ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. КЕНТАВР (2023)


Раз "Анору" – а заодно и Юру Борисова в роли быдлана-рыцаря – номинировали на Оскар, то почему бы не посмотреть успешный российский триллер "Кентавр"?
С тем же номинантом, но уже в заглавной роли.
Я и посмотрела.
А там - "странные сближения".
До смешного!
Нет, они не сговаривались, конечно.
Но в "Кентавре" тоже действуют и отвратительный мажор, и чистая душой эскортница, и "рыцарь бедный", проникшийся к ней нежностью – тот же Юра Борисов.
Теперь это неизменно?
Женщин другой профессии – кроме содержанки и эскортницы - для кино не существует?
Это навсегда? Как "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека"?
Впрочем, в "Кентавре" как раз ночь, улица, фонарь - это самое главное и самое впечатляющее:

Ночь здесь никогда не кончается.
Бескрайняя тьма и неспящий неон большого города, который рождает чудовищ и ангелов:

Ну, а тем, кто переживёт эту недобрую ночь, понадобится и аптека.
Если не морг. Триллер же.
Таксист Саша (Юра Борисов) в городских потёмках, как рыба в воде – он работает только ночью:

Саша инвалид с неясным диагнозом (про это он постоянно врёт) – ходит с большим трудом и салон практически не покидает.
Существуют ли такие таксисты?
А если надо открыть багажник и поставить туда вещи пассажира?
Но для триллера чем герою тяжелее ходить (а бегать вообще невозможно), тем лучше.
Саша и есть кентавр.
Так красиво придумали авторы фильма – мол, калека и машина одно целое, и в машине он уже полубог.
Вроде кентавра.
Как большинство таксистов, Саша любит поговорить с пассажирами:

А ещё он пристальный наблюдатель человеческой натуры и давно изучил все типы "путников в ночи".
Потому, когда в его машину садится разбитная миловидная блондинка, он сразу определяет: это недорогая эскортница:

Саша угадал – Лиза (Анастасия Талызина) просит повозить её по клиентам, непринуждённо болтает с таксистом и посещает разные скудно освещённые здания:

В общем, "неспешно развивается действие отечественного остросюжетного фильма" (режиссёр Кирилл Кемниц).
Но постепенно вырисовывается нечто ужасное: оказывается, на ночных улицах Москвы одна за другой бесследно исчезают девушки нестрогого поведения.
Орудует маньяк!
Кто он?
Возможно, как раз таксист?
Возможно, как раз этот странноватый Саша?

Некая структура, не связанная с полицией, берётся поймать негодяя на живца.
Её глава (Сергей Гилёв) холодно и расчётливо ведёт свою игру:

Лиза становится приманкой для маньяка:

Ей страшно, но у неё нет выбора:

Впереди только ужас и безнадежность:

Мчится по улицам жёлтое такси, мелькают огни, и нельзя сойти с трассы, некуда бежать:

Огромный город, в котором живут многие миллионы – идеальная локация для картины самого безнадежного одиночества:

Чем дело кончилось, не буду спойлерить.
В триллере всё решается лишь в финале.
В самые последние минуты.
И тут – тоже.
Если честно, то я терпеть не могу ужастики, триллеры и особенно фильмы про маньяков.
Не люблю, когда меня этим развлекают – а триллер именно развлекательное коммерческое кино.
Родом триллер из Голливуда, и наши киношники упорно хотят доказать, что они тоже справятся, тоже сделают нечто подобное.
И делают.
Вот сделали.
Конечно, кинокритики тут же решили, что наши всё содрали, и кинулись вспоминать американцев: и "Драйв" с Гослингом (2011):

И "Таксиста" с Де Ниро (1976):

Мол, не Юре Борисову тягаться с такими тузами.
Правда, было и наше кино, где почти вся драма происходит ленинградской ночью и в автомобиле:

Когда курчавая блондинка на заднем сидении тоже создала водителю кучу проблем:

Да, это "Милый, дорогой, любимый, единственный" (1984) Динары Асановой.
Но кинокритики, наверное, наше кино принципиально не смотрят и потому считают, что наши кентавры за рулём могут только подражать американцам.
Считают – и пусть себе считают. Их дело.
Хуже, что так же считают и авторы фильма.
То есть снимать кино вообще и триллеры в частности у нас научились – всё в "Кентавре" выглядит очень атмосферно, нуарно, инфернально:

Оператор Роберт Саруханян на высоте со своей песней ночных огней.
Иногда соло:

И наши актёры в самых невероятных предлагаемых обстоятельствах тоже играют на ять.
После номинации Борисова на Оскар даже кинокритикам неловко в этом сомневаться:

Внучка знаменитой Валентины Талызиной Анастасия прелестна в роли глупенькой и беззащитной ночной бабочки:

Дуэт двух одиночеств вполне получился:

А ещё есть антагонист главного героя, безжалостный и расчётливый (Сергей Гилёв):

Крошечная роль демонической матери маньяка у Ксении Кутеповой:

Столь же ненадолго в мерцающей полутьме возникает мажор (Григорий Верник) – чтобы уже не забыться.
Прямо из Стивена Кинга персонаж – и даже на самого Стивена Кинга чем-то похож:

Но чтобы получился отменный триллер (пусть я их не люблю, предпочитая "то же, но не то", то есть нуары, но шедевров среди триллеров хватает), отечественным киношникам недостаёт всего двух вещей.
"Всего-то".
Первое – недостаёт годной драматургии.
Сценарист Михаил Зубко уже много чего написал и в Америке поучился, но запала и стиля на триллер у него пока не хватает.
То есть если хочешь усыпить бдительность зрителя непритязательными мирными диалогами, а потому вдруг резко пугануть, то усыплять в буквальном смысле - скукой и пустотой - не стоит.
Диалоги таки надо уметь писать:

Если придумана интересная интрига (а тут она придумана), не надо долго держать её в кармане, чтобы потом быстренько, без всякого саспенса выложить.
Таки саспенс в триллере главное:

Если это не пародия, а психологический триллер (похоже на то), лучше не огорошивать финалом с экшн-сценами в духе самого разухабистого комикса.
С героями нечеловеческой ловкости и сверхъестественной живучести:

И второе недостающее качество.
Самое важное!
Оригинальность.
Посмотрел американцев и корейцев, намотал на ус (как корейцы сделали, насмотревшись американцев) – и забыл про Гослинга, делаешь своё.
Чтобы было не про некоего абстрактного таксиста, а про московского.
Пусть странного, но с каким все ездили.
Которого все узнают (а Борисов это сыграет – он и тут в сравнении с "Анорой" на трёх Оскаров наиграл):

Хватит уже списывать под партой у отличников.
Почему бы не говорить своим собственным голосом.
Почему бы не ставить русскую музыку, какую слушают таксисты (даже если не любишь Балабанова) – музыка ведь часть образа.
А здесь англоязычная exit music полностью смазывает финал (за саундтрек отвечала Дарья Чаруша).
Нет, кино смотрится.
Ребята многому научились, а картинка вообще отменная.
Забавный у фильма постер:

Поскольку продюсер и режиссёр не назвались Илюшей и Кирюшей, можно решить, что Юра и Настя это детишки из садика "Солнышко", которые снялись в кино.
Но это взрослые люди.
Впрочем, юная Талызина всё же предпочитает зваться Анастасией, но Борисов так и ходит в Юрах.
Пусть ходит, раз нравится.
А вот российскому жанровому кино уже как-то неловко разыгрывать бродячие сюжеты "перстами робких учениц". И послушно копировать образцы.
Но это пройдёт. Если захотеть.
|
</> |