Воспроизводство человека. Часть 1. Что это такое?

топ 100 блогов blau_kraehe11.12.2021 Сейчас речь пойдет снова о воспроизводстве человека. Во-первых, хотелось бы точнее определить, что это такое.
В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс называют три основных "отношения", которые существуют с самого начала в истории человека. Первым является "производство жизни" (производство предметов для жизни), вторым - появление новых потребностей, и третьим:

"Третье отношение, с самого начала включающееся в ход исторического развития, заключается в том, что люди, еже­дневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться: это — отношение между мужем и женой, родителями и детьми, семья. Эта семья, которая вначале была единственным социальным отношением, впоследствии, когда умножившиеся потребности порождают новые общественные отношения, а размножившееся население — новые потребности, становится (исключая Германию) подчинённым отношением и должна тогда рассматри­ваться и изучаться согласно существующим эмпирическим данным, а не согласно «понятию семьи», как это делают обыкновенно в Германии[8]. Впрочем, эти три стороны социальной деятельности следует рассматривать не как три различные ступени, а именно лишь как три стороны, или — чтобы было понятно немцам — как три «момента», которые совместно существовали с самого начала истории, со времени первых людей, и которые имеют силу в истории ещё и теперь".

Все про немцев и Германию тут можно выпустить (в нашем контексте), пот ому что это сарказм, а все остальное имеет значение. И далее:

Итак, производство жизни — как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения — появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой — в качестве общественного отношения, общественного в том смысле, что имеется в виду сотрудничество многих индивидов, безразлично при каких условиях, каким образом и для какой цели.

Таким образом, изначально производство чужой жизни выделяется как отдельная область человеческой жизни, имеющая общественное измерение, не только "природная и естественная".  Это то, что относится к семье и семейным отношениям.

По большей части в дальнейших работах Маркс и Энгельс рассматривают в основном область производства предметов для жизни, поскольку это необходимо для анализа эксплуататорского общества. К области "производства жизни" они возвращаются время от времени и отрывочно. Например, об этом говорится в "Капитале", там, где речь идет о воспроизводстве рабочей силы и средствах для этого. Но не хотелось бы перегружать сейчас текст цитатами, это же не научная статья. Несомненно, что как "создание чужой жизни" (в оригинале в "Немецкой идеологии" не стоит "производят людей", а "делают людей", machen, это я для любителей придираться к точным значениям синонимов), так и воспроизводство рабочей силы трудящегося протекают в рамках семьи и дома. На мой взгляд, правомерно объединить эти два понятия в одно - "воспроизводство человека" (это как рождение и воспитание новых людей, так и восстановление собственных сил, еда и уход, необходимые для того, чтобы снова идти и заниматься общественным производством).

На протяжении почти всей истории эксплуататорской надформации (напомним, включающей три эксплуататорских формации) воспроизводство человека происходило очень похожим образом:
семья, организованная так или иначе по иерархическому типу, где старшие имели власть над младшими, мужчины над женщинами; работа по воспроизводству (домашняя работа, уход) была возложена на женщин, ресурсы же для этого воспроизводства чаще всего добывались совместно (и мужчины, и женщины выполняли работы по общественному производству, приносящие средства к существованию, в редкие периоды и в каких-то отдельных общественных слоях такая обязанность с женщин снималась, что делало их еще более зависимыми и бесправными). Власть высших в иерархии была безусловной, любые бунты со стороны младших исключались и карались самым жестоким образом.

На исходе развития капиталистической формации эта область начала трансформироваться. Общественное производство потребовало все возрастающего количества квалифицированной рабочей силы, не просто обученной профессии, но и обладающей хотя бы минимальным умственным развитием, грамотой, счетом. Возникла необходимость массово обучать детей, а для этого семья должна была обеспечить каждому ребенку какой-то минимум ухода и внимания, и чем дальше - тем эта тенденция больше укреплялась.
В середине ХХ века начались и вовсе необычные процессы: воспроизводство населения в больших масштабах перестало подчиняться обычным закономерностям, то есть власть имущие больше не могли рассчитывать на обычную ситуацию "бабы нарожают" - бабы могут и не нарожать, теперь все зависит от массового стремления женщин и мужчин "делать новых людей". В некоторых странах наоборот демографический взрыв требовал ограничения рождаемости. То есть и в массовых масштабах воспроизводство населения, рабочей силы перестало быть само собой разумеющимся, и власть имущим требовалось выстраивать политику каким-то образом, чтобы управлять этим процессом.

