рейтинг блогов

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)

топ 100 блогов cambria_191915.07.2024 ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)







Я не киновед, а то, что в старину называли "широкий зритель".


То есть как раз недостаточно широкий, чтобы смотреть всё подряд, что существует.
Скорее наоборот.


Есть то, что я люблю - и то, что смотреть не буду ни за что.

И вот я люблю нуар.
Тайны.
Опасность.
Хитросплетения страстей  в ночном мраке.
Чтобы ни минуты не было скучно.


"Узкая грань" беспримесный нуар.
Под таким невыразительным названием (что это за грань? или полоса?) скрыт, оказывается, истинный шедевр.


Сюжет тут тоже самый нуарный.

Вдова мафиози, давно порвавшая с ним, собирается выступить в суде и зачитать там список банды  и её покровителей, завалявшийся у неё с давних пор.

Да вот беда: скрывается она в Чикаго, а суд состоится в Лос-Анджелесе.
Даму нужно переправить через всю Америку так, чтобы об этом не пронюхали бандосы, которые тоже за нею охотятся.

Это дело поручается двум честным и отважным копам:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Теперь, наверное, власти нашли бы денег на частный самолёт?
Но в 1952 году в их распоряжении был только ночной экспресс:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Вдова (Мэри Виндзор) особа резкая, капризная, с норовом:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










И так получается, что сопровождать её придётся лишь одному из напарников - прямолинейному, крутому, неподкупному Брауну (Чарлз Макгроу):


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Мафия тоже не дремлет – ведь дерзкую свидетельницу необходимо убрать:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Что интересующая гангстеров дама едет в поезде, преступникам известно.
Вот только в лицо никто из бандитов её не знает.


Так что ориентируются они скорее на Брауна, который нервно курит на перроне:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Итак, героев ждёт бессонная ночь в поезде, полная смертельной опасности, риска и самых неожиданных поворотов судьбы:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










На этом со спойлерами положено закругляться.
Сюжет фильма закручен мастерски и будет держать зрителя за жабры до самого финала.

Нет, ещё одна деталь!
Маленький, но важный винтик в искусно отлаженном механизме этой мрачной истории.


В ситуации сержанта Брауна никогда не оказался бы советский пассажир 1952 года – ведь в поезд у нас было принято брать с собой домашнюю снедь.
По Ильфу и Петрову, это "коржики, рубленые котлеты, батоны и крутые яйца".


У Брауна не было с собой коржиков, а привередливая вдова страшно проголодалась и требовала ужина:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Пришлось Брауну оставлять её одну в купе и болтаться по поезду, пробираясь в вагон-ресторан.

И потому сталкивается он то с забавным толстяком, который похож на Хичкока и так перекрывает собой проход, что его не обойти:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











То знакомится с приветливой и любопытной блондинкой:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












То бандиты-душители в перчатках не дают ему проходу:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












А глазастый, назойливый и крикливый мальчик Томми вообще едва не испортил всю его игру.

Эти лица появляются вовсе не для того, чтобы развлечь зрителя – все они вовлечены в сложную интригу.
Тут каждый не тот, за кого себя выдаёт.

Кроме разве что честного Брауна да вездесущего пацанёнка.

Брауну стоит немалого труда то и дело выкарабкиваться из сложных и непредсказуемых ситуаций:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Это и есть истинный нуар.

То есть не только напряжённое действие - причём в наглухо закрытом пространстве ночного поезда.
Ещё и терпкая, томительная атмосфера постоянной смертельной угрозы.
Саспенс!


А ещё это очень элегантное, визуально изощрённое кино.
Где каждая деталь осмыслена и неслучайна:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










Где игра света и тьмы – целый театр теней:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Где призрачное отражение в стекле не только замыкает пространство, из которого нет выхода, но и движет интригу:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Плюс неповторимая дорожная атмосфера Америки 1950-х – заштатные вокзальчики:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












Старинные перроны:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Великолепные и опасные мужчины в пыльных шляпах, макинтошах и с пистолетами:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












Отвратительное, но могущественное зло:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











И скромное, но неколебимое добро:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











В общем, отличный нуар.

Как ни странно, это кино категории В.

То есть как бы осетрина второй свежести.
Которая подавалась зрителю под занавес сеанса, "на посошок".


