Воздушный Старт: Король умер, да здравствует король!

Систему типа «Воздушный Старт» разрабатывает китайская CALT (China Academy of Launch Vehicle Technology) – основная китайская госкорпорация по разработке ракет.
Общие характеристики китайской системы такие: это трехступенчатая ракета весом около 20 тонн, она стартует с самолёта-носителя при скорости 0.8 М и на высоте ок. 12 км.
Ракета должна выводить нагрузку в 300 кг на ССО в 500 км.
В прошлом месяце на 74-м Международном Конгрессе по Астронавтике (Баку, Азербайджан) по этому проекту был представлен краткий доклад.
Основной целью проекта в докладе указано создание гбкой и недорогой системы, ориентированной на малые и микро-спутники.
Весной этого года прекратил существование проект сэра Ричарда Бронсона – Virgin Orbit.
Virgin Orbit предоставляла коммерческий пусковой сервис именно для малых спутников и именно методом воздушного старта.
С носителя «Cosmic Girl» (модицицированный Boeing 747-400) стартовала ракета «LauncherOne», разработанная компанией Virgin Orbit. Всего было сделано шесть пусков LauncherOne (за период с 2020 по 2023) – четыре успешных и два аварийных. После аварийного пуска в январе 2023 Virgin Orbit вынуждена была инициировать процедуру банкротства. Имущество Virgin Orbit было выкуплено на аукционе по частям тремя фирмами – Rocket Lab, Stratolaunch Systems и Firefly Aerospace.
Рассуждатели рунета интерпретировали этот печальный факт как свидетельство принципиальной невозможности реализовать идею воздушного старта.
Вспоминали также и историю с Falcon-5 – на заре своей истории SpaceX рассматривала возможное участие в совместном проекте со Stratolaunch – и как раз по схеме воздушного старта. Однако после некоторых переговоров (содержание которых публике неизвестно) Илон Маск предпочёл выйти из проекта. Забавно, но рунетные знатоки космоневтики, кто в подавляющем большинстве критиковали Маска как мошенника и временщика – тут ссылались на него как на признанный авторитет. Впрочем, это из рубрики «удивительное рядом».
Что касается банкротства как свидетельства порочности идеи –
– по-моему, большинство автомобильных фирм, образованных в конце позапрошлого века - они обанкротились, и довольно быстро.
В этой группе компания Fabbrica Italiana Automobili di Torino (более известная как Fiat) – представляет скорее исключение.
Одно из немногих...
Так что я бы рекомендовал не принимать близко к сердцу рассуждения рассуждателей – посмотрим, что получится у китайцев.
|
</> |