Воскресный мемуар — 2

топ 100 блогов lady_tiana19.02.2024

Константин Николаевич семейным бизнесом заниматься не пожелал, поэтому выучился на помощника аптекаря (под таким «титулом» он числится в московской телефонной книге начала прошлого века), где-то познакомился с очаровательной купеческой сиротой Катюшей Грачевой и окончательно потерял голову.

Екатерина Грачева в юности
Екатерина Грачева в юности

Кем были на самом деле Катюшины родители, чем они в жизни занимались, я ничего не знаю. Слышала только, что семья была большая, но дети осиротели совсем маленькими. Их усыновили разные люди, после чего они все потеряли связь друг с другом.

Катю взяла в свой дом богатая купчиха Грачева, дала свою фамилию. Но кем она была, из каких Грачевых, я уже совсем не помню, хотя бабушка когда-то называла ее имя и адрес и даже показывала фотографию конного экипажа на фоне старой московской усадьбы и сказала про нее «наш выезд». Много лет спустя, уже в советское время, Катину старшую дочь Зину в центре Москвы кто-то окликнул «Катя». Зина перепугалась и не ответила, а ведь очень возможно, что это был кто-то из родни.

Но вернемся в конец девятнадцатого века. Екатерина Грачева к тому времени становилась известна московской публике. Талантливая выпускница студии Малого театра, она училась вместе с Яблочкиной, Турчаниновой и прочими в будущем великими «старухами». Московские газеты того времени называли ее восходящей звездочкой русской сцены. Бабушки говорили, что она даже открывала какие-то балы в паре с великим князем Сергеем Александровичем.

В это, впрочем, мне плохо верится. С чего бы вдруг московский генерал-губернатор присутствовал на купеческих балах? А на дворянские ездить юной Кате было точно не по чину. Так что оставим этот факт в качестве красивой семейной легенды, не более.

Театральной карьере Кати, меж тем, сбыться не удалось. Прадед перед свадьбой выдвинул категорическое условие — чтобы супруга навсегда оставила сцену. Екатерина Александровна согласилась, но что она при этом думала, не знаю. Во всяком случае, ни на одной из ее фотографий в замужестве у нее больше не было того задорного, счастливого взгляда, которым сияла юная Катюша.

Константин Николаевич с другом, 1901 год, село Хорошево
Константин Николаевич с другом, 1901 год, село Хорошево

Впрочем, это и не удивительно. Трое первенцев Екатерины Александровны умерли в возрасте от нескольких дней до полутора лет. И хотя потом у нее все-таки пошли дети, память о тех, первых, никогда ее не оставляла. В начале двадцатого века жизнь семьи сильно изменилась. Константин Николаевич забросил аптекарское дело и отправился на бухгалтерские курсы. Что его подтолкнуло в эту сторону, не знаю. Но дома у нас хранилось множество предметов из его аптекарской жизни — весы с разновесами от невесомых пластинок до солидных гирек, всевозможные хитрