Война и Мир. И стиль - образ Элен
na_shpilke — 12.05.2013
Подробно разобрать образ этой красавицы я собиралась уже давно. А
на этой неделе получила наконец "волшебный пендель", когда
готовила анализ фигуры для одной из своих клиенток и написала, что
геометрия её внешности гармонирует с точеным и четким силуэтом -
лаконичность, которую предвосхитили еще наряды древних египтян. А в
качестве противовеса я упомянула силуэт нарядов классической
античности - более плавный и мягкий за счет объемных мягких складок
и драпировок. Тогда же мне и вспомнился этот образ - сами собой
вспомнились "красивая голова на античных плечах", и "мраморная
красота", и красота "женственная и величавая".
Да-да, речь, конечно же, о красавице княжне Элен
Курагиной/Безуховой, созданной Толстым одновременно притягательной
и отталкивающей. Но школьные уроки литературы для меня давно
закончились, поэтому обсуждать мы будем не то, что нужно, а то, что
интересно (мне, по крайней мере).
Так что отложим моральные характеристики Элен пока что в сторону
(возможно, мы к ним еще вернемся) и обратимся к её внешнему
облику. Тем более, что "военно-мирная" эпопея была не раз
экранизирована, и проанализировать образ Элен можно не только на
словах и "на пальцах", но обращаясь к героиням, воплощенным на
экране.
Здесь важно отметить, что анализируя и сравнивая исполнительниц
одной роли в разных фильмах, порой разных национальностей и эпох, я
не задаюсь целью выявить, кто из них наиболее подходящая, а кто -
тотальный "эпик фейл"
хотя в этот раз именно так и
получится. Мне интересно понять, почему в данном случае
выбрали именно эту актрису, какие качества героини хотели
подчеркнуть через её внешность, её манеру. И как следствие первого,
как именно оформляли в данном случае этот типаж, и что получилось в
итоге.
Итак, наша первая Элен родом из 56-го в исполнении Аниты
Экберг.
Думаю, что все знают и помнят, что одним из главных
качеств Элен была её всепобеждающая и манящая физическая красота. В
экранизации 56-го сконцентрироваться решили как раз на "манящести",
на ничем не прикрытой сексуальности. Посмотрите на лицо Аниты с
большим чувственным ртом, с "кошачьими" глазами, еще больше
подчеркнутыми макияжем, на её женственную фигуру с большой
грудью.
Как и задумывал Толстой, в этой героине действительно много
телесного, плотского. Однако, это плотское здесь отчасти
вытеснило другое качество, к которому часто возвращается в книге
автор - схожесть Элен с античной мраморной статуей, со свойственной
этой статуе величественностью и статичностью, с
бесчувственностью. Красота Аниты Экберг более эмоциональная и
чувственная, в том числе из-за её чувственных крупных губ (именно
рот ассоциируется на лице с чувственностью), не отчужденная. Такую
женщину легко представить на обложке западного мужского
журнала:
А еще в красоте Элен-Аниты нет той "русскости", о
которой упоминал в контексте Элен Толстой: «… затемняя своей
тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских
дам».Эта красота действительно "тяжелая", но
чертам такого лица, хотя и крупным, не свойственная мягкость и
расслабленность славянок, есть в ней некоторый намек на
опасность/хищность. И как следствие не всегда такому лицу
свойственно "мраморное спокойствие".
И опять же скажу - это не русское лицо. Возможно, поэтому в
одном из кадров мы видим Элен в экзотическом тюрбане - это должно
создать контраст между восточным и европейским, подчеркивая в Элен
последнее, делая её к глазах зрителя более русской
(*замечание на заметку всем явно-славянским читательницам,
любительницам экзотических аксессуаров):
В других костюмах Элен также можно наблюдать больше эмоций и
жизни. И это, если задуматься, сильно отличает Элен, описанную
Толстым от Элен экранизированной. Толстой писал, что Элен,
осознавая всю сокрушительную силу своей красоты, порой даже
испытывала неловкость, и явно не испытывала нужды
приукрашивать - её вещи были простыми, гладкими, и опять же,
классически-статичными. В свою очередь замысловатые укладки, обилие
отделки платья, детали - цветы, украшения, рисунок, вносят
некоторую суету в подобный образ, подчеркивают, что женщина не
полагается исключительно на природу, она еще дополнительно
старается (и это видно). Так что в таком виде Элен не
величественноая колонна, она очень даже живая (*и цветущая
:)):
Её образ получается очень женственным, красивым, но при этом
не величаво-статичным, не классически-античным, но более
деятельным, живым, эмоциональным. Это не женщина, которая ждет, что
с ней все случится, что ей все принесут и подадут. Эта женщина
готова действовать. Мне она напомнила французских героинь - с теми
же "кошачьими" глазами, обильно украшенными платьями и склонностью
к интригам:
И для сравнения посмотрите на следующий образ:
Это все еще Анита Экберг, все еще во время съемок "Войны и
Мира", но здесь в светлом однотонном платье простого и плавного
силуэта, имитирующем античный наряд, с гладкой тяжелой прической,
без большого количества деталей. В подобном оформлении, её лицо,
возможно, не выглядит более русским, но оно кажется более
классическим, и весь образ теперь выглядит более величественным,
статным. Здесь, смотря на фото, можно предположить и то, о чем
писал Толстой о дополнительных качествах Элен - что эта женщина не
ходит, она "плывет" среди мужчин, как среди расставленных по
комнате стульев. Смена платья - и вот уже более точная
интерпретация литературного образа.
По этому же принципу, к слову, был создан костюм оперной версии -
тот же классический силуэт и та же величествернность:
Следующим номером нашей программы - главная Элен Совесткого
Союза Ирина Скобцева.
Сложно спорить, что то, как выглядит эта Элен, и как в
большинстве случаев оформлена её внешность, гораздо меньше эмоций,
чувственности, больше холодной величественности и русской
стати. Эта Элен часто действительно подобна мощной мраморной
колонне.
Так, черты лица Ирины Скобцевой более пропорциональны, чем у Аниты
Экберг - нет ни манящих "кошачьих" глаз, крупного чувственного рта
и итальянского предчувствия скандала (хотя Экберг из Скандинавии).
И при этом лицо Скобцевой мягкое, гладкое, но не рыхлое - черты на
лице четко прочерчены, прямая линия носа. Как раз это ближе к
классической "мраморной" красоте античности:
Отсюда и величественность, и "мраморность" и даже статичность
красивой, но всегда одинаковой статуи, свойственные Элен. Плюс
округлая плавность, подчеркиваемая открытыми округлыми плечами и
округлой формы глубокими вырезами.
Оформление внешности этой Элен костюмами и прическами,
возможно, слишком буквальное. Её укладки всегда одновременно
объемные и очень гладкие, без завитков, без выбившихся прядей (=
статичность, подобие статуе):
Её платья однотонные, простого кроя, с небольшим количеством
деталей:
Эти однотонность и простота превращают Элен (как и
хотел Толстой) в статную колонну, в женщину, которая осознает свою
природную силу и не испытывает необходимости дополнительно
"искусственно" её усиливать (ибо не нужно). И этой же
"колонностью" нарядов художники избегают впечатления рыхлости, к
которой склонны мягкие и не хрупкие славянские фигуры.
Обратите внимание на форму украшений Элен -
крупный гладкий круглый
жемчуг и диадема из плавных "волн" - опять подчеркивающих
плавность и гладкость подобной "тяжелой" женственной
красоты.
В 2007 вышла последняя экранизация "Войны и Мира", где Элен
воплощала итальянка Violante Placido:
Violante - очень красивая женщина, но её красота опять
удаляет нас от мраморной величественной красоты толстовской Элен
Курагиной. Ее черты лица не просто сигнализируют о личности более
эмоциональной и активной, но при определенном ракурсе в них
проявляется некоторая хищность (посмотрите внимательно на форму
крыльев носа и верхнюю губу, придающих ей некоторое сходство с
птицей или ящерицей).
Это, равно как и более стройное телосложение (сравните с
Экберг и Скобцевой) предвосхищает совсем иную пластику движений,
более порывистую, быструю, менее плавную. И опять же, в красоте
этой актрисы нет ни "русскости", ни тяжести.
В отличие от той же Аниты Экберг, эта Элен гораздо боле современная
femme fatale (возможно, таким образом создатели хотели сделать её
более понятной современному зрителю) - она уже не только призывно
улыбыется с обложки, но сходит со страниц журнала и активно
интригует и соблазняет:
Художники по костюмам с удовольствием это подчеркивают. Элен
вдруг появляется в огненно-алом платье (*представьте подобное
платье на Экберг и вы получитие
Jessica Rabbit, представьте в
подобном платье Ирину Скобцеву...получается?):
И в шляпе с объемным плюмажем:
В отличие от предыдущей, эта Элен чувствует необходимость и
украшать, и подчеркивать, и быть куда более подвижной и активной.
Она также значительно более эмоциональна. Такая Элен выглядит
не томной светской львицей, а по крайней мере царской шпионкой.
Вот здесь любители сделали клип о её
персонаже - впечатление, что "Война и Мир" - остросюжетный детектив
:)
Получается, что Элен - дама не только привлекательная, но и весьма
активная, с претензией на роковую женщину, интригантка. А так как
намек на хищность и опасность в её внешности есть, понятно, почему
вот такое романтично-кружевное "невинное" платье выглядит на ней не
как трогательный свадебный наряд, а как исподнее:
В общем нет - это снова не плывущая по бальной зале
"мраморная" женщина, подавляющая всех своей статностью и красотой.
Эта Элен другая.
А напоследок, так как тема этого журнала в том числе стиль, я
хочу показать, какой видится мне типаж Элен в отношении нарядов в
её величественности, статности и красоте образца века 21-го.
Естественно, я сосредоточилать лишь на её положительных качествах -
статность, плавность, женственность, красота:
И конечно же, будет продолжение, так что stay tuned...