Воспоминания рядового совка (18)
kolybanov — 12.09.2024Источник.
Равиль Байбурин
Во время «хождений по Дунаю» запомнился мне скалистый участок пути в горных ущельях, именуемый по-румынски «Катаракты» (пороги).
Вход в «Катаракты» - это участок в 3 километра длиной – является наиболее опасным для судоходства.
Когда подходишь к ним, ещё ничего не видно, но уже слышно. Слышно, как яростно ревёт вода, пробиваясь через бесчисленные перекаты и пороги, меж камней. Меж камней, торчащих из-под воды, как клыки затаившихся на дне гигантских чудовищ. Слышен немолчный шум реки, которая словно кипит среди камней. И этот шум разносится далеко окрест.
Мы видим, как пыль разбивающейся о скалы воды непрерывно колышется в воздухе. И как в солнечный день в этой пыли низко над водой мечутся радуги...
Да…
Злится старый Дунай…
В принципе, его можно понять. Ведь и до «Катарактов», и далее после них, на протяжении всего своего пути, он привольно, во многих местах на километры, разливается по долинам. А здесь он стиснут, сжат.
Вот, сжатый кручами скалистых гор, Дунай и бросает сердито волны свои навстречу судам. И те с большим трудом преодолевают их напор.
Шкипер сказал, что это самый сложный и опасный участок реки.
Тут и течение, скорость которого здесь огромна, и повороты, изгибы, и камни, образующие опасные пороги…
Юрьевич рассказал также о том, что быстрины и порог в русле реки Дунай, называемый Переграда, препятствовал судоходству вплоть до строительства обходного канала по правому берегу в 1896 году длиной в 2,5 километра.
Скорость течения в этом канале благодаря дамбе, ограждающей вход в него, стала несколько меньше, чем в основном русле. Но даже и в канале скорость была так велика, что пройти по нему против течения могло лишь судно, обладающее мощными двигателями. Да при этом от рулевых требовалась особая ловкость, иначе течение собьёт с курса, ударит о берег канала.
Чтобы суда могли подниматься против течения, вдоль канала проложен был даже железнодорожный путь — суда буксировались паровозом…
Сейчас картина немного изменилась.
Ныне тут имеются шлюзы для прохождения судов.
Потому как югославы с румынами (при помощи СССР) возвели здесь в 1972 году плотину и здоровенную ГЭС.
Вот и была создана современная судоходная система.
Перед шлюзами связку наших барж развязали. И в шлюзы мы заходили по отдельности. И всё равно с течением справлялись с трудом.
Буксир еле тащил нас. И мы ползли как улитки: где-то 2-2,5 километра в час.
Когда входили в шлюз меня окатили водой с ведра.
Это потому, что я 1-й раз прохожу Катаракты. Своего рода крещение…
Наконец, все наши баржи благополучно прошли «Катаракты».
Нас опять собрали всех вместе, связали, и пошли мы дальше…
* * *
Сразу же за шлюзами начинаются с обеих сторон высокие скалистые горы, покрытые снегом.
И поворот за поворотом.
Вперёд смотришь, и, кажется, будто горы склонили свои седые головы над Дунаем и нас ждёт тёмное ущелье.
Это великолепное скалистое ущелье называется: «Железные ворота».
Это название связано со временем, когда турки решили закрыть доступ к «Катарактам» и перегородили русло руки в этом месте железными цепями.
Его ещё называют ущельем «Казаны».
Имеется и другое название – Джердап.
Это – ущелье, пробитое одной из величайших рек Европы, на стыке отрогов Карпатских и Балканских гор.
Дик и суров Дунай в этих местах.
Вплотную к правому берегу с югославской стороны подступают Балканы.
Вплотную к левому со стороны Румынии — Карпаты.
Словно силятся соединиться здесь эти два могучих горных хребта.
Будто вот-вот шагнут навстречу друг другу от противоположных берегов уходящие вершинами к облакам серые утёсы, поросшие мхом и кустарником.
Будто вот-вот сдвинутся они и преградят путь Дунаю.
Здесь широченный Дунай сужается до мизерных 160-200 метров, резко увеличивая свою глубину (до 53-х метров!).
Скалы, нависающие над рекой, вздымаются, взмывают вверх на 400-600 метров над водой.
Это воистину величественное зрелище…
Надо сказать, что Дунай тут ещё и невообразимо петляет.
Безлюдны его берега.
Только горные орлы живут в нависающих над водой высоченных каменных кручах, за века источенных ветром и водой.
Да змеи и ящерицы гнездятся в расселинах скал, в развалинах древних замков, которые видны кое-где на вершинах замшелых прибрежных утёсов.
Невозможно описать словами величавую многовековую красоту гор и искрящееся серебристое полотно огромной реки, бережно несущей свои волны сквозь «Железные Ворота», среди скал.
Мимо нас постепенно проплывают:
- Могучие скалы, нависающие над водной гладью.
Местами они – голые. С выступающими красными прожилками минералов.
Местами они поросли скудной растительностью, чудом прилепившейся или зацепившейся за каменистую почву.
- Срезы горнодобывающих предприятий.
- Приютившиеся у кромки воды регулирующие станции и церквушки.
- Виляющие вдоль реки шоссе и железная дорога.
Всё это вызывает восхищение и завораживает...
Шкипер сказал, что здесь, на самом узком месте, во время войны немцы хотели взорвать горы и перекрыть Дунай. Чтобы, значится, советские военные катера не могли пройти вверх по реке.
Но югославские партизаны сорвали эту диверсию.
Очень много их погибло тогда…
* * *
Видел я, так называемую, «тропу Траяна».
Надо сказать, что 150-ти летнее сосуществование Рима с беспокойной варварской Дакией, которой ещё и приходилось выплачивать дань, изрядно напрягало римлян.
И при императоре Траяне терпение их, таки, лопнуло.
Собрав армию в сто тысяч легионеров (беспрецедентная цифра для тех времен!) Траян двинулся в путь.
Но атаковать Дакию можно было лишь с узкого перешейка на юго-западе, в месте, которое (как вы уже догадались) называется «Железные Ворота».
Понятное дело, что в те времена никакое судоходство в столь бурных водах было невозможно. Да и сказать, что это место удобно для атаки было бы издевательством. Но выбора не было.
Траян был вынужден отказаться от скрытости и положиться на инженерный гений своего народа. Почти целый год армия занималась разработкой инфраструктуры пятачка будущего наступления.
Вдоль ущелья была проложена дорога (и произошло это в сотый год нашей эры).
Отдельные участки её были частично вырублены в скале, а частично висели над водой!
Сначала в скале выдалбливалась ниша высотой метра три и шириной метр-полтора.
Затем под нишей высверливалось отверстие квадратного сечения, и туда вставлялась деревянная оснастка.
В конце настилали доски и делали бортики.
25 километров выдолбленной скалы!
Ручным шанцевым инструментом!
В условиях бурной реки и скачущей лодочки!
Даже для нашего времени проект удивительный.
Что же тогда говорить о временах Траяна?
Дорога эта ныне покоится под водой. Единственно, наверх перенесли только надпись на латыни, свидетельствующей об окончании строительства дороги.
Представляешь эту узкую извилистую тропу и диву даёшься, какую титаническую работу сделали тогда люди, прорубая на крутых скалистых горах эту тропинку.
По ней можно было пройти только по одному.
И Траян прошёл со своим войском через эти непреодолимые горы и как снег на голову обрушился на врага…
* * *
Видел я и «Скалу влюблённых».
Легенда гласит, что когда-то в очень далёкие времена, молодой югослав полюбил красивую румынскую девушку. Они очень и очень хотели встретиться.
Но путь им преграждал бурный Дунай.
Тогда они бросились со скал вниз и поплыли навстречу друг другу.
Но когда они дошли до середины и встретились, силы их оставили. Обессиленные борьбой с сильным течением, они успели только обняться, и сразу же пошли на дно…
И люди тогда оторвали огромный кусок с горы и бросили в то место, где влюблённые утонули.
И сейчас посреди Дуная высится эта одинокая «Скала влюблённых»...
Продолжение следует...
|
</> |