечественники прозвали ее «Королевой Бетой колонии» (исторический персонаж: жена Короля Бургундии Х в., известная в кантоне Во своими добрыми делами).

Сюзанна Генриетта Урания Тардан. Портрет, принадлежащий потомкам Тарданов, проживающим ныне в Австралии.
Официальной датой основания колонии считается 10 ноября 1822 г., когда она получила Высочайшее утверждение Императора Александра I.
«Наша деревня, – сообщал в одном из писем Тардан, – которой я дал название Гельвецианополис, великолепно размещена на берегу лимана, имеется прекрасная церковь, возле которой находится мой скромный дом. У нас большой двор, огороженный стеной. Позади дома прекрасный сад, усаженный деревьями и спускающийся к плавням. Там, когда я наберусь силы, выкопаю канал, который соединится с лиманом, где у меня будет лодка, и я смогу пользоваться ею для выезда к морю через Бугаз»: https://odessitclub.org/publications/almanac/alm_30/alm_30_36-48.pdf

Дом Л.-В. Тардана в Шабо, располагавшийся в самом начале Александровской улицы, на правой ее стороне, напротив Покровской церкви. Уничтожен во время второй мiровой войны.
Кроме местного православного населения и швейцарских колонистов (реформатов), жили в Шабо еще и немцы-колонисты (лютеране).
Приезжие возвели один храм (во имя Пресвятой Троицы) и возник вопрос, чем увенчать постройку: крестом или петухом. Решено было установить на колокольне крест, а на нем петуха.

Реконструкция церкви переселенцев в Шабо (до разрушения ее колокольни во время второй мiровой войны).
Автор словаря знакомых Пушкина Л.В. Черейский полагал, что поэт был знаком и с сыном Луи-Венсена Тардана – Карлом (1812–1856), пошедшим по стопам отцам (порой их даже путают).

П.Д. Драганов «Краткие характеристики на административных лиц, почетных потомственных дворян и чиновников Бессарабии. 1910-1911 г. // Национальный архив Молдавии. Ф. 1262. Оп. 1. Е.Х. 4. Л. 44.
Карл Иванович Тардан был известным ученым и практиком-экспериментатором, автором многочисленных печатных работ. Ви́на его на выставке в Кишиневе 1847 г. были признаны лучшими.
«Двадцать лет, – писал он в предисловии к одной из своих работ, – как я оставил Швейцарию, мою родину, и поселился в тебе, благодатный Юг благословенной России. И ты принял меня как родного, предложил мне все, чем пользуются твои собственные дети, – дети великой и славной Земли Русской».

Общий вид селения Шабо на открытке начала ХХ века. Кроме православных церквей справа виден лютерано-реформатский храм.
Подробнее об этой колонии и ее основателе, знакомом Пушкина, сообщалось в статье, опубликованной в 1923 г. в одном из бухарестских журналов (P. Chanier «Une visite a Chaba» // «Paris-Bucarest». Bucureşti. 1923. № 7. P. 5-11), а также в чрезвычайно редкой книге, увидевшей свет три года спустя в городе Четатя-Албэ (Аккермане, ныне Белгород-Днестровский Одесской области Украины):

Издательская обложка книги: André Anselme «La Colonie Suisse de Chabag (Bessarabie). Notice historique 1812-1912». Imprimerie «Le Progrès». Cetatea-Albă. 1926. 102 p.
Автор этого последнего труда – потомок швейцарских колонистов Андре Ансельм – широко использовал в книге архивы колонии Шабо, утраченные в годы второй мiровой войны.
Конец колонии пришел после присоединения Бессарабии к СССР. Исходя из политических интересов, советское руководство сразу же нарушило целостность края, передавав Шабо в состав Украинской ССР.
«С вечера 12 октября 1940 г., – писал мэр поселения Арнольд Лоран, – после отбытия последних жителей, Шабаг как швейцарская колония перестала существовать» (Оливье Грива «Трудная судьба колонии Шабаг (Шабо) в ХХ в.» //«Судьбы швейцарских колоний в Северном Причерноморье и в Крыму. XIX – начало XX века». С. 156).
В августе 1944-го, после вторичного прихода сюда Красной Армии, практически все местное население, принадлежавшее к потомкам швейцарцев, было депортировано. Судьба этих людей до сих пор неизвестна. Вряд ли кто из них выжил.
В последующие годы были уничтожены многие исторические постройки, в том числе, как мы уже писали, и дом основателя колонии Тардана. Шабское кладбище буквально сровняли с землей.
Лишь в 2012 году на этом месте была установлена мемориальная стела:

Советская власть уничтожила не только исторические памятники и людей. Важно понимать, какая жизнь была вырублена ею под корень: https://www.chabag.ch/La%20vie%20a%20Chabag%20en%20photos.pdf
|
|
</> |
Проблематика роботов-арбитров в командных видах спорта
1977: Queen выпустили шестой альбом "News Of The World"
Совсем пропащие
Слишком мало и слишком поздно
"Осенняя мелодия" в Баварии
Москва дореволюционная
Корпорация Google будет требовать паспорт
20 интересных фактов, которых вы могли не знать о России

