ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. КЕНТАВР (2023)

топ 100 блогов cambria_191910.02.2025 згл.jpg



Раз "Анору" – а заодно и Юру Борисова в роли быдлана-рыцаря – номинировали на Оскар, то почему бы не посмотреть успешный российский триллер "Кентавр"?

С тем же номинантом, но уже в заглавной роли.

Я и посмотрела.
А там - "странные сближения".
До смешного!


Нет, они не сговаривались, конечно.

Но в "Кентавре" тоже действуют и отвратительный мажор, и чистая душой эскортница, и "рыцарь бедный", проникшийся к ней нежностью – тот же Юра Борисов.

Теперь это неизменно?
Женщин другой профессии – кроме содержанки и эскортницы  - для кино не существует?
Это навсегда? Как "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека"?


Впрочем, в "Кентавре" как раз ночь, улица, фонарь -  это самое главное и самое впечатляющее:


двор.jpg




Ночь здесь никогда не кончается.
Бескрайняя тьма  и неспящий неон большого города, который рождает чудовищ и ангелов:



город.jpg



Ну, а тем, кто переживёт эту недобрую ночь, понадобится и аптека.
Если не морг. Триллер же.


Таксист Саша (Юра Борисов) в городских потёмках, как рыба в воде – он работает только ночью:


ночь.jpg



Саша инвалид с неясным диагнозом (про это он постоянно врёт) – ходит с большим трудом и салон практически не покидает.
Существуют ли такие таксисты?
А если надо открыть багажник и поставить туда вещи пассажира?


Но для триллера чем герою тяжелее ходить (а бегать вообще невозможно), тем лучше.

Саша и есть кентавр.
Так красиво придумали авторы фильма – мол, калека и машина одно целое, и в машине он уже полубог.
Вроде кентавра.


Как большинство таксистов, Саша любит поговорить с пассажирами:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. КЕНТАВР (2023) 9c43dfbcd941143e70702a416b139745.jpg



А ещё он пристальный наблюдатель человеческой натуры и давно изучил все типы "путников в ночи".

Потому, когда в его машину садится разбитная миловидная блондинка, он сразу определяет: это недорогая эскортница:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. КЕНТАВР (2023) rsz800x800_a7996950bbcdb2b9bb8d1f48c3c9ef09.jpg



Саша угадал – Лиза (Анастасия Талызина) просит повозить её по клиентам, непринуждённо болтает с таксистом и посещает разные скудно освещённые здания:


здание.jpg



В общем, "неспешно развивается действие отечественного остросюжетного фильма" (режиссёр Кирилл Кемниц).

Но постепенно вырисовывается нечто ужасное: оказывается, на ночных улицах Москвы одна за другой бесследно исчезают девушки нестрогого поведения.
Орудует маньяк!


Кто он?
Возможно, как раз таксист?
Возможно, как раз этот странноватый Саша?



синий.jpg



Некая структура, не связанная с полицией, берётся поймать негодяя на живца.
Её глава (Сергей Гилёв) холодно и расчётливо ведёт свою игру:



гады.jpg



Лиза становится приманкой для маньяка:


эскорт.jpg



Ей страшно, но у неё нет выбора:


что такое.jpg



Впереди только ужас и безнадежность:


страх.jpg



Мчится по улицам жёлтое такси, мелькают огни, и нельзя сойти с трассы, некуда бежать:



дорога.jpg



Огромный город, в котором живут многие миллионы – идеальная локация для картины самого безнадежного одиночества:


трасса.jpg



Чем дело кончилось, не буду спойлерить.
В триллере всё решается лишь в финале.
В самые последние минуты.
И тут – тоже.


Если честно, то я терпеть не могу ужастики, триллеры и особенно фильмы про маньяков.
Не люблю, когда меня этим развлекают – а триллер именно развлекательное коммерческое кино.


Родом триллер из Голливуда, и наши киношники упорно хотят доказать, что они тоже справятся, тоже сделают нечто подобное.
И делают.
Вот сделали.


Конечно, кинокритики тут же решили, что наши всё содрали, и кинулись вспоминать американцев: и "Драйв" с Гослингом (2011):


драйв.jpg



И "Таксиста" с Де Ниро (1976):


таксист.jpg



Мол, не Юре Борисову тягаться с такими тузами.

Правда, было и наше кино, где почти вся драма происходит ленинградской ночью и в автомобиле:


милый.jpg



Когда курчавая блондинка на заднем сидении тоже создала водителю кучу проблем:


машная.jpg



Да, это  "Милый, дорогой, любимый, единственный" (1984) Динары Асановой.

Но кинокритики, наверное, наше кино принципиально не смотрят и потому считают, что наши кентавры за рулём могут только подражать американцам.

