Вот тут бывший профессор из США нахваливает американскую школу.

О западной системе образования
Чем дальше, тем лучше я ее понимаю, а чем лучше я ее понимаю,
тем в большей мере признаю ее правильной. Хотя она - в силу
принципиальной разницы с совесткой - мне изначально не нравилась.
Но я все больше убеждаюсь, что советская система, по большому
счету, была иррациональной. Она исходила из "благородной", но
ошибочной и расточительной идее дать всем без разбора "элитарное"
гимназическое образование - за исключение древних языков.Тут все
просто.
На западе (по крайней мере, в США), предметное и профессиональное
образование дается в колледжах и университетах.Давайте посмотрим на
проблему трезво.
Какой смысл в астрономии для газонокосильщиков и водителей траков?
— Они что, по звездам ориентироваться будут?
Взять советскую школу — которую я очень люблю. Но почему люблю? -
Когда я задался этим вопросом, я нашел простой ответ: потому что
все, что я учил в школе мне оказалось полезным для работы. Даже
история, так как я , все же, еще и журналистом работал почти на
профессиональной основе. Рро естественные науки я даже не говорю:
все пошло в дело.
Но как часто токарь сталкивается в своей жизни, скажем с мнимыми
числами и операциями с ними? - Ему-то они зачем?
Зачем пекарю знать про реформы Гракхов?
Большинству людей знания советской школы в жизни не нужны
совершенно и безвозвратно улетучиваются, как только за ними
закрываются двери школы.
Так, зачем тратить деньги, силы и время на обучение ВСЕХ всем
предметам, о которых они навсегда забудут как только закроют
школьные двери?Западное, точнее американское, образование которое я
знаю, устроено совершенно иначе, чем советское.1. Школы там
укрупненные по сравнению с советской системой и разделены не только
по территориальному признаку, но и по уровню — начальные школы —
отдельно, "средние" школы — отдельно, "высшие" школы — отдельно.
Нет ситуации когда первоклашки бегают по одним коридорам с
18-илетними лбами.2 В пределах элементарной школы, в пределах
средней и высшей школ классы делятся на "обычные" и продвинутые.
Так что в одном классе дураки и умные не встречаются. В начальной
школе - это делается неявно, в средней и старшей школе - вполне
официально.3. Далее, идет дополнительное деление по IQ — для тех, у
кого IQ выше 130 есть программы для "Одаренных и талантливых", а
для тех, у кого IQ выше 145 — несколько, на всю страну,
специальных, но платных школ. И все — это с разной подготовкой.
Школьниками с IQ выше 130 занимаются специально сертифицированные
учителя, поготовленнын для работы с "умными". В частности потому,
что у "умных" встречаются своеобразные особенности психики, не
укладывающиеся в стандарты.
Интересен, помимо IQ критерий продвинутости: ученик должен
продемонстриовать знания - способность решать задачи - с
опережением на два класса.4. При этом, продвинутые классы для тех,
кто имеет шанс поступить в колледжи и в университеты.5. Программы
для способных и талантливых — для тех, кто имеет шанс поступить в
университеты первого ряда, типа Лиги плюща.Поэтому, даже программы
для продвинутых сосредоточены на двух предметах, которые собственно
и оцениваются особо при поступления в университеты: математике и
языке. Математика отражает способность ставить и решать задачи,
язык- понимать и излагать мысли. И то, и другое нужно
универсально.
А вот знания по остальным предметам -да, в школе даются только
ознакомительные, имеющие целью обеспечить человеку возможность
выбора дальнейшей профориентации не слепо, а с открытыми
глазами,тогд как в университетах, с учетом уже профориентации,
даются предметные знания. И даются хорошо.
Иными словами, конкретные предметные знания даются тем, кому они
конкретно нужны.Разве это не рационально? Еще раз: зачем сантехнику
информация о реформах граха и войнах гуситов? Так ли уж обязательно
трактористу ИЗУЧАТЬ "Войну и мир" — может ему достаточно умения
читать и писать? — Тогда захочет — прочитает. Не захочет — как это
повлияет на его профпригодность?
Нарушает ли это равноправие? - Нет. Потому что критерии оценки не
классовые, а объективные: IQ. оценки, "продвинутьсть". Более того,
даже частные школы для, казалось юы, состоятельных, все равно имеют
деление по интеллекту.
Вот примерно так. И не так уж и глупо.А по-моему так и эффективно.
Ни "джоуля" впустую.
|
</> |