Воздушная статистика

![Воздушная статистика [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=3)
===
Общие потери техники за войну по советско-германскому фронту составили:
Германия с союзниками - 58,9 тысяч. СССР - 88,3 тысяч.
Наши и немецкие потери в самолетах сопоставимы в противоположность некоторым последним публикациям. Тем более что тыловые небоевые потери люфтваффе не включены в цифру 58,9 как не относящиеся к потерям на Советско-Германском фронте, тогда как для Советского Союза приводится ПОЛНОЕ число потерянных самолетов.
http://www.cio.arcticsu.ru/projects/pr1032/c.htm
http://erich-bubbi.ucoz.ru/forum/5-1459-1
1. Потери самолетов от удара авиации противника по аэродромам базирования составляют самую малую долю потерь:
9233 за 41 год, в том числе на аэродромах - 1889 (20,46 %)
8259 за 42 год, в том числе на аэродромах - 204 (2,47 %)
9500 за 43 год, в том числе на аэродромах - 239 (2,52 %)
7848 за 44 год, в том числе на аэродромах - 210 (2,68 %)
3569 за 45 год, в том числе на аэродромах - 38 (1,06 %)
ВСЕГО 38.409, в том числе на аэродромах - 2580 (6,7 %),
причём итоговая цифра - 2580 самолетов, уничтоженнных на аэродромах - на 73% состоит из потерь 1941 г., т.е. первых шести месяцев войны.
Стоит обратить внимание и на то, что общее количество самолетов, уничтоженных в 1941 году на аэродромах (1889 ед.), меньше, чем указанное во многих современных исторических сочинениях число потерь самолетов ВВС западных округов за первые два дня войны!
2. Как и следовало ожидать, боевые потери составляют меньше половины от общей убыли самолетов - общие потери боевых (не считая учебные, транспортные и пр.) самолетов за время войны составили 88,3 тыс. единиц (см. "Гриф секретности снят" под ред. Кривошеева, изд. 1993 г., стр. 360)
Главной причиной убыли самолетов было списание по износу, выработка моторесурса двигателей, аварии и катастрофы. Это обстоятельство следует учитывать при осторожном чтении сочинений советских историков, которые традиционно ставили знак равенства между "убыль самолетов люфтваффе = сбиты на Восточном фронте"
3. На протяжении всей войны остаётся весьма высокой доля потерь неизвестного характера. Всего с формулировкой "не вернулся с боевого задания" потеряно 15.161 самолет (39,5% от общего числа боевых потерь). В 1942 г. эта категория потерь составляет 70,2%, т.е. в два раза больше, чем все остальные боевые потери вместе взятые! Причем высокая доля "пропавших без вести самолетов" обнаруживается не только среди бомбардировщиков, но и среди штурмовиков (31,7% от общих боевых потерь) и истребителей (40,3% от общих боевых потерь), которые действовали непосредственно над линией фронта или даже над собственной территорией (истребители ПВО)
4. Стоит обратить внимание на неуклонный рост числа потерь от зенитного огня. Причём, начиная с 1943 г. наблюдается рост не только относительных (что понятно - немецких истребителей над Восточным фронтом становилось всё меньше и меньше), но и абсолютных потерь от зенитного огня: 2234 в 43 г., 2810 в 44 г. и 1748 за первые четыре месяца 45 г.
Поскольку конструктивная живучесть самолетов советских ВВС к 1945 г. как минимум не уменьшилась (в ряде случаев - увеличилась за счёт усиления бронирования, протектирования бензобаков, внедрения систем наддува баков инертным газом и пр.), данный феномен может быть объяснён как повышением эффективности немецкой зенитной артиллерии, так и более активным участием советской авиации в непосредственной огневой поддержке наземных войск на поле боя.
===
и глубоко благодарен за сведения, немалая часть коих ранее не попадалась мне на глаза, а в целом они изрядно прояснили для меня картину боевых действий в воздухе.
|
</> |