ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЧЕЛОВЕК ИЗ РИМА (2022)
cambria_1919 — 29.07.2024Детективных книжек и фильмов множество.
Выдумано всяких комиссаров, инспекторов и частных сыщиков на целую дивизию.
Потому давно стоит вопрос: как главного героя детектива сделать незабываемым.
Отличным от других.
Наверное, чем он необычнее, тем лучше?
Во всяком случае, авторы стараются.
Преступления у них лихо раскрывают то дряхлые старушки, то 11-летние девочки, то ленивые толстяки, то торчки, то скучающие аристократы.
Неужели можно изобрести что-то ещё?
Испанский писатель Артуро Перес-Реверте в романе "Кожа для барабана или Севильское причастие" (по нему и поставлен фильм) сделал сыщиком католического падре.
Да, конечно, падре-сыщик уже был - знаменитый отец Браун у Честертона.
Мудрый и проницательный толстячок из английской деревушки:
Падре Куарт похож на него разве что искренностью веры.
В остальном отцу Брауну до падре Куарта далеко.
Последний мало того, что сотрудник секретной службы безопасности Ватикана.
Он ещё и неотразимо элегантен, атлетичен, с замашками супермена и с чрезвычайно красивым остроконечным носом:
В романе он испанец, но в кино сделан ирландцем, чтобы его мог сыграть Ричард Армитедж.
Спецагент из Ватикана летит в Севилью, чтобы распутать мрачное и таинственное дело, которое угрожает авторитету Святого престола:
Началось всё с того, что компьютер самого папы Римского взломал неведомый хакер.
Он сообщил папе страшное: старинную севильскую церковь Богородицы, слезами орошённой решено снести, а на её месте построить торговый центр.
Все согласны, все предали эту церковь, даже архиепископ Севильский:
Однако таинственным образом церковь сама борется за себя!
Она безжалостно убивает тех, кто желает её уничтожения.
За короткое время - уже две смерти.
Они похожи на несчастные случаи, но не случайны.
И вот падре Куарт начинает расследование.
Он верит в чудеса Божии, но понимает, что чудо тут ни при чём:
К тому же он обязан найти таинственного хакера.
Хотя компьютерщики в Ватикане высочайшего класса, они в тупике:
Пересказывать детективы и сразу объявлять "убийца – дворецкий" неправильно.
Я и не буду.
Тем более дело запутанное и экзотичное.
Экзотика тут буквально всё – сама Севилья, где "ночной зефир струит эфир, бежит, шумит Гвадаквивир":
Экзотика - для нас - внутренние проблемы католицизма и ватиканские интриги (они не перевелись!):
Экзотика благостные ватиканские церемонии, которые скрывают жестокие страсти:
Экзотика - Франко Неро в роли папы:
Впрочем, сам конфликт – борьба с барыгами за сохранение памятника культуры – как раз ничуть не экзотичен.
Такое могло произойти в Москве или Нижнем Новгороде – да где угодно.
Странно даже, почему у нас про это фильмов нет.
Но тут же Испания!
Тут всё как у классика:
Дайте мне мантилью,
Дайте мне гитару,
Дайте Инезилью,
Кастаньетов пару!
Неотразимому падре предстоит получить если не мантилью, то Инезилью – и при этом отстаивать интересы Ватикана в смертельной схватке веры и корысти.
На стороне обречённого храма сражаются не какие-то там нищие старушки из прихода, а герцогиня дель Нуэво Экстремо (Финола Фланаган).
Для неё эта церковь семейная святыня:
А ещё своего рода Инезилья - то есть ослепительная испанская красавица.
Это гордая дочь герцогини дель Нуэво и обладательница ещё пары десятков громких титулов.
А имя у неё даже испанистее, чем у Инезильи.
Её зовут Макарена (Амайя Саламанка):
За сохранение церкви борется и американка, архитектор–реставратор Грис Марсала (Алисия Баррачера):
И настоятель церкви несгибаемый падре Ферро (Пол Фримен):
По другую сторону баррикад орудуют алчные банкиры во главе с Пенчо Гавира (Родольфо Санчо).
Пенчо это уменьшительное от Фульхенсио – прелесть какие у всех имена.
Ну, а физиономия Пенчо просто громко кричит о его скверных душевных качествах:
На службе у толстосумов ещё и вот эти головорезы:
Как положено в детективе, будут и разные таинственные явления, и знаки:
И неожиданные открытия, и опасные схватки.
Включая мордобой.
Вот тут видно, что падре Куарт уже получил по лбу:
Перес-Роверте романтик, потому не обходится без трогательной истории любви знатной донны и безродного мореплавателя в XVII веке.
Впрочем, в отличие от советских сериалов по братьям Вайнерам, эту историю тут в лицах не показывают.
За романтику отвечает линия взаимного и безнадежного – потому что запретного - влечения падре и прекрасной Макарены:
Испанский детектив это не то, что видишь каждый день.
Нечто непривычное.
Вот у нас постер какой к нему нагородили, презрев логику и лихо наврав в масштабе фигур:
Хотя в отзывах зрителей на фильм попадаются и такие: "Заснул".
Но как можно заснуть, когда вокруг сплошная красота – старая Севилья!
Она прекрасна и живописна:
Впрочем, показан город без рекламного ража назойливого уличного гида.
Севилья лишь привычная среда, в которой живут герои, она воздух, которым они дышат.
Вот и изящный силуэт Хиральды – башни кафедрального Севильского собора - лишь фон, а разговор идёт совсем о другом:
И всё-таки не зря Перес-Роверте пишет не только детективы, но и исторические романы во вкусе Дюма.
Прошлое у него всегда рядом, даже очень давнее.
И, как положено у его любимца Дюма, на заднем плане маячит реальное историческое лицо.
Нет, это не условный папа Римский.
А та самая Богоматерь, слезами орошённая.
Вернее, её создатель - автор прекрасной скульптуры, главного сокровища таинственного храма, из-за которого весь сыр-бор.
Это знаменитый испанский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес (1568-1649), друг Веласкеса (который и написал этот его портрет):
Монтаньес автор совершенно потрясающих деревянных раскрашенных скульптур.
Изумляют они чисто барочным соединением противоположного - почти буквального натурализма с высокой патетикой.
Вот каков у Монтаньеса святой Франсиско Бордха (или Борджа) – видный иезуит, правнук ужасного папы Александра VI:
А это прообраз статуи Богоматери из фильма – Непорочное зачатие работы Монтаньеса из Севильского собора:
Слезами орошённые статуи были в Испании XVII века очень популярны.
Чтобы они выглядели "как живые", слёзы им делали из хрусталя – вот как здесь у основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы.
Это тоже работа Монтаньеса:
Но слёзы статуи Богоматери из фильма не хрустальные.
Это драгоценные жемчужины, старинная семейная реликвия герцогов дель Нуэво.
И тут тоже сплошные тайны.
Жемчужины подлинные или уже заменены фальшивкой?
Ответ на этот вопрос снова означает смерть.
И будет ещё одна смерть.
Кругом одни загадки.
Вдобавок стоит проблема непростого для католика нравственного выбора.
Но зритель пишет: "Заснул".