Война — войной, а коммерция — коммерцией

Отрывок из литературного произведения, романа Александра Степанова «Порт-Артур». Конечно, это художественная литература, а не исторический источник или исследование, но суть поведения предпринимателей в некоторых войнах передана хорошо.
***
Интересуясь устройством машинного отделения, Звонарев отправился туда с судовым механиком. Уже около трапа в машинное отделение им в лицо пахнул горячий воздух, и чем дальше они спускались, тем становилось жарче.
В самой котельной кочегары работали по пояс голые, и, несмотря на вентиляцию и непрерывно бьющий душ из забортной воды, зной здесь был нестерпимый. Кочегары быстро, ловко забрасывали уголь, шуровали колосники, выгребали золу.
Звонарев поднял кусок угля и стал его рассматривать.
– Янтайский? – спросил он.
– Нет, японский, – ответил механик.
– Довоенные запасы?
– Мы и после начала войны получили десять пароходов угля из Японии.
– Неужели японцы нам продолжали продавать уголь?
– Война – войной, а коммерция – коммерцией. Одно другому не мешает. Наоборот, если хотите, даже помогает. Платить только приходится подороже. Да что уголь – новые английские дальномеры Барра и Струда наше адмиралтейство так и не удосужилось приобрести, а японцы нам их продали уже после разрыва дипломатических отношений. Через Шанхай получили недавно двенадцатидюймовые снаряды – все японского происхождения, не говоря уже о пищевых консервах и прочей мелочи.
Звонарев не верил своим ушам.
– Не верите? – заметил механик. – Справьтесь в порту. Наш поставщик Гинзбург и сейчас имеет отделения своей фирмы и в Японии и в Шанхае. Сейчас они переведены на нейтральных лиц и преспокойно доставляют нужные нам предметы из Японии.
Степанов А. Порт-Артур. Ташкент, 1965. Т. 1. С. 156-157.
|
</> |