Вознесенская Давидова пустынь — история обители. Часть 1

топ 100 блогов vladimirdar08.12.2023
Всего 16 фото. Вознесенский собор Давидовой пустыни. Фото кликабельны
Всего 16 фото. Вознесенский собор Давидовой пустыни. Фото кликабельны

Знаете, я десятилетиями ездил по Симферопольскому шассе в Тульскую область мимо развязки с указателем на Чехов и Давидову пустынь - всегда хотелось туда заехать, но каждодневные дачные заботы просто не давали такой возможности. В этом году мне наконец удалось там побывать: впечатления были самыми позитивными и удивительными.

Рассказ о Давидовой пустыни я условно разделил на две части: общую историю обители и рассказ об отдельных ее строениях. Так что в первой части будет много текста и общих фотографий, больше видовых, что же касается церквей и других многочисленных построек монастыря это уже будет во второй части. Таким образом читатель может выбрать, что ему предпочтительней или что больше интересует.

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. 

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил.  Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, он почувствовал призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Преподобный Пафнутий основал свой монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы близ г. Боровска в 1444 году. Святость его жизни и мудрость управления монастырем привлекли к нему множество учеников. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

02. Святые врата и колокольня Вознесенской Давидовой пустыни
02. Святые врата и колокольня Вознесенской Давидовой пустыни

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке. После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. 

Прп. Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него управлял обителью его ученик Иосиф с 1477 по 1479 годы. Он намеревался ввести в Боровске самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, почему, желая удалиться от ропота и вместе изучить иноческую жизнь в других монастырях русских, решился оставить на время свою обитель и лично осмотреть устройство других монастырей. По возвращении из своего путешествия он решился навсегда оставить Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые ему леса Волоколамские, где и основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года.

03. Вознесенская Давидова пустынь на рисунке XIX века
03. Вознесенская Давидова пустынь на рисунке XIX века

Прп.Иосиф и прп. Давид были близкими друзьями. Духовная связь их не прекратилась и по оставлении прп. Иосифом Боровской обители. Прп. Давид, прожив в ней после ухода прп. Иосифа продолжительное время, также ушел из нее, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 года с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Прп. Иосиф 15 августа 1515 года – незадолго до своей кончины – посетил эту новую обитель, трапезовал с прп. Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием. В память этой встречи была написана фреска, ныне украшающая Трапезный храм обители.

04. Проездные ворота и церковная лавка с угловой северо-западной башней
04. Проездные ворота и церковная лавка с угловой северо-западной башней

Более полустолетия подвизался в монашестве прп. Давид и был кормильцем-отцом всего окрестного населения. 19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу, а честное тело его, изнуренное трудами и подвигами, было погребено в основанной им пустыни, а ныне покоится в раке в Знаменской церкви.

05. Знаменская церковь
05. Знаменская церковь

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют многочисленные рассказы жителей окрестных селений.

06. Собор Вознесения Господня
06. Собор Вознесения Господня

Известна обитель была и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особенное внимание оказывал ей царь Иоанн Васильевич (Грозный). На его средства в обители была начата постройка каменного храма, им была выдана жалованная тарханная грамота на владения «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями».

В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но 1 апреля 1625 года была возобновлена царем Михаилом Федоровичем. 

07. Собор Вознесения Господня и Никольская церковь
07. Собор Вознесения Господня и Никольская церковь

В 1657 году по указу Святейшего патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 году по указу царя Алексия Михайловича. В 1712 году она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году, по определению Св.Синода от 28 апреля – к Московскому Златоустому. Все это принесло пустыни лишь «напрасное разорение»...

По штатам 1764 года Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако на следующий год ее положение значительно улучшилось. По указу Консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Тогда же была приписана и часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельной деятельности Давидовой пустыни и обеспечению ее в средствах содержания на будущее время.

08. Место бывшего монастырского погоста. Здесь перезахоронены останки погребенного на монастырском кладбище генерала Дохтурова Д.С., героя Отечественной войны 1812 года
08. Место бывшего монастырского погоста. Здесь перезахоронены останки погребенного на монастырском кладбище генерала Дохтурова Д.С., героя Отечественной войны 1812 года

К концу XVIII века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Для поднятия ее благосостояния было решено ввести в ней общежитие. В документе 1627-28 гг. она называется «монастярь-особняк». Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию, известному своею строго-подвижническою жизнью. Для заведения такого же общежития, «как в Оптином монастыре», по рекомендации иеромонаха Макария, владыка определил в строители Давидовой пустыни иеромонаха Иосифа из братии Николо-Пешношского монастыря, а также направил с ним в помощь иеромонаха Герасима, и еще четыре человека братии для помещения в число братства Давидовой пустыни. Новые насельники с весны следующего 1799 года приступили к возобновлению пустыни: во всем монастыре кровли покрыли вновь. Ветхости в церкви частью исправили, ризницу всю перечинили и новую прибавили, завели новый порядок богослужения и общего жития и таким образом, пустынь прп. Давида стала принимать другой вид. В XIX веке Давидова пустынь постепенно благоукрашалась, воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Была построена ныне существующая колокольня.

09. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
09. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В начале пятого столетия своего существования пустынь прп. Давида находилась в состоянии полного благоустройства во всех частях. Святые храмы ее отличались благолепием и чистотою, во внутренней жизни братии наблюдались полный порядок и благочиние. Монастырь занимал обширное пространство, обнесенное каменною стеною с башнями по углам. На западной стороне ее колокольня со св. воротами под нею, рядом проезжие ворота. Внутри монастыря, считая по левой стороне от колокольни, расположены: просфорня и рухлядная, настоятельский корпус. Успенский храм, новый собор во имя Всемилостивого Спаса, трапеза с храмом Всех Святых и примыкающим к нему братским корпусом и хлебным амбаром, по правой стороне от колокольни, четыре братских корпуса, их них один старый трехэтажный, другой двухэтажный, богадельная, водопровод и артезианский колодезь на южной стороне. В центре три храма Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы с кладбищем, садом и цветниками около них. За монастырем три гостиницы, конный и скотный дворы, пчельник, баня, мельница и два пруда, липовая роща с южной стороны и двухклассная церковно-приходская школа.

10. Монастырская колокольня
10. Монастырская колокольня

После переворота 1917 года судьбы монастыря стала схожей с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон… В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы. Так, в одночасье были загублены четыреста лет славной истории монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников.

Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском храмах и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами придавался «некультовый вид».

11. Настоятельский корпус
11. Настоятельский корпус

В 1992 году жителями посёлка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря. В 1995 году настоятелем был назначен иеромонах Герман, который до этого назначения с 1989 г. был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского Ставропигиального монастыря в г. Хотьково. Вместе с двумя юными послушниками настоятель начал работы по подготовке одного из храмов к совершению службы. Но в первую субботу Великого поста была совершена первая Божественная Литургия, а 1 июня 1995 года на престольный праздник обители за Божественной Литургией, которую совершил правящий Архиерей Московской Епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни, иеромонах Герман был возведен во игумена обители с вручением игуменского жезла.

12. Небольшая зеленая аллея у в хода в Настоятельский корпус
12. Небольшая зеленая аллея у в хода в Настоятельский корпус

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но чудом сохранены частицы его мощей. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. Сейчас мощи находятся в Знаменском храме, изначальной его усыпальнице.

Вознесенская Давидова пустынь — история обители. Часть 1 13.
13.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей. 19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского. Богослужение теперь совершается во вновь освященном храме.

14. Часть фасада Настоятельского корпуса
14. Часть фасада Настоятельского корпуса

В 2000 году колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золоченые купол и крест видны издалека. На колокольне установлены часы. Некогда бой механических часов возвещал окрестностям о течении времени. Сейчас вновь малиновый звон четвертей, отбиваемых часами, и мелодии церковных песнопений напоминают о скоротечности нашей земной жизни. 

Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда.

15. Общий вид части фасадов Настоятельского корпуса, Успенской церкви и Собора Всемилостивого Спаса
15. Общий вид части фасадов Настоятельского корпуса, Успенской церкви и Собора Всемилостивого Спаса

5 июня 2003 года было совершено Великое освящение древнего Вознесенского собора пустыни. Освящение совершил по благословению Владыки митрополита Ювеналия Преосвященный Григорий, архиепископ Можайский.

16. Давидова Пустынь
16. Давидова Пустынь

Общее впечатление чрезвычайно благостное. Архитектура обители вводит в состояние принятия и успокоения. 


Источники:

Официальный сайт Вознесенской Давидовой пустыни. История обители


© Vladimir d’Ar, 2023

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
23.01.2024 В США не стали скрывать, что Запад готов к новому миру с проигравшей Украиной Сейчас на Западе формируется новое отношение к Украине, основанное на признании возможной неудачи в конфликте с Россией. Это мнение высказал бывший заместитель министра обороны США Стивен Брайен. ...
...
Самарские ритейлеры - сети супермаркетов бьют тревогу! Число краж, убытков по сравнению с аналогичным периодом год назад возросло на 20% и это не предел. Тащат продукты и товары первой необходимости. От шоколадок до средств гигиены. От лимонада до виски. Администрация розничных сетей отм ...
Или - зачем Ахиллу Брисеида, если у него уже есть Патрокл? Там всё прекрасно Читайте, наслаждайтесь От себя - как водится здесь, на полях - добавлю только одно Если следовать логике автора, несистемной оппозиции для того, чтобы победить, надо в массовом в порядке заняться любовью ...
ГУГЛ ПЕРЕВОД! ========================= Принц Гарри после пятидневного карантина и получив отрицательный результат теста сегодня днем обрадовал больных детей неожиданным визитом на премию WellChild в Кью-Гарденс. Мероприятие было организовано на улице, чтобы могли собраться до 30 ...