Вот он, кинотеатр золотого века Голливуда, сияющий огнями:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












Кассы были снаружи, архаично-нарядного вида; билет можно было купить заранее:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












У входа контролёр.
Счастливая героиня фильма Вуди Аллена "Пурпурная роза Каира" - этого гимна старому кино - наконец-то попадает в желанный мир киногрёз:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











В фойе зрители запасались разрешённым съестным:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












Сеанс был достаточно длинным.
Сначала показывали хронику:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)












Потом шла музыкальная пауза, а за ней гвоздь программы – шикарный фильм категории А:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)











Это то кино с большими звёздами, ради которого народ и валил в кино:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










А уже после этого блистательного А  крутили фильм категории В.

Считалось, что он такой себе – "это аналог мужского костюма за 22 доллара в швейном бизнесе, это обычный гамбургер из мясной лавки, это аналог места на галёрке".
Только-то.

Для прокатчика категория В – то, что показывают в конце сеанса.
А для киностудии это кино, которое снято меньше, чем за 400 тыс. долларов.

То есть никаких дорогих звёзд, никаких циклопических декораций, никакой массовки, никаких роскошных костюмов с перьями и стразами, никаких спецэффектов, ничего вот этакого:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










"Узкая грань" снята всего за 13 дней.

Бюджет 188 тыс. долларов – вдвое меньше, чем максимальный бюджет фильма категории В.

Скромные выгородки вагонных интерьеров были настолько тесны, что снимали в основном ручными камерами – и это как нельзя лучше создало эффект реального замкнутого пространства:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










Актёры - исключительно категории В:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










Хотя почему В, когда вон какой римский профиль:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)









Из всего этого получился настоящий шедевр.
На удивление.


Но это я удивилась, что кино отличное. Не ожидала.
А оказывается, это давно культовый фильм.


Хотя в категории В у режиссёра (здесь  это Ричард Флейшер) бывало обычно больше свободы для смелых решений и экспериментов со стилем.

Но фильм вообще-то заметили сразу.
В 1952 году. Уж больно удался.

Тогдашний постер:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)













Киномагнат Говард Хьюз – тот самый, про которого кино "Авиатор" - был от "Узкой грани" в полном восторге:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










Он даже задумал переснять фильм – уже в категории А.
То есть дорого и с самыми модными звёздами.

Хорошо, что этого не случилось (Хьюз вдруг взял и завязал с кинематографом).

Ремейк сделали только в 1990-м и на эффекты уже не скупились:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. УЗКАЯ ГРАНЬ (1952)










Ну, а сценаристов (Эрл Фелтон, Мартин Голдсмит, Джек Леонард в самом деле молодцы) даже номинировали на Оскара 1953 года в большой номинации - "лучший сценарий игрового фильма".

Нет, статуэтку им не дали.
Победил сценарий фильма "Лучшее шоу мира" - это кино теперь признано одним из худших оскароносных всех времён.


Не дали – и пусть.
Не всё то золото, что блестит.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После раскассирования Лужкова, полагаю, можно подвести промежуточные итоги кампании по выборам президента РФ . Формально перспективы Медведева выглядят прекрасно, а фактически он уже проиграл. Не быть ему президентом. Даже на фоне ...
Принцесса Како в воскресенье 22 октября посетила встречу девочек-скаутов Японии в районе Сибуя в Токио, чтобы принять участие в Girls Messe 2023. Принцесса выступила с речью, в частности Како сказала: «Я надеюсь, что дети, которые поведут за собой следующее поколение, приведут к ...
здравствуйте! представляю вашему вниманию, многоуважаемое сообщество некоторое из последнего, в разных техниках и с использованием разных материаловэто сделано по уроку из сообщества - имитация камушков с пастелью. ...
Логика действий КоЗы стремительно ускользает в область квантовой физики, где война с Россией напоминает кота Шредингера – она вроде как ведется до окончательной победы, и одновременно её вообще не существует. Германский главнюк дошел даже до того, что потребовал называть немецкое ...
Нет, я не видел передачу по России24 где показывали мой пост про васильеву. Но всё равно приятно. Сейчас чего-то совсем нет ни минутки свободной. Поэтому здесь, и всем сразу, отвечаю. Что касается г-жЫ васильевой, точнее воздействию её на неокрепший мозг юной украинской нации, то здесь вс ...