Война помогла сократить разрыв в зарплатах в богатых и бедных регионах
augean_stables — 26.12.2025

Беднейшие регионы России за время войны с Украиной приблизились к богатым по уровню зарплат населения, выяснили экономисты Юрий Городниченко из Калифорнийского университета в Беркли, Икка Корхонен из Института развивающихся экономик Банка Финляндии и Элина Рыбакова из Института международной экономики Петерсона. Но сокращение межрегионального неравенства вряд ли будет устойчивым: с 2022 года более инвестиционно привлекательные регионы и регионы с большой долей ВПК начали быстрее дистанцироваться от других субъектов федерации с точки зрения привлечения капитала.
Как военные выплаты сократили неравенство в зарплатах
Благодаря резкому росту военных расходов после вторжения России в Украину в 2022 году все военные годы росли и додохы россиян. В среднем по стране рост зарплат с 2022 года опережал уровень инфляции. В 2022 году реальный рост зарплат населения (с поправкой на рост цен) составил 2,2%, в 2023-м — 8,2%, в 2024-м — 9,1%, в январе–сентябре 2025 года — 4,7%. Но эти агрегированные результаты не учитывают значительных экономических и социальных диспропорций в России. Авторы опубликованного в декабре исследования «Военная конвергенция российских регионов», экономисты Юрий Городниченко, Икка Корхонен и Элина Рыбакова, решили выяснить, помогла ли война сглазить зарплатное неравенство по стране и отставание регионов друг от друга по уровню инвестиций.
Для того, чтобы понять, как война повлияла на доходы россиян в региональном разрезе, экономисты оценили разброс зарплат по регионам на основе данных Росстата с 2000 по 2025 год.

В 2000 году типичный разброс зарплат между российскими субъектами составлял около 45% — то есть средняя зарплата в случайно выбранном регионе могла отличаться от общероссийской почти в полтора раза. Но этот разброс постепенно сокращался вплоть до оккупации Крыма в 2014 году и последовавших за этим санкций. В следующий раз сближение по уровню доходов на региональном уровне возобновилось только в 2022 году.
Но что именно двигало этим сокращением зарплатного неравенства среди регионов: медленный рост трудовых доходов в богатых регионах или то, что бедные стремительно сближались с «середняками»?
В период с 2000 по 2014 год разрыв между десяткой богатейших регионов (например, Москвой) и «середняками» (Воронежская область) оставался практически неизменным. В это время сокращение межрегионального неравенства происходило в основном за счет беднейших субъектов (Тыва), которые постепенно догоняли медианную группу по уровню зарплат.
• После начала войны начала сокращаться и дистанция между средними и богатыми регионами, пишут авторы.
• Разрыв между бедными и высокодоходными регионами тоже заметно уменьшился.
Вероятнее всего, послевоенная тенденция объясняется тем, что мужчины из экономически депрессивных регионов увеличили свои доходы, подписав контракт на службу в армии (сейчас за подписание контракта в среднем по России платят 2 млн рублей). В случае гибели их семьи также получали денежные выплаты, а предложение на рынке труда сокращалось, что двигало зарплаты вверх для остальных работников.
Как война увеличила разрыв в инвестиционной привлекательности регионов
Среди 83 российских регионов (не учитывая захваченные и аннексированные украинские территории) только три стабильно играют роль в формировании федерального бюджета: Москва и богатые нефтью и газом Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий автономные округа. Вместе эти три региона за последнее десятилетие обеспечивали от 42% до 50% всех федеральных налоговых поступлений, пишут экономисты. В 2022 году только на Москву и Санкт-Петербург пришлась четверть ВВП России, в 2023 году их доля от общего объема потребления составила 27%, напоминают авторы работы.
Российские регионы сильно различаются по своей экономической структуре и по значимости их вклада как в местную, так и в общенациональную экономическую активность, объясняют экономисты. Эти различия отражают сочетание исторической специализации, природно‑географических условий, наследия промышленной политики советского периода и меняющейся рыночной конъюнктуры. Например, Самарская область и Татарстан — крупные центры автомобильной промышленности с масштабными производственными мощностями в виде «АвтоВАЗа» и КАМАЗа, которые играют важную роль для национальной экономики. А лесопереработка в Карелии или туристическая отрасль в Алтайском крае могут быть ключевыми источниками занятости и доходов для региона, но составлять малую долю общенационального производства.
Этим объясняется то, почему война по-разному повлияла на регионы России. Среди «победителей» оказались регионы с предприятиями ВПК, говорится в исследовании экономистки Натальи Зубаревич, опубликованном в 2024 году. Это Поволжье (Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Пензенская область), центральная часть России (Тульская, Брянская, Московская области и Москва) и Урал (Курганская и Свердловская области). Среди «проигравших» — регионы с промышленными специализациями, пострадавшие из-за санкций. Например, спад промышленного производства наблюдался в регионах автомобильной промышленности (Калужской и Калининградской областях), в регионах-производителях минеральных удобрений (Новгородская и Мурманская области) и лесной продукции (Карелия).
Исторически, как и в случае с зарплатами, разброс инвестиций в зависимости от региона снижался весь период с 2000 по 2014 год, отмечают в своей работе Городниченко, Рыбакова и Корхонен. Но после аннексии Крыма инвестиционные региональные разрывы резко выросли. Скачок разрыва в инвестициях на уровне регионов, вероятно, отражал общее ухудшение условий кредитования и сокращение доступа российской экономики к мировому рынку капитала.

После 2022 года инвестиционно привлекательные регионы начали дистанцироваться от других субъектов еще быстрее. Капитал перетекает (.xlsx) в регионы, которые могут генерировать экспортную выручку, вроде Тюменской области (за счет богатых нефтью и газом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа), выигрывают от роста военного производства (Свердловская область) или в просто более развитые, вроде Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана, подтверждают экономисты выводы Зубаревич.
Эти наблюдения позволяют предположить, что связанное с войной сближение регионов по уровню доходов населения вряд ли будет устойчивым, говорится в работе. «По мере продолжения этой агрессивной войны экономические трудности, с которыми сталкивается Россия, вероятно, будут усиливаться, что еще больше осложнит перспективы устойчивого межрегионального сближения», — заключают авторы исследования.
Денис Касянчук
[email protected]
24.12.2025
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
Как работает беспроцентный период по кредитным картам и как избежать переплаты
Испания. Segovia
Район расселения бухтарминских каменщиков в конце 18 в.
Поездка в Китай. ч33 авиационный музей при университете ч Northrop P-61B Black
Что ученые нам презентуют как «еду будущего»: насекомые, медузы и 3D-пицца
Апельсиновый кекс. Рецепт
Замок Lednice
Однажды в Москве в декабре не было снега.
Кафе "Армения" на Гражданском проспекте 107...

