ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НЕ САМЫЙ УДАЧНЫЙ ДЕНЬ (1966)
cambria_1919 — 22.07.2024Это кино семейное.
Не потому, что смотреть его надо с детьми (как раз не надо).
Но это единственная в своём роде житейская киноистория, где у всех почти героев имеются реальные прототипы.
А некоторые прототипы прямо сами себя тут и играют.
Первый раз такое вижу.
Когда творец незабвенного Штирлица Юлиан Семёнов переживал трудности в браке с женой – единоутробной сестрой Андрона и Никиты Михалковых – то написал об этом лирическую повесть.
Назвал её "Дунечка и Никита".
Имея в виду свою маленькую дочку Дашу, переименованную в Дунечку, и своего шурина, которого переименовывать не стал.
Тут же по его сценарию сняли кино, где Никиту сам Никита и сыграл.
Михалков, естественно.
Даже заглавный титр вот такой:
Ну, и постер с Никитой же:
Кино 1966 года (режиссёр Юрий Егоров).
Модное.
Сквозь шум московских улиц и болтовню московской богемы тут отчётливо слышится плеск Nouvelle Vague – французской "новой волны".
"Новая волна" вполне обходилась и без сюжета.
Но здесь сюжет таки есть – пусть прерывистый, пусть с открытым финалом, пусть утопленный в мимолётности пёстрых, непредсказуемых, не очень важных и совсем неважных событий.
Юлиан Семёнов не был блистательным мастером слова.
Но в чуткости и трезвом взгляде на вещи ему не откажешь.
И вот он верно углядел новый тогда тип разводов – вроде бы без видимых причин.
Не из-за привычного "пьёт и бьёт", не из-за измен и скандалов.
Просто люди вдруг становятся далёкими друг для друга.
Инициаторами этих разводов были женщины.
Такие, как Надя:
Играет её Светлана Светличная.
И тут она не обольстительная секс-бомба, а несколько зашуганная работой и бытом обыкновенная москвичка.
Муж её (он разводиться не очень хочет) - писатель Дмитрий Степанов (Владимир Заманский):
Он не так жизнерадостен и крут, как его прообраз – сам Юлиан Семёнов.
Тот мотался по всему миру от Парижа до Северного полюса, от Германии до Парагвая.
И при этом ещё был спецом по восточным языкам:
Степанов в фильме попроще: он заядлый охотник и вечно пропадет на болотах.
Пишет, наверное, про заек. Про уток. Про гусей.
А жена хочет, чтобы он был не на болотах, а дома.
Ситуация патовая.
Но не рассказывать же это всё в суде. Про заек и уток.
Причина развода? "Это очень личное":
Как, из-за такого разводиться?
Вот коллега Нади (Ольга Аросева) из другого поколения.
Она не видит никакого повода для разрыва.
Тем более у неё "все мужики козлы" - "о, вопль женщин всех времён":
Опытная судья (Нина Сазонова) тоже уразуметь не может, в чём дело:
Судья недоумевает: "А как же ребёнок?"
Ребёнок - маленькая Дунечка.
Играет эту дочку писателя Степанова – то есть саму себя – дочка писателя Юлиана Семёнова:
Этот клан вообще снимает в кино всех родственников, какие только есть. Принципиально.
Потому ту же милую девочку Дашу Семёнову можно видеть ещё и в фильме её дяди Андрона Кончаловского "Дворянское гнездо" - рядом с Ириной Купченко:
Ну, а в нашем фильме семейная ситуация приближена к натуре максимально: пока родители пошли разводиться, за Дунечкой/Дашей должен присмотреть дядя Никита - мамин брат:
И вот снятые в суховатой манере социальной драмы сцены в суде сменяются сумбурными и бесшабашными похождениями дяди и племянницы.
Потому что дядя Никита в кино, как и в жизни (тогда, в 1966 году) – студент театрального вуза:
Он не может просто посидеть дома с ребёнком, потому что страшно занят.
Вот ему и приходится Дунечку всюду таскать с собой.
Мало того, что Никите надо сдавать сессию (и мы видим долгий экзамен по фехтованию):
Никита ещё и на радио подрабатывает, изображая котика в детской радиопередаче.
Вдобавок ему надо выручать лучшего друга Гранатикова (так тут назван будущий режиссёр В. Грамматиков, реальный друг Никиты Михалкова).
Дружеский поцелуй:
Кажется, впервые на экране Никита М. появляется с усами - пока накладными:
Он нацепил усы, чтобы обдурить несчастного доцента, которому лучший друг сдаёт что-то, чего не знает:
Потом Никита потащит Дунечку ещё и в некое интеллектуальное кафе.
Там все спорят о физиках и лириках, декламируют, мимируют, а официантки в это время им что-то съестное разносят:
Вот интересно, такие кафе в самом деле существовали или только в кино?
Как-то странно они выглядят.
Явно нерентабельные заведения.
В общем, это кино настоящая энциклопедия модных-молодёжных 1960-х.
Тут и кафе эти загадочные, и весёлые и находчивые студенты.
И необъяснимое повальное увлечение пантомимой:
И песни Александра Галича и Булата Окуджавы - тоже с пантомимой:
А ещё любовь!
Такие сложные и запутанные отношения, такие непредсказуемые и неизъяснимые – "и да, и нет".
Трепетная Анечка (Ольга Гобзева) любит Никиту.
Никита любит Анечку - приму курса и звезду пантомимы "У попа была собака":
Но Анечка уже много и успешно снимается в кино, а Никита всё ещё мяукает на радио.
Трудно!
Считается, что это намёк на роман Никиты Михалкова и Анастасии Вертинской.
Раз тут всё семейное и "на основе реальных событий".
Но это как кому угодно.
Когда это кино вышло в прокат, критике оно не понравилось.
Тут же посыпались рецензии с ожидаемым названием "Не самый удачный фильм".
Мол, легковесно, сумбурно, с претензией.
А теперь очень даже любопытно смотреть. Обаятельный такой документ времени.
И в самом деле, странное время!
Не самое богатое и обильное, не самое лёгкое и комфортное.
Но в кино оно всегда полно тихой прелести обыденных событий, обыкновенных людей и скромных вещей. Пусть невзрачных, но бесценных.
Потому что и это проходит, и это тоже те самые мгновения, что "спрессованы в года".
В быстротекущую жизнь.
Р.S. Знаю, тут у меня все скриншоты отвратительнейшего качества.
Потому что советское кино в массе не отреставрировано и даже не оцифровано, не то, что голливудское. Промо-материалов нет как нет; всё старенькое, мутное и потёртое.
На наследие денег не хватает. Но есть деньги на поддержку заведомо коммерческих картин, приносящих огромные прибыли.
Так не только в кино.
Вот для примера хрестоматийная картина В. Поленова "Заросший пруд" с сайта ГТГ, топового музея страны.
Попробуйте-ка увеличить и рассмотреть детали:
Что, нормальное качество репродукции?