Войнописец и его резюме - 14

"Вторжение" в Восточную Пруссию русских войск, а вслед за ними "неутрального" корпуса Йорка произвело срыв покровов и шатание скреп - в провинции разразилось то, что офигевшие современники назвали "небольшой революцией" (в переводе с законопослушно-прусского - бунтище!!!). В Кёнигсберге вкупе с русскими войсками оказался Штайн, с подачи которого появилась некая "депутация ландтага" во главе с генералом Йорком, которая потребовала собрать "для охраны правопорядка" 20 000 ландвера.
Срочно написать документ о том, как это надо сделать, доверили Клаузевицу, который и выдал в январе 1813 года "Регламент ландвера в провинциях Литва, Восточная Пруссия и Западная Пруссия". Каждые 100 жителей должны выставить 2 ландверманов, вооруженных ружьями или пиками и топорами. Ландвер сводится в батальоны по 1000 человек, которые входили в регулярную армию - по дополнительному батальону в строевой полк. Все остальные годные к службе мужчины записывались в ландштурм (ополчение второй очереди), назначаемый для партизанских действий или караульной службы в своем районе. Проект Клаузевица был принят и утвержден в феврале 1813 года ландтагом Пруссии, который внес в него, однако, поправку о праве выставлять вместо себя заместителя - так состоятельные люди избегали ужасов отправки на фронт.

Пля[йн], замели в ландвер!..
Произошедшее всколыхнуло всех "невосточных пруссаков" - как, эти пентюхи с диких варварских земель типа нас освобождают? Да ни фиха! 25 февраля 1813 года "англичанка сгадила" на полный "порыв водоканала" - с фрегата HMS в крепости Кольберг высадился Гнайзенау, решивший, что в Англии ловить нечего, когда такая петрушко-укропина колосится в родных пенатах. Горожане и гарнизон встретили его с такой овацией (вернулся их защитник в 1807 году!), что командир Померанской бригады генерал-майор Карл Леопольд Генрих Людвиг фон Борштель, сам-то ретро-консерватор и "антиштайношарнхорсист", предпочел присоединиться к походу на Берлин, который кольбержане тут же и устроили во главе со своим кумиром.
Тем временем король Фридрих Вильгельм III в столице довольно трусливо боялся, что Аполион откуда-то вытащит "вторые 600 000 солдат", убьет всех русских, а потом и его - из-за "предательства" Йорка. Посему "мятежный" генерал и "вся эта белиберда в Ост-Пруссии" были объявлены преступниками и подлежащими суду трибунала. Но узнав о марше кольбержан на Берлин, к которым по пути присоединялись толпы воодушевленных "соратников", ЕКВ струсил еще больше, проблеяв: "Это не иначе как Гнайзенау у них объявился!", и решил, что свои подданные с вилами во дворе опаснее французов хрен знает где - Пруссия объявила о разрыве союза с Аполионом и вступлении в войну на стороне России.

Людвиг фон Борштель
Псоле этого "восстал ото сна" Шарнхорст, которому резко стало обидно, что какой-то его ученик сам сочинил документ о ландвере и уже набирает оный - 17 марта 1813 года в Бреслау "отец новопрусской армии" опубликовал свой текст, в котором были две радикальные поправки к Клаузевицу - допускалась служба ландвера за границами Пруссии ("Шарни" уже видел себя штурмующим Париж) и набор кавалерийских ополченцев (скептик Клаузевиц считал, что эффективна будет лишь пешая милиция). Именно по положению Шарнхорста и развертывали ландвер в 1813 году. Но король выказал себя быдло-злопамятным жЫвотным - командующим армией назначил Блюхера, Шарнхорста сделал его начальником штаба, но Гнайзенау заявил, что... его назначат командующим 2-й армии, когда ее соберут (она так никогда и не появилась). Впрочем, "прусский Август" посрамил "королька", пойдя в штаб Шарнхорста на скромную должность второго генерал-квартирмейстера.
Вызвал к себе Шарнхорст и Клаузевица - тот, в конце концов, был самым умным его учеником. Но Фридрих Вильгельм III продолжал говнить, порвав три подряд рапорта о возвращении "подполковника-предателя" на службу - прусские офицеры не имеют права "предавать" короля даже во благо родины! И Клаузевиц тусил при штабе Блюхера в сомнительной должности русского военного атташе, фактически являясь помощником Шарнхорста на общественных началах. Так ему удалось поучаствовать в сражениях 2 мая 1813 года у Лютцена (Гроссгёршена) и 20-21 мая 1813 года у Баутцена. Однако когда было заключено Пляйсвицкое перемирие, Шарнхорста, умершего от раны, полученной при Гроссгёршене, сменил Гнайзенау, и Клаузевиц оказался "пятнадцатым колесом в телеге"... В этом сложном положении на помощь подполковнику снова пришел царь Александр I, нашедший ему иное место приложения своих навыков и талантов.
|
</> |