Вот что случается на обломках империи!


А случается иной раз такое, что даже не укладывается в привычные рамки отечественного исторического процесса. Во всяком случае, я и подозревать не мог, что пришедшее в запустение после революции, а затем жёстко переформатированное в советские времена и вскоре окончательно угробленное, вдруг возродится из пепла и заиграет новыми яркими красками.
История Конаковакого фаянсового завода берёт своё начало в XIX веке. Как и в случае с другими российскими производствами того времени, основателями большинства керамических фабрик были иностранцы. Конаковский фаянс возник благодаря аптекарю из Богемии Фридриху Христиану Бриннеру, который в 1807 году арендовал у помещика Ф.А. Головачёва землю. В то время в селе Вербилки (Савёловская дорога) уже существовала керамическая фабрика Гарднера, откуда Бриннер пригласил мастера по составлению масс Райнера и гончара-точильщика Кобоцкого. Но дело у него не заладилось, и в 1810 году он продал фабрику Андрею Яковлевичу Ауэрбаху – лифляндскому провизору, который с первых дней проводил ряд энергичных мер по укреплению своего предприятия.
Вплоть до 50-х годов XIX века производство Ауэрбаха успешно развивалось. Интересно, что будучи иностранцем, Андрей Яковлевич считал - необходимо на высочайшем уровне запретить ввоз иностранного фарфора и фаянса в Россию для развития собственных керамических производств. Благодаря стараниям Ауэрбаха, фабрика имела серьёзный ассортимент продукции: столовая, чайная, сервизная посуда, большое разнообразие штучных товаров традиционно белого цвета или с росписями ручной работы и печатными рисунками. Но, когда дела на фабрике пошатнулись, Андрей Яковлевич был вынужден продать её королю русского фарфора Матвею Сидоровичу Кузнецову. При нём фабрика стала одной из лучших в России и её успешное развитие продолжалось вплоть до 1917 года.
В годы гражданской войны всё пришло в запустение. Однако довольно скоро керамичекое производство в России было национализировано и перед художниками встала задача по созданию новых революционных (агитационных) форм посуды. Село Кузнецово переименовали в Конаково, в честь бывшего керамиста фабрики Порфирия Петровича Конакова, уволенного с фабрики за вольнодумство. Революционно настроенный Конаков подался в Ригу, а позже возглавил восстание в Кронштадте, за что и был расстрелян в 1906 году.
А в 60-х года XX века при фабрике было открыто художественное училище, ученики которого прославили Конаковский фаянс на весь мир.
Правда, последующие перемены имели для Конаковского фаянса катастрофические последствия – фабрика практически исчезла. В 2006 году суд признал Конаковское фаянсовое производство банкротом. В течение последующих нескольких лет завод оказался полностью разрушенным. Мародёры растащили всё, что могли. Украли даже окна, а через проломы в стенах выносилось оборудование. На месте поточных линий «Тюрингия», гордости завода, осталась звенящая пустота. Исчезли все конвейеры. В цехе обжига осталась тьма и горы мусора. Кое-где умудрились выковырять даже рельсы для вагонеток. Однако более двадцати лет верные своей профессии художники-керамисты, сначала сохраняли, а потом постепенно начали возрождать фабрику. Увидеть это возрождение посчастливилось недавно и мне.
1.

2. В собственности предприятия осталось немного. Сейчас в одном цеху производится вся Конаковская керамика. Но уже видно, что это отремонтированное помещение с новыми современными стеллажами для хранения гипсовых заливочных форм.

3. Те самые художники, которые заканчивали училище при Конаковском заводе и прославившие эту керамику на весь мир, теперь начинают всё сначала. Здесь они заливают глиняную массу в гипсовые формы. Кстати, этот способ ручного производства изделий самый быстрый и безотходный.

4. Отстаивающаяся глина имеет свойство оседать на дне более тяжелыми элементами, оставляя на поверхности воду. Её-то и сливает в бочку керамист.

5. Форма для конфетницы. Хорошо видно, что состоит она из съёмных деталей, которые по достижении готовности изделия разбираются как конструктор.

6. Сами гипсовые формы изготавливаются в этом же цеху. В процессе работы с гипсом необходима хорошая вытяжка, которую мы видим на рабочем месте.

7. Здесь мастер выполняет элементы изделия с помощью ручной лепки.

8. Высушенное изделие требует обработки. При помощи наждачной бумаги, скребков, воды и губки, поверхность изделия становится идеально гладкой.

9. Рабочее место художника по росписи – яркое цветное пятно в бело-сером пейзаже цеха. Надо сказать, что керамические краски, как и технология их нанесения на изделие, отличаются большим разнообразием. Однако традиционный для русской керамики способ – нанесение краски на сухой материал с последующей глазуровкой.

10. При ближайшем рассмотрении видно, что основа краски – глина и краситель. Если бы в неё не входили дополнительные химические элементы, делающие краску устойчивой и яркой при обжиге, это была бы гуашь. А такая керамическая краска называется ангоб.

11. Между прочим, это не просто тарелка, а палитра с указанием номера краски. Она помогает художнику правильно выбирать краситель для изделия.

12. Ангобные краски наносятся на высушенное изделие специальными движениями кисти. При обжиге эти мазки сами по себе становятся интересным элементом росписи. А в составе рисунка они выглядят ещё красивее.

13. Понятно, что каждый элемент росписи выполняется кистью разного размера. А для стирания подтёков и затирания сливающихся деталей используются металлические сркебки, очень похожие на инструменты стоматолога.

14. Для традиционной русской росписи характерны растительные элементы. Искусствоведы утверждают, что это связвно с особой любовью людей к нашему короткому северному лету. Чашки, чайники и сахарницы в ярких цветах будто бы согревают тёплым летним цветением.

15. Во времена своего расцвета Конаковский фаянсовый завод славился высокохудожественными лепными фигурками и сюжетными сценками, которые пользовались немалой популярностью.

16. Сегодня же масштабы производства скромнее, поэтому художники ограничиваются сувенирными изделиями.

17. Кстати, именно так ярко выглядят ангобные краски после обжига и глазуровки.

18. Что ж, угораздило и мне в этом чудесном месте приобщиться к секретам конаковского мастерства. Заодно вспомнил времена, когда учился в художественной школе. Жаль, времени было маловато, а то глядишь, получилось бы нечто более внятное, нежели чашка в стиле Руссо или Пиросманишвили.

Большое спасибо организаторам и администрации Конаковского района Тверской области за увлекательный экспириенс!
Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:




НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!
|
</> |