Вот такой фильм

Почему не ждать хорошего - потому что я, как и все, кто хоть немного интересовался сабжем, за эти два года успела услышать несколько невнятных пересказов фабулы, поинтересоваться списком персонажей и исполнителей и даже увидеть какие-то отрывки. "Все ясно, - думала я, - будет россыпь анахроничных гэгов, прямолинейный рассказ про то, что пластмассовый мир победил, и много-много Шнура, который, между нами, уже до такой степени пошл и неактуален, что даже для корпоратива не годится". К тому же меня сильно раздражало название "2-Асса-2".
Почему умиляться Соловьеву - потому что это Соловьев. Потому что, как я тут уже где-то говорила по поводу "Одноклассников", фильмы Соловьева я люблю с оговорками, а его самого - безоговорочно. И даже если вторая "Асса" будет фуфелом (в этом я не сомневалась), так хоть байки послушать.
Ну и потому что
Сначала все шло так, как я себе заранее задумала. Соловьев, несмотря на мрачное расположение духа и обширный экскурс в тему "Свинцовые мерзости нашей жизни", гипнотизировал и жег глаголом. Я даже радостно записала в телефон пару фраз типа "Знаете, есть такая профессия в животноводстве - козел-провокатор". Типичные представительницы аудитории канала "Культура" возмущались, кивали и поддакивали в нужных местах, мы, дети первой "Ассы", хихикали, где положено. В завершение встречи режиссер довольно зловеще произнес:
- В общем, вот такой фильм... Ну, посмотрите.
Из чего следовало, что он, в свою очередь, не ждет ничего хорошего от нас.
И вот мы пришли в зал, расселись, перебросились парой свежих мемов про "Цель моей жизни - напакостить Володе Меньшову" и "Я тебе позвоню в три часа ночи, гад!". Такие все тертые и прожженные - мол, мы ко всему готовы, давайте уже, начинайте.
А через два часа, когда пошли титры, я обнаружила, что у меня вместо сердца отбивная с кровью, а мозги порублены в мелкий фарш. То есть такое же ощущение, как когда-то от "Черной розы...", только без ништяка, улета и просветления. И где-то на краю этого экзистенциально-каталепсического припадка я обратила внимание, что ни один человек в зале не шевелится, не теребит телефон и не разминает отсиженную попу, как это обычно бывает на титрах. И вот уже включили свет, а все продолжают сидеть на своих местах и смотреть в одну точку. Потом
У выхода мы столкнулись с группой зрителей, которые пришли на следующий фильм, и, вооружившись попкорном с колой, уже ждали своей очереди, но объяснять значение этого пространственного каламбура тем, кто не слышал боевик "Поп-корм" в исполнении персонажа Кати Волковой, бессмысленно. (В ютубе отрывка нет, я проверила.) Когда у нас частично восстановилась способность складывать слова в предложения, мы, нервно смеясь и отчаянно жестикулируя, первым делом стали воспроизводить в лицах эту красочную мизансцену из серии "Два мира - два кефира".
Потом я предложила всем пойти покурить. Это у меня, некурящей, предельное проявление растерянности перед жизнью. Последний раз такое было девять лет назад, когда я, опаздывая на какое-то важное мероприятие, случайно сломала замок в собственной ванной и просидела там в темноте два часа, пока меня не вырубил оттуда ломиком сосед дядя Слава.
И вот стоим мы, шесть человек, и ведем беседу того замечательного свойства, когда ты взахлеб начинаешь фразу: "А вы обратили внимание, как...", и бросаешь ее на полпути, потому что все уже поняли, и тоже обратили, и молча кивают, и взгляд в расфокусе. И невесело шутим, что, вот, мол, зато кадры из первой "Ассы", где Цой в Зеленом театре, на большом экране увидели наконец-то.
Да, а еще Володыевский сказал, что, если бы перед фильмом не было Соловьева, мы бы, наверное, восприняли все по-другому. А в одиночку на ноутбуке, это я уже сейчас додумываю, мы бы все восприняли еще подругее. А еще я думаю, что это просто у нас у всех личное. Общее личное. Вот критик Волобуев тоже не может поверить, чтоб главным «молодым рассерженным» сегодня работал режиссер 1944 года рождения, чтоб пенсионерский фильм-концерт с героями двадцатилетней давности как в копеечку бил туда, куда, как ни щурится, не может попасть ни один автор младшего поколения. И, хотя я не люблю абстрактных рассуждений по поводу критериев "настоящего искусства", я, кажется, нашла один такой, и он мне пока нравится. Если в моей голове внезапно перестают происходить стыковки и расстыковки категорий "нравится" - "не нравится", значит, опаньки. Вот почему-то Соловьев, который годится мне в дедушки, тот самый барочный и избыточный Соловьев, которому так часто отказывает чувство меры и вкуса - это опаньки. А Попогребский, Хлебников, Вырыпаев, Звягинцев, Герман-младший и прочие Хомерики - это про то, как понравиться фестивальному жюри, это постоянное сидение на измене, это сделанность и мертвечина, симулякр на симулякре, пустота и позерство.
А на обратном пути была песня "Шел отряд по берегу", блиц-трип в подворотню на улице Ленина, и в качестве достойного завершения вечера - дискуссия на тему "Где заканчиваются Нефтяники" с цитатами из Груздова, взаимными упреками в нерепрезентативности и активным участием всех пассажиров маршрутки. И это тоже было прекрасно.
P. S. Ребята, вы щас упадете. Нас жестоко обманули! Я тут нагуглила, что при монтаже из окончательной версии выпала сцена с Надеждой Кадышевой, поющей "Перемены".
|
</> |