И хотя по-настоящему этот процесс развернулся только с середины ХХ века, еще в ХIX-м возникли его зачатки: в погоне за прибылью капитализм массово использовал труд детей и женщин, и все, казалось бы, было прекрасно для фабрикантов, но из-за раннего труда и отсутствия ухода за детьми то самое "естественное воспроизводство населения" перестало быть естественным - капиталисты могли бы вычерпать этот неисчерпаемый источник  "бабы нарожают" подобно тому, как уничтожалось множество видов животных. Но практически во всех развитых странах начали вводить законы по определенному ограничению детского и женского труда (женского - именно из-за необходимости "делать новых людей" и ухаживать за ними), то есть общественным образом, сверху регулировать этот "природный процесс".

И вот зарождаются два направления мысли, которые в том или ином виде существуют во всех странах капитализма: либеральное и консервативное.

Эта дихотомия имеет прямое отношение к воспроизводству человека и связана именно с ним.
Заметим, что по вопросам общественного производства эти направления едины. Оба они буржуазные, и для них частная собственность на средства производства - единая позиция, это для них "естественное" и "нейтральное" положение дел, и никаких вопросов по этому поводу не возникает.

Разделяет эти две позиции именно и только отношение к воспроизводству человека.
(Здесь мы исключаем из рассмотрения экономический либерализм, классический и неолиберализм, ибо это другое явление, носящее то же название: например, классический экономический либерал легко может быть одновременно консерватором в вопросах семьи: представим этакого мелкого предпринимателя по Хайеку, царя и бога в "семейном предприятии". Это разные явления и разные измерения).

Нетрудно догадаться, что консервативная позиция желает в том или ином виде сохранить положение дел, которое существовало "испокон веков": семью иерархического типа, государственные структуры иерархического типа.

Либеральная позиция считает необходимым пересмотреть эти структуры, понимая, что современное производство требует какой-то другой семьи и других отношений; например, нужны мотивированные работники, а это возможно, только если дети сами выбирают профессию, а не следуют указаниям родителей; нужны массово женщины, причем теперь уже тоже квалифицированные, времена "придатка к ткацкому станку" (что мог и пятилетний ребенок) ушли в прошлое, современная работница должна закончить школу и хоть что-то знать.

Слабость консервативной позиции в том, что она не удовлетворяет требованиям современного общественного производства (производства в широком смысле, включая и торговлю, и услуги), традиционная семья не дает коммуникабельных, инициативных, образованных и мотивированных работников и особенно работниц, плод традиционной семьи - послушные рабы, готовые трудиться на неквалифицированных местах, не способные к учебе (там, где это не так - семья уже не вполне традиционна, например, на постсоветском пространстве все еще мало реально традиционных семей, все как-то затронуты советским модерном и образованием -  а вот в нищих странах Африки такие есть).

Слабость же либеральной позиции в том, что она плохо обеспечивает собственно само  воспроизводство человека, в особенности - воспроизводство новых людей; мотивированные работницы полностью отдают себя общественному труду, чтобы заработать побольше, им не до рождения детей, да и детям они хотят дать максимально хорошие условия для жизни и развития. Рождаемость резко падает. При росте продолжительности жизни растет число стариков, нуждающихся в уходе - и за ними тоже некому ухаживать.

Можно, конечно, возразить, что дескать, консерватизм и либерализм как течения гораздо шире "семейных проблем". Но на самом деле нет. Да, они рассматривают и, например, государственное устройство, и вопросы нации. Н о и это по сути - вопросы общественного воспроизводства человека; например, национальный вопрос прежде всего связан с численностью или положением той или иной нации по сравнению с другими, а значит, в основе его тоже лежит устройство семьи. В отношении государственного устройства консерваторы обычно стремятся к максимальной иерархичности (иногда это прямо монархисты, иногда, как в США, сторонники власти наиболее крупной буржуазии); либералы - к большей демократичности, и это не что иное, как устройство расширенной национальной "семьи" (ведь по поводу господства класса буржуазии и те, и другие едины).

Если рассматривать другие вопросы, по которым расходятся те же консерваторы и либералы, то и здесь речь идет об индивидуальных свободах или же полной власти семьи над человеком. Например, ЛГБТ: консерватору нестерпим отказ каких-то отдельных людей от традиционного размножения и выход из системы угнетения женщин в области воспроизводства человека. Главный аргумент: а если ваш сын станет геем, то у вас не будет внуков! Либерал ответит: НУ И ЧТО?

Таким образом, в недрах буржуазной системы зарождаются две идеологии, и расходятся они по одному вопросу: вопросу воспроизводства человека (или расширенному вопросу семьи).
Собственно, это показывает, что на поздней стадии капитализма воспроизводство человека окончательно вышло из категории "природной стихии" и должно подвергаться общественному регулированию; оно становится делом всего общества так или иначе, власть имущие должны решать этот вопрос, он не решается, как раньше, сам по себе.


Коммунисты ориентированы на формацию, более прогрессивную, чем капитализм, и поэтому они не просто ближе к либералам, они должны быть (и были когда-то) гораздо более последовательными либералами, можно сказать, сверхлибералами. Коммунизм предполагает сверхмотивированный, неотчужденный, творческий, очень квалифицированный труд, чем дальше - тем более квалифицированный, вплоть до ситуации, когда все общество будет состоять из ученых. Естественно, что для такого труда нужны люди, выросшие в условиях свободы, не подчиненные диктату семьи или родителей, или давлению необходимости жениться, выходить замуж и размножаться. В то же время для желающих иметь детей коммунизм способен предоставить общественные условия, позволяющие легко сочетать воспитание детей и общественный труд: а именно, значительная  часть ухода и воспитания (но не все воспитание!) должна быть делом профессионалов.

То, что в реальных социалистических странах сохранялись некоторые "консервативные" пережитки вроде полутрадиционной семьи - следствие пока еще низкого развития производительных сил; да ведь социализм - это еще и не коммунизм. Однако и эти пережитки были неизмеримо свободнее, либеральнее, чем те же самые явления даже в развитых капиталистических странах. И то, что сейчас красконы апеллируют к "консервативному советскому опыту" - очень смешно, ведь советский опыт ни в коей мере не был консервативным на самом деле. Посмотрите фильмы "консервативной" Сталинской эпохи. Женщины там трактористки, инженеры, новаторы производства, летчицы; дети выбирают путь без родительских указаний. В фильме "Цирк" советские зрители срамят консервативную Америку: они не имеют ничего против черного ребенка артистки, и не просто черного - но ведь заметим, этот ребенок еще и рожден вне брака, даже белый внебрачный ребенок в то время в странах Запада "неполноценен". А советским людям - нормально, для них все дети равны,"даже синие в крапинку". Для нас все это уже в порядке вещей, но для той эпохи такой опыт был образцом невероятного либерализма. Хотя женщины должны были продолжать "естественный" труд по воспроизводству человека, он все-таки облегчался, например, широким развитием сети ясель, садов и других детских учреждений.

Почему же люди в буржуазном обществе занимают позиции либералов или консерваторов? Это зависит и от их классовой принадлежности, и от других моментов - но об этом придется поговорить во второй части.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В день укуса жало было удалено в местном отделении неотложной помощи. На первом фото через два дня исследование на щелевой лампе с красителем флуоресцеином, который окрашивает дефекты эпителия в желто-зеленый цвет(стрелка). На втором фото щипцы, которыми удалили остатки жала. На ...
Вот уже несколько последних месяцев девушек в возрасте 17-18 лет волнует один единственный вопрос: что надеть на выпускной. Ведь каждой хочется выглядеть непревзойденной, особенной, на деть лучшее платье и соответствовать самым последним модным тенденциям . ...
Вроде бы типичный натюрморт с цветами и драпировками. Но есть нюанс, который, возможно, не улавливал сам художник. Потому что он искал подходящую натуру, а не задумывался о том, что через много лет кто-то станет рассматривать его картину, как иллюстрацию к советской жизни. Потому что в ...
.... и миссия, которую задумали байкеры, всё равно будет выполнена, заявил лидер «Волков» Александр Залдостанов в эксклюзивном интервью RT. Участники мотопробега «Ночных волков» совершат вторую попытку пересечь польско-белорусскую границу. По словам лидера клуба она состоится во вторник, ...
Проснулся я сегодня рано утром. А потом вышел на балкон, время было 5:30 примерно, на улице -25, ууухх... И увидел я за соседним домом жёлтенькие такие лучи, ровные. ...