Война информационная и реальная
bigdrum — 13.03.2022Пост навен двумя постами Олега Дивова и моими комментариями к ним. Раз и два.
Пару дней назад при обстреле Мангуша погибли двое детей. ДВОЕ ДЕТЕЙ. Кто из нас задумался об этом? Мало кто. А почему? А все очень просто. Это продолжается восемь лет. Мы уже привыкли к тому, что ВСУ стреляет по Донбассу. А здесь вот Олег задумался о судьбе барышни, которая приняла участие в провокации, дескать, ее хлопнут, чтобы разогнать инфоповод...
Донецких детей убивать можно, а барышню-провокатора нет?
Мы все смотрели фильмы про войну, читали про войну и так далее. И вот что интересно. Когда мы читаем про Сталинград, мемуаристику - мы как правило восхищены подвигом солдат. Но мы слабо задумываемся о том, какие жертвы пришлось принести ради победы. И причина здесь очень простая. Психологическая причина.
Мертвые не пишут книг.
Солдат, который воюет - он во что-то верит, на что-то надеется, и так далее. Желание жить и победить у него в большинстве случаев сильнее смерти. Страх, неуверенность, мандраж перед боем ("Мы ждем атаки до тоски") - это негативные переживания. Ярость, воля к победе, напряженная боевая работа - это позитивные переживания. Негатив, особенно военный негатив - это травмирующие переживания, стремление победить - это позитивные переживания.
Герои не рассказывают о страхе, или рассказывают как о чем-то, что соразмерно, локально, преодолимо в конце концов, но большинство на войне - не герои.
Самый замечательный, наверное, и самый непрочитанный, неувиденный фильм о войне - "Женя, Женечка и Катюша". В этом фильме иронично в какой-то степени показан героизм, война и лишения. И в то же время в этом фильме ярко и адекватно показана личная трагедия. То, что обычно не попадает на страницы книг и на телеэкраны. Посмотрите, вы обязательно поймете разницу.
Великолепнейший фильм "В бой идут одни старики", считающийся классикой фильмов о войне, не так вас зацепит, не так вам ударит током по обнаженным нервам, как "Женя, Женечка и Катюша". Потому что герои "стариков" - они сконцентрированы, они сфокусированы, они самоотдаются Победе. Любая смерть в "стариках" - она локальна на фоне общего пути, общей работы, общей трагедии и общей Победы. А фильм "Женя, Женечка и Катюша" - он глубоко личный и персональный.
Человек не может эмпатировать массе людей. Понимать умом может, разделять взгляды - может, даже осознавать масштаб трагедии - может - но не эмпатировать. А вот одиночной судьбе - может эмпатировать, ибо это естественно.
Двое донецких детей для нас абстрактны, а конкретная... Не буду говорить это слово... Так вот, она - КОНКРЕТНА.
Именно на такой дихотомии и строится медиавойна, медиаповоды, медиаакции. Нам дают одну беженку, или одного беженца, короче - одну жертву войны.
И мы забываем о том, что с другой стороны трагедия чудовищнее, потому что видим лишь эмоционально пустые цифры...
По-настоящему война дана нам вовсе не в воспоминаниях солдат. Солдаты, офицеры, генералы - это люди войны. У них немного другой взгляд на вещи. По-настоящему мы можем почувствовать только тех, кто действительно был жертвой. Или кто не смог стать по-настоящему военным, в смысле отношения к событиям.
Антуан де Сент-Экзюпери ("Военный летчик").
Эрнест Хэмингуэй ("По ком звонит колокол").
Возможно, мы раз за разом повторяем вот эту вот гадость, вот это вот смертоубийство, коим является война, именно потому, что негативный опыт вытесняется. Много военных побед, и мало травмирующего военного опыта. Немцы должны быть благодарны Ремарку за его книги, но они очень плохо помнят эти книги... А мы все очень плохо помним о персональных тргедиях, которые представлены для нас сухими цифрами статистики.
Восемь лет на Донбассе гибли мирные люди - жаль, что мертвые не пишут книг...
.
|
</> |