Считают – и пусть себе считают. Их дело.

Хуже, что так же считают и авторы фильма.

То есть снимать кино вообще и триллеры в частности у нас научились – всё в "Кентавре" выглядит очень атмосферно, нуарно, инфернально:


дом.jpg



Оператор Роберт Саруханян на высоте со своей песней ночных огней.
Иногда соло:



лес.jpg



И наши актёры в самых невероятных предлагаемых обстоятельствах тоже играют на ять.
После номинации Борисова на Оскар даже кинокритикам неловко в этом сомневаться:



он.jpg



Внучка знаменитой Валентины Талызиной Анастасия прелестна в роли глупенькой и беззащитной ночной бабочки:


лиза.jpg



Дуэт двух одиночеств вполне получился:


двое.jpg



А ещё есть антагонист главного героя, безжалостный и расчётливый (Сергей Гилёв):


гилёв.jpg



Крошечная роль демонической матери маньяка у Ксении Кутеповой:


мама.jpg



Столь же ненадолго в мерцающей полутьме возникает мажор (Григорий Верник) – чтобы уже не забыться.
Прямо из Стивена Кинга персонаж – и даже на самого Стивена Кинга чем-то похож:


мажор.jpg



Но чтобы получился отменный триллер (пусть я их не люблю, предпочитая "то же, но не то", то есть нуары, но шедевров среди триллеров хватает), отечественным киношникам недостаёт всего двух вещей.
"Всего-то".


Первое – недостаёт годной драматургии.

Сценарист Михаил Зубко уже много чего написал и в Америке поучился, но запала и стиля на триллер у него пока не хватает.

То есть если хочешь усыпить бдительность зрителя непритязательными мирными диалогами, а потому вдруг резко пугануть, то усыплять в буквальном смысле  - скукой и пустотой - не стоит.
Диалоги таки надо уметь писать:


в машине.jpg



Если придумана интересная интрига (а тут она придумана), не надо долго держать её в кармане, чтобы потом быстренько, без всякого саспенса выложить.
Таки саспенс в триллере главное:



маниак.jpg



Если это не пародия, а психологический триллер (похоже на то), лучше не огорошивать финалом с экшн-сценами в духе самого разухабистого комикса.
С героями нечеловеческой ловкости и сверхъестественной живучести:



ужас.jpg



И второе недостающее качество.
Самое важное!


Оригинальность.

Посмотрел американцев и корейцев, намотал на ус (как корейцы сделали, насмотревшись американцев) – и забыл про Гослинга, делаешь своё.

Чтобы было не про некоего абстрактного таксиста, а про московского.
Пусть странного, но с каким все ездили.
Которого все узнают (а Борисов это сыграет – он и тут в сравнении с "Анорой" на трёх Оскаров наиграл):



юра.jpg



Хватит уже списывать под партой у отличников.

Почему бы не говорить своим собственным голосом.
Почему бы не ставить русскую музыку, какую слушают таксисты (даже если не любишь Балабанова) – музыка ведь часть образа.

А здесь англоязычная exit music полностью смазывает финал (за саундтрек отвечала Дарья Чаруша).

Нет, кино смотрится.
Ребята многому научились, а картинка вообще отменная.


Забавный у фильма постер:


постер.jpg



Поскольку продюсер и режиссёр не назвались Илюшей и Кирюшей, можно решить, что Юра и Настя это детишки из садика "Солнышко", которые снялись в кино.
Но это взрослые люди.

Впрочем, юная Талызина всё же предпочитает зваться Анастасией, но Борисов так и ходит в Юрах.

Пусть ходит, раз нравится.
А вот российскому жанровому кино уже как-то неловко разыгрывать бродячие сюжеты "перстами робких учениц". И послушно копировать образцы.

Но это пройдёт. Если захотеть. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте уважаемые. В прошлый раз мы с вами закончили с драгунами,  ну а сегодня я предлагаю начать разбирать и тяжелую кавалерию. А это, прежде всего, кирасиры. В России они появились впервые в 1731 году, когда по предложению фельдмаршала Х. А. Миниха Выборгский драгунский ...
В этой статье вы получите подробные рекомендации, которые помогут превратить любого ребёнка в лентяя. Если вы хотите, чтобы ребёнок плохо учился в школе, прогуливал уроки, избегал работы по дому, а во взрослом возрасте стал безвольным червяком, ...
...
За полтора-два месяца до первого волгоградского теракта прошла странная информация о довольно больших деньгах, которые "втекли" в бандподполье России. "Больших" - по сравнению с обычным финансированием, довольно скудным. Раньше арабские эмиссары-казначеи такие суммы ввозили регулярно раз ...
shauritto нашел в плохом канале ...