рейтинг блогов

ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО СЕМЬЯ: СУДЬБЫ (3)

топ 100 блогов sergey_v_fomin07.09.2022 ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО СЕМЬЯ: СУДЬБЫ (3)
Константин Пятс (1874–1956), в центре, с внуком Матти (1933); слева отец и мать ребенка: сын Константина – Виктор (1906–1952) и Хельги-Алиса, урожденная Латтик (1911–1988), дочь священника и писателя. Справа – старший сын Президента – Лео (1902–1988) и свояченица, сестра жены Хельмы Вильгельмины Пятс, урожденной Пеэти (1879–1910) – Йоханна Вильгельмина Александра (1869–1939). Снимок 1936-1937 гг.



CARTHAGO DELENDA EST


Нас было шесть человек. Нас, детей, успокаивали, что все кончится, и мы вернемся к своим игрушкам. Затем нас повели на железнодорожную станцию. Тронулись в путь ночью. Мы ехали в президентском вагон-салоне, нас не повезли в вагоне для скота. Поезд остановился в Нарве. Шел дождь, занавески нельзя было передвигать под угрозой наказания, людей, которые ехали в купе, нельзя было видеть. Дорога шла в направлении Ленинграда.
В Ленинграде нас повели на ужин в ресторан «Астория». Помню зеленые обои ресторана и бесконечные блюда, у нас же еда становилась поперек горла. Мой дедушка выполнял дело жизни, советская власть уничтожила ее, теперь же под надзором советских органов НКВД нас отправляли неизвестно куда. На ужине нам говорили о перспективах, какие откроются теперь в Эстонии для эстонцев, как начнется теперь строительство настоящего государства. И что скоро мы собственными глазами увидим, как в Советском Союзе все пойдет в гору.


ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО СЕМЬЯ: СУДЬБЫ (3)
Эстонские большевики на обломках взорванного 11 августа 1940 г. памятника Константину Пятсу на его родине в Тахкуранне. На его открытии 25 июня 1939 г. присутствовал сам Президент.

Тем временем президентский вагон направили на московскую железную дорогу, и в ту же ночь мы тронулись в путь. В вагон нас ввели вместе с обычными пассажирами, под охраной представителей НКВД в штатской одежде. Конечно, мы сразу бросались в глаза, мы были одеты по-западному. Утром были уже в Москве.
Нас повезли из Москвы, везли в то место, название которого я узнал лишь позднее. Узнал, что это было усадьба Лоза, расположенное в совхозе «Коммунарка». Одно из двух основных мест убийств москвичей в 1930-х годах. В Лозе располагалась и дача известного наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды. (По странному, но с точки зрения Высшего промысла неслучайному, стечению обстоятельств здесь, на полигоне «Коммунарка», 31 июля 1941 г., расстреляли так запомнившегося Матти наркомвнудела ЭССР Максима Унта, причем ровно год и месяц спустя после того, как он 30 июля 1940 г. пришел арестовывать семью Пятсов. Что же касается самого места, дачи Ягоды, то на память приходят вот эти строки из «Архипелага Гулаг» А.И. Солженицына: «Рассказывает очевидец (из окружения Горького, в то время близкого к Ягоде): в поместье Ягоды под Москвой в предбаннике стояли иконы – специально для того, что Ягода со товарищами, раздевшись, стреляли в них из револьверов, а потом шли мыться…» Словом, место то было особое и совсем неслучайное. – С.Ф.)
Там мы и находились некоторое время, но пришел мужчина из НКВД с кожаным портфелем и сообщил, так как международное положение обостряется, то нас переведут в другое место, поскольку советская власть хочет заботиться о нас. Нас провели на Казанский вокзал и запихнули в один из Юго-Восточных поездов-экспрессов. Началась дорога в Башкирию, в Уфу.


ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО СЕМЬЯ: СУДЬБЫ (3)
Восстановленный памятник Президенту Пятсу в Тахкуранне. Открытие состоялось 25 июня 1989 г.

Нас повели в дом № 46 на улице Ленина, расположенный вдали от других зданий, там был большой внутренний двор и заброшенный задний. Позднее мне удалось узнать, что это и был последний пункт остановки людей, приговоренных НКВД к смерти. В конце 1930-х годов там же находился и секретарь Башкирского областного комитета Кадыров вместе со своей беременной женой.
Позднее, когда я уже жил в детдоме и голодал, то ходил выпрашивать туда еду, но когда мы сами жили там, то не чувствовали голода. Мы были под контролем служб НКВД, нам была выделена домработница, которая якобы не знала эстонского языка (но на самом деле знала). Естественно, НКВД знало, кого оно дает в помощники.
Однажды к нам в гости пришел школьный учитель, эстонец Оя, со своей семьей – после этого посещения мы их больше не видели…


Имби Паю «Отвергнутые воспоминания». Перевод с эстонского Светланы Карм. Издательство Эстонской энциклопедии. Таллин. 2007.


Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По работе ездил в Москву. Дали машину с водителем. Познакомились. Болтаем. Зашла речь об армии. Говорит: - Я в морфлоте служил. Отвечаю: - А я - в строительных. Он усмехнулся: - Стройбат? Автоматов не видели? - Не, - говорю, - я в караульной роте служил. В Тикси. Крайний Север. В/ч № ...
Фрагмент карты футбольного СССР, выпущенной в 1981 году в Грузии в честь победы тбилисского "Динамо" в Кубке Кубков. ...
Сейчас пролистала по диагонали сообщество secrettaro и хочу еще раз повторить, вдруг хоть какая-то польза будет: Люди!!! Когда Вы просите погадать, будьте готовы к тому, что вам ответят совсем не то, что вы ожидаете и еще, гадания это не то, чем стоит ...
Растительный орнамент. Византия. Иллюстрации из книги Г.Л. Маккэлэм "4000 мотивов. Цветы и растения". В  В  В  В  В  Перечень всех статей раздела "История развития орнамента"В  Серия сообщений "Растительный орнамент: иллюстрации": Часть 1 - ...
Съездили в Великий Устюг, на родину к Деду Морозу. Незадолго до поездки я узнал, что в городе существовал судостроительный завод, интересно было сходить в краеведческий музей и посмотреть, что там есть на тему этого завода. Памятник Н.Г. Кузнецову Как оказалось, известный ...