рейтинг блогов

Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

топ 100 блогов na_shpilke15.05.2013Кино Итак, пару дней назад я анализировала кинематографические воплощения красавицы Элен Безуховой, героини "Войны и мира". А там, где речь зашла об Элен, просто невозможно остановиться и не продолжить говорить о... Конечно же, о Наташе Ростовой. Поэтому сегодня обратимся к образу и стилю этого персонажа, тем более что девушка - едва ли не любимая героиня самого Толстого.
Итак, три главных Наташи - Одри, Людмила и Клеменс. Как и в прошлый раз, попробуем разобраться, чего хотели добиться создатели фильма, выбирая на столь знаковую роль каждую из актрис. И насколько созвучен образ каждой с образом первичной Наташи.
Для всех, кто читал давно и успел запамятовать, напомню, какой видится Наташа Р. самому автору и из каких черт складывался её типаж и образ:

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...
На первый взгляд, такое описание на накладывает особых ограничений. Однако...
Создатели всех версий столкнулись с серьезной проблемой - за время действия романа Наташа превращается из тринадцатилетней девочки в двадцативосьмилетнюю замужнюю даму. При этому брать нескольких актрис было бы сложно, т.к. в каждом своем возрасте Наташа не эпизодический персонаж, а выбрать актрис одновременно похожих и внешностью и манерой игры становися весьма непросто. Поэтому играть Ростову-младшую должна была актриса, выглядящая убедительно в каждой из ипостасей.
Для версии 56-го выбрана была Одри Хепберн, для советской версии 67-го - Людмила Савельева. Актрисы - внешне очень между собой похожие. Обе принадлежащие к типажу Gamine, но с той разницей, что Хепберн - скорее классический Gamine, в то время как Савельева - Gamine мягкий (Soft Gamine)*:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р. Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

*классификация по системе Кибби

Выбор актрисы именно gamin-ного типажа в обоих случаях понятен, т.к. именно девушкам этой "породы" свойственна моложавость, сохраняющаяся и в более зрелом возрасте. Таким образом обе они могли вполне достоверно изображать юную Наташу, не вызывая у зрителя ощущения, что девушка выдалась несколько "великовозрастная":
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.


Не уверена, что сам Толстой задумывал свою Наташу именно Gamine - в описываемых им чертах можно уловить намек на драматичность типажа - и в высоком контрасте её колорита (по цветотипу Наташа - однозначно Зима), и в некоторой непропорциональности её черт (тот же "большой" рот), и в ранних изображениях героини:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р. Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Однако, одним из её главных качеств - внешних и внутренних несомненно была её живость, подвижность, даже некоторая "звонкость". И типаж Gamine отлично это качество обеспечивает.
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Два эти образа отлично передают эту "звонкость", "хрустящесть" наташиного образа - посмотрите как на маленькую шляпку с лихо заломленными полями в образе Одри и на приподнятый ворот  пальто, так и на ворот рубашки в образе Наташи-Савельевой. Все детали одновременно маленькие и изящные (маленькая шляпка, не слишком объемный ворот, маленькие уголки рубашки), но есть в них какая-то лихость. Интересно, что Людмиле Савельевой добавили еще и высокий контраст наряда - она мягкий Gamine, её черты более округлые, поэтому звонкость, лихость, сорванцовость передается в её образе чуть меньше, а яркие и контраснтые вещи этому помогают.
Для сравнения - та же Анита Экберг (Элен Безухова в постановке 56-го), чья внешность - скороее всего Драматический типаж и её белая рубашка и поднятый ворот. Здесь крупные губы и кошачьи глаза, и крупная бижутерия - и впечатление от схожего приема получается совсем иное:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
И еще одно интересное наблюдение из контекстов костюма:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р. Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Здесь Gamine-ная Одри и более драманичная Вивьен Ли. С одной стороны в их чертах можно уловить некое сходство, с другой - разная геометрия черт => разная энергетика внешности => разное оформление почти одного и того же наряда. Посмотрите, насколько у Одри все уведено в сторону детского/юного платья и шляпки, в то время как у Вивьен все драматизировано.Но вернемся к Наташе...
На момент съемок фильма Одри Хепберн было 27, и хотя её типаж и стройность создавали правдоподобный образ юной Наташи, художники по костюмам старательно этому способствовали, добаляя в её наряды элементы непорочности, невинности. Трогательные воротнички, рукава-фонарики - элементы, встречающиеся у нарядов девочек, чем-то напоминающих школьную форму:

Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
У Людмилы Савельевой мы тоже видим те же "фонарики", но она, во-первых, на момент съемок была моложе, а во-вторых, она скорее мягкий Gamine (Soft Gamine), поэтому ей эта "девачковость" удается чуть проще, не требую столь откровенной поддержки в костюме:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
И это, пожалуй, едва ли не единственный типаж, на ком столь естественно выглядят оборки и рюши:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Третью Наташу я оставила на десерт - её в 2007-ом воплощала французская актриса Клеменс Поэзи, вызвам шквал возмущения: "Наташа? Не брюнетка?"
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Нет, вопреки описанию Толстого, эта Наташа светловолоса. Наверное, так интернациональные создатели пытались подчеркнуть её "русскость", хотя сам Толстой не раз намекал, что русскость Наташи Ростовой как раз не во внешности, а в её душе - все эти лихие деревенские танцы, задор, близость к простому люду и проч.
Нет в этой Наташи и лихости, и задора. И типаж её вовсе не Gamine, но скорее Романтический - мягкий, нежный, пастельный.
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

Что поддерживается её костюмами:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р. Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
*это второй редкий типаж, которому абсолютно позволительны романтические рюши

Ну и меха для пущей "русскости", чего уж там :)
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

И здесь я попробую если не оправдать, то понять такой образ Наташи. На мой взгляд причина в том, что в 2007 снимали скорее не роман-эпопею о войне, но любовную историю. И главным в этой Наташе были её романтические переживания и чувства. А какой типаж внешности так удачен для этого, если не Романтический?

А напоследок я все-таки вернусь на секунду к Элен ввиду некоторых комментариев к посту прошлому. Многие из вас написали, что воплощение Элен-Скобцевой сильно хромало из-за слишком зрелого возраста актрисы. Утверждение, не лишенное правды. Однако, размышляя об этому, и оставив в стороне тот факт, что Скобцева - жена режиссера, я все же попыталась найти этому объяснение.
Вспомним трудности, с которыми столкнулись создатели, выбирая Наташу - она должна была бы быть убедительной и в качестве совсем юной девушки. Так вот, выбор более взрослой и зрелой на вид Элен (и в случае с Экберг, и в случае со Скобцевой) мог бы быть от части кинематографическим приемом - дабы героиня Наташи Ростовой (тоже в обоих случаях изображаемая не 15-ти и не 18-ти летней) выглядела не её фоне еще моложе и свежее. Вот здесь, если был такой прием, он удался:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

Но здесь как-то естественно, без натужности:
Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.
И это уж совсем для размышления и следующего раза. Почему я немного сомневаюсь в том, что Толстой задумывал свою Наташу Ростову как Gamine. В самом конце романа он представляет нам Наташу матерью 4-х детей, описывая её как
“сильная, красивая и плодовитая самка”, "широкая мать", "мыслящая не умом, но всем существом своим, плотью".
Так вот, сомнения мои от того, что настоящие девушки-Gamine обычно так не взрослеют, но сохраняют свою моложавость и "звонкость" до весьма солидного возраста...
У меня на сегодня все.

П.С.
На всякий случай напоминаю, что до пятницы у вас еще есть время принять участие в розыгрыше.
Всем удачи!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Попалось на глаза это интервью с Серебряковым, думал полистать, ибо лицедеи, как правило, это люди, не более чем умеющие (хорошо или плохо) заучить и продекламировать чужие слова и мысли. В большинстве случаев, это достаточно ограниченные и туповатые самовлюбленные нарциссы с невз..бенным ...
Недавно слышал в метро: «детям до семи лет проезд в метрополитене бесплатный, детям школьного возраста проезд бесплатный при наличие ученического билета». Забавно слышать это при всеобщем среднем образовании. Что тогда главное? Ученический билет, или «школьный возраст»? Та же ерунда с ...
Общество разделилось на тех, кто смотрит СЛОВО ПАЦАНА и тех, кто не смотрит, избегая тяжести от просмотра. Я нахожусь среди тех, кто смотрит, но кому очень больно от того, что ...
Мамы, а что сейчас проходят дети во 2-ом классе по математике в России? Дело в том, что сын первый класс отучился в Москве, а во второй класс уже ходит в Сербии. Первое сентября нас встретило примерами: 24+32,34+21 и у меня глаза на лоб полезли. Потому как летом мы закрепляли первый ...
Уже не раз звучал здесь вопрос о смешанных типажах и цветотипах. Т.е. таких случаях, когда во внешности переплетаются несколько характеристик. Думаю, все, кто когда-либо интересовался теорией цветотипов (той, которую донесла до широких масс Сузан ...