ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ

Всё начиналось просто. Четвертый класс, урок в библиотеке: «Сегодня вы можете читать любую книжку по истории...» Стеллаж, несколько десятков книг. Кто-то взял книжку о гладиаторах, кто-то - об истории моды. И вдруг:
- А можно про динозавров. Это история?..
- А про корабли?...
- А можно я буду читать о собаках?..
- А о морских свинках?..
Какое я, все ж учитель истории, имею отношение к динозаврам и морским свинкам...
- Ну, ладно, читайте о морских свинках…
- А можно свою книжку, принесенную из дома?
- Можно мы с Максом будем вместе читать по мотоциклы?
- Можно сначала фильм про Трою посмотрю, а потом уже почитаю?
- …
А почему собственно нельзя? И кто решает, что можно, а что нельзя?
Хотелось, чтобы это был настоящий, не наведенный, интерес. Идущий откуда-то из глубины, изнутри. Из тех глубинных пластов детской психики, куда были вытеснены Школой дошкольные Почему? и Как?
Хотелось пробудить даже не интерес - желание. Когда нет сил терпеть. Которое захватывает всю натуру ребенка, когда нет ни урока, ни перемены – очень хочется!
Чтоб было всё совсем по-настоящему. Свинки – та к свинки. Поединок Гектора и Ахиллеса – так поединок.
- А можно я…
- Можно…
Почему поддался?
То ли надоело смотреть на усталых детей и видеть в их глазах школьную послушность.
То ли – официальное оправдание этой авантюры - понимал, что для психики ребенка, для души его, очень полезно бывает делать то, что сам хочешь делать.
Осознанная необходимость? Честно говоря, меня подташнивает, когда учителя произносят это словосочетание.
Правила… Нужны правила: чтоб дети не бегали, не кричали и не бросались книжками и видеокассетами. Конечно, правила нужны, но не я спущу их с высоты своего директорско-учительского авторитета; правила возникнут в головах моих четвероклассников - из понимания, что нельзя мешать другу и что нужен како-никакой результат.
Поэтому раз в неделю мы собираемся на обсуждение нашей работы – на сбор - где каждый мог сказать, что ему нравится, а что нет.
Ну, первый сбор был посвящен вопросу, надо ли поднимать руку на сборе или просто можно говорить, когда хочешь.
Кстати, французы, братья Френе, рассказывают, что, на первом сборе в классе, как правило решается вопрос, как правильно faire pipi, чтобы в туалете было чисто. И это страна с самой развитой демократией в мире, двухсотвекой традицией…
Итак, на сборах рождались первые правила.
Нельзя мешать другому работать. Разговаривать можно только шепотом. Можно тихонько ходить по классу.
Можно работать по одиночке или в группе до 4 человек.
О том, что ты прочитал, нужно рассказать другим. Как только ты готов, пишешь свою тему и время, когда будешь рассказывать. Те, кому твоя тема интересна, приходят послушать. Это мы назвали словом «Клуб».
Если ты не записывашься на Клуб, то продолжаешь в это время спокойно заниматься своим делом.
Итогом работы является газета, которую рисует группа. И с этой газетой мы идем выступать перед учениками другого класса.
+++
Читали и кораблях, и о гладиаторах, и рассказывали, и делали газеты… Каждый занимался, чем хотел…
Катя, задумчиво:
- Тема моего доклада - Фиолетовый туман…
- А, опять ерунда всякая… Еще придумай что-нибудь
- Нет, - говорит, - фиолетовый туман.
Махнул рукой.
Катя сделала доклад о картине Моне: Вестминстерское аббатство, фиолетовый туман…
+++
Кстати, эти четвероклассники в этом году закончили десятый класс…