ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. БУДЬ КРАСИВОЙ И МОЛЧИ (1958)
cambria_1919 — 24.03.2025

Более точный перевод - "Будь красивой и заткнись".
Вот такое возмутительное название.
Но в 1958 году – и в этом фильме, и в жизни – подобные требования к женщине предъявляли и отрицательные, и положительные герои.
И никого это не смущало.
Дикие времена!
Фильм этот – нуар-комедия.
Не криминальная, потому что преступники тут ни капельки не смешные, а грабежи и убийства натуральные и никого не веселят.
Итак, в Париже орудует неуловимый налётчик Шарлемань.
Он ограбил очередной ювелирный магазин и скрылся, не оставив следов.
Газеты трубят об очередной сенсации:

И всё бы у матёрых бандитов шло отлично, если бы одна шальная девчонка не сбежала из монастырского приюта.
Юная акробатка сирота Виржини (Милен Демонжо) рвётся к вольной жизни и всегда находит способ улизнуть из очередного богоугодного заведения.
На сей раз представители власти отловили её в цирке, куда она прибилась:

И что, снова унылые серые стены монастыря и тоска?
Ни за что!

Той же ночью Виржини снова бежит.
К ней присоединяется новая знакомая Ольга Бабичефф (Беатрис Альтариба) – такая же бродяжка и оторва, как она:

Оказывается, на воле у Ольги есть и тёплая, не слишком законопослушная компания, и бравый парень.
Виржини остаётся только присоединиться к этим замечательным ребятам.
И вот они свободны и мчатся по городу на машине, взятой у жучка-скупщика краденого (на него Ольга и её друзья работают):

Однако полиция пускается за машиной в погоню, хватает Виржини (прочие сбежали), а в машине находят оружие, из которого стреляли бандиты Шарлеманя.
Так Виржини оказывается в полицейском участке:

Где и происходит судьбоносная встреча юной красотки с инспектором Жаном Морелем (Анри Видаль):

Морель полон решимости добраться до Шарлеманя, но верит, что Виржини невинна и попала в переделку случайно.
Что это - интуиция полицейского?

Или любовь с первого взгляда?

И то, и другое.
Морель и его напарник Жером (Дарри Коул) надеются, что Виржини, сама того не подозревая, приведёт их к самому Шарлеманю:

Этот Жером любопытный тип.
Этакий типичный молодой интеллектуал-недотёпа середины прошлого века (мировой тренд!)
Вроде нашего Шурика.
Только на французский лад: куцый плащик-тренчкот, пёстрый пиджачок, очки, вечная сигаретка в зубах.
Неизменно полон энтузиазма и идей - и всегда попадает впросак:

Дальше всё будет закручено авантюрно, забавно, временами серьёзно, временами трогательно – всё, как полагается во французской комедии старой доброй школы.
Будут коварные злодеи, похищающие красавиц:

Будет томная романтика:

Смешные недоразумения:

Хотя фильм типичное "папино кино", до сих пор он выглядит занятным и нескучным.
К тому же тут сияют крупнейшие французские кинозвёзды – кто почти прощальным светом, кто вполне уверенно, а кто пока робко.
Прощальный свет – это про главного героя, про Анри Видаля в роли инспектора Мореля:

Тогда, в 1958 году, Видаль пребывал в зените славы – несравненный эталон брутальной мужественности своей эпохи.
Победитель конкурсов красоты и пожиратель женских сердец, любимец режиссёров и прессы:

Но алкоголь и кокаин уже делали своё чёрное дело – через год, в 1959 году, Видаль умрёт.
В 40 лет.
А вот молоденькая Милен Демонжо впервые именно в этой комедии Марка Аллегре получила центральную роль:

Но дебютанткой она не была: ей уже приходилось быть партнёршей тогдашних суперзвёзд Дэвида Нивена и Ива Монтана.
И она уже привела в восторг своей "настоящей сексуальностью" драматурга Артура Миллера.
Который был мужем Мэрилин Монро и в этом вопросе разбирался.
Миллер написал пьесу "Салемские колдуньи", которую для кино доработал Сартр, а Демонжо там сыграла серьёзную роль (увы, фильм был запрещён Миллером к показу, но это "совсем другая история"):

Если "Салемских колдуний" мало кто видел, то "Фантомас" стал популярной франшизой, а в СССР бил кассовые рекорды.
В том числе и по вине красотки Элен – Милен Демонжо:

Милен Демонжо часто сравнивают с Брижит Бардо.
Ведь обе они сексапильные блондинки.
Хотя таки очень разные – одна скорее дьяволёнок, другая скорее ангелочек:

И сами актрисы не считали друг друга конкурентками.
Бардо называла Милен Демонжо "боевой сестрой" - они обе страстно любили и защищали животных.
В нашем фильме у героини Милен Демонжо подружка русская – Ольга Бабичефф.
Но в реале как раз Демонжо наш человек – мама у неё Клавдия Трубникова из Харькова.
Милен - подросток. Ведь просто матрёшка:

Но всё-таки сейчас это кино смотрят в основном из-за персонажей второго плана.
Из-за тех самых двух молодых шалопаев, к которым привела Виржини её случайная подружка Ольга.
Вот из-за них:

Любопытно посмотреть, как менялись постеры к фильму.
И как проходит мирская слава.
Премьерные постеры были честь по чести - с изображением главных персонажей и крупно написанными именами играющих их звёзд:

Или вот так, тоже всё по сюжету:

И так:

Лет десять спустя к старому постеру прилепили дополнение:

А кончилось вообще таким:

Вот так одна эпоха сменяет другую:

Да, "Будь красивой и молчи" - первый фильм, где встретились начинающие, почти неумехи Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо.
Они изображают тут наивную парижскую шпану на подхвате у опытных воротил преступного мира:

Собственно, вся банда – две парочки "бунтарей без причины", с которыми подружилась Виржини:

Они гоняют по дорогам на мотоциклах, зависают в дешёвом кафе и зарабатывают гроши на перевозке дешёвых фотоаппаратов в Швейцарию:

На самом-то деле фотоаппараты набиты драгоценностями, а дурачьё даже не догадывается:

Ребята попадают в нелепые ситуации, глупо рискуют и в конце концов, кажется, выбираются на верную дорогу.
Как выбрались на неё два актёра, которые совсем скоро блеснут, совсем скоро всему научатся, а тут пока просто забавны, симпатичны, неумелы и неловки.
Бельмондо ещё не обрёл победительной раскованности и органичности некрасивого красавца и знаменитой плутовской улыбки.
Он ещё, что называется, гадкий утёнок:

Ален Делон, конечно, далеко не утёнок, но ещё не знает даже, что делать со своей выгодной наружностью.
Пока он подрисовывает глазки, ещё не проредил соболиные брови, отчего его красота выглядит несколько аляповатой:

Пока он ещё не понял, что с такой красотой нельзя томно закатывать глаза и изображать сладких любовников (со всякой сладостью он покончит очень скоро).
То есть вот так можно:

Так уже не надо:

А тут совсем хорошо:

Но это только второй его фильм. Какие его годы.
Разумеется, даже нуар-комедии заканчиваются вечным кадром:

Красавица наконец разобралась со своими проблемами, влюбилась и заткнулась:

Как в сказке и как в старом кино – конец делу венец.
Это в жизни после такого всё только начинается.
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
Почему нельзя есть мороженое?
Новости культуры и искусства за неделю
Сегодня
Убийство Романа Новака... Тарантино отдыхает...
19 ноября 1920 года — прибытие русской армии в Константинополь
Успешный запуск марсианской миссии Blue Origin New Glenn - Rocket Lab NASA
Японская принцесса Айко на банкете во Вьентьяне
Парк Sans souci

