рейтинг блогов

О ТРУСОСТИ, ИЗМЕНЕ И ОБМАНЕ (2)

топ 100 блогов sergey_v_fomin13.08.2022 О ТРУСОСТИ, ИЗМЕНЕ И ОБМАНЕ (2)



О ТРУСОСТИ, ИЗМЕНЕ И ОБМАНЕ (2)
Александра Николаевна Пешкова-Толиверова. Портрет работы В.П. Верещагина.

По всей вероятности, именно с этого времени Павел Иванович начинает пересматривать прежние свои взгляды. В Италии он занимается научной работой, постепенно приобретя известность видного психиатра. Однако наибольшую известность принесла ему частная врачебная практика в Ницце, куда он вскоре переехал. В числе его пациентов в некрологе названы граф Лорис-Меликов и поэт Надсон. Но были, вероятно, и многие другие, в том числе также весьма влиятельные люди. Наконец, в 1887 г. П.И. Якобий переехал в Париж. Новых знакомых «очаровывала его громадная литературная образованность, как общая, так и специальная, блестящий ум, остроумие, которое сравнивалось с фейерверком, изящный стиль его речи. Эти свойства его ума вводили его в самые образованные круги политических, литературных и научных деятелей». В этот период Павел Иванович пишет и публикует целый ряд научных трудов, за один из которых «Etudes sur la selection» (повлиявший на впоследствии широко известный труд Ламброзо) он был избран Мадридской академией наук в свои члены-корреспонденты.
Тогда же он решается вернуться в Россию. Примечательно, что это решение он принимает не в либеральное царствование Императора Александра II, а в эпоху Императора Александра III, время расцвета зрелой русской государственной мощи.
Вскоре после возвращения на родину П.И. Якобию было предложено место директора вновь создающейся психиатрической больницы Московского губернского земства. Вскоре, однако, он вынужден был оставить это место, хотя, по словам современника, «дорожил им еще и потому, что ему как писателю, близость к московским хранилищам книг была в особенности дорога и необходима, и с этих пор линия его деятельности окончательно определилась: Орел, Харьков, Могилев, Екатеринодар и Курск. Стремление попасть в крупный университетский город на место ординатора в больницу, а не директора, что он стремился обойти, не удалось».
Между тем, профессор Якоби прославился в Европе трудами в области основной своей профессии. Речь идет, прежде всего, о его книге, увидевшей свет в 1904 г. «Etudes sur la selection chez l`homme». Именно он впервые поставил вопрос об оказании психиатрической помощи непосредственно на театре боевых действий. В это время, напомним, Россия вела войну с Японией.
В годы первой «русской» революции П.И. Якобий работал в Харьковской губернии на так называемой «Сабуровой даче», считавшейся в то время самым крупным специализированным учреждением в России. В то время рядовыми психиатрами там работали такие позднее ставшие всемiрно известными учеными, как В.А. Гиляровский, Т.И. Юдин, П.И. Ковалевский, Н.В. Краинский. Регулярно проводившиеся там научные конференции способствовали повышению квалификации врачей, являясь источниками новых научных идей. Именно поэтому Сабурову дачу нередко называли «Вольной Академией».
К сожалению, большинство сотрудников больницы совмещали свои профессиональные обязанности с помощью разрушителям того режима, благодаря которому они имели возможность лечить людей, заниматься наукой, содержать (и довольно неплохо) себя и свои семьи.
В 1905 году революционным движением в Харькове руководил небезызвестный Ф.И. Сергеев (Артем). Он был оформлен слесарем психиатрической больницы. Оружие революционеры хранили в водолечебнице и подземных переходах.
Сотрудники больницы не раз скрывали революционного вожака от преследований полиции. Так, один из врачей (П.П. Тутышкин) обучил его основам психиатрии, что помогало ему не раз скрываться от полиции.
Что касается старшего врача больницы П.И. Якобия, то сохранилось вполне определенное свидетельство, что он не только не понимал подобного двурушничества, но не принял и самого революционного движения, которому когда-то бездумно отдал, как мы помним, свою юность, молодость и даже часть зрелых лет. Его резкое выступление против приступа безумия тех, кто в силу основных своих обязанностей должен был избавлять страждущих от такового, его призыв одуматься вызвали лишь резкое недовольство среди коллег, которые потребовали его немедленной отставки. Остается лишь догадываться, с какими горькими чувствами Павел Иванович покидал Сабурову дачу, страдая от того, к чему сам бездумно приложил некогда руку. Однако ему было бы во сто крат горше, прочитай он то, что уже в наши дни пишут его коллеги – потомки переживших гражданскую войну, лагеря, тюрьмы, ссылки и прочую большевицкую дрессуру под управлением подельников заботливо оберегаемого ими когда-то Артема: «…Коллектив Сабуровой дачи в дни первой русской революции участвовал в борьбе за прогрессивное переустройство больницы, которая позволила организовать образцовое коллегиальное управление того времени».


О ТРУСОСТИ, ИЗМЕНЕ И ОБМАНЕ (2)
Павел Иванович Якоби в последние годы жизни.

Некоторое отдохновение от обступавшего вокруг ужаса массового политического помешательства русского общества Павел Иванович находил, надо полагать, в своих занятиях стариной. Результатом многолетнего труда была его работа «Вятичи Орловской губернии», изданная в «Записках Географического общества по отделению этнографии» (Т. 32. СПб. 1907). В течение двадцати лет вел Павел Иванович кропотливые исследования жизни Жанны д`Арк. Любое свободное от основной службы время использовал он для работы в библиотеках Петербурга. Часто ездил в Париж, где занимался в Национальной библиотеке. К сожалению, ему удалось опубликовать лишь небольшую часть этого, несомненно, весьма ценного труда в журнале «Вестник Европы» (1909. №№ 4-6). (Не устарел он и до сих пор. Дореволюционная журнальная частичная публикация труда П.И. Якобия до сих пор не утратила своего значения и учитывается современными историками. См., напр.: «Советская историческая энциклопедия». Т. 16. М. 1976. С. 853).
Скончался Павел Иванович Якобий 11 марта 1913 года в С.-Петербурге от гриппозного воспаления легких в возрасте 71 года, как сообщали в некрологе, «с пером в руках и с мыслями о новых работах».



Продолжение следует.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Купив вчера коту огромный мешок корма, я получил проблему на свою голову. Мешок поместился только в кладовую. Открываешь дверь в кладовую – а там куча кошачьего корма, и ничего за ним не видно… Вот кот от этого умом и тронулся…. Первую половину ...
Уж вечер, а я всё ещё под впечатлением. Приснилась такая чушь остросюжетная и подробная, которую визуализировать-то не сложно, но она опережает время буквально на несколько дней (по замыслу) тренд происходящего. Пишу невнятно, потому как для себя, в надежде что Фрэнк потом подкинет этот ...
Существуют танки, которые выполняют роль рабочей лошадки. Они, как правило, не обладают выдающимися характеристиками, не могут они похвастаться и большим списком побед. Вместе с тем, именно на них, как правило, ложится основная нагрузка в ходе боевых действий. В межвоенный периода ...
Дешевые вещи в модном дискурсе - почти всегда кошмар и ужас, что-то, противоположное стилю. "Выглядит дешево", "дешевка" - само по себе несет отрицательную коннотацию. Быть модным и стильным в массовом сознании равно "одеваться дорого". Популярные и не очень стилисты наперебой ...
Фото из интернета Зимой в ПМС все на снегоборьбе. В основном по нашей станции Новоишимской снег лопатим. Иногда людей гоняли и на Кайранкуль. Там место гиблое , как только буран , так станцию заметает. Не успеют стрелки почистить - все , труба. Состав останавливается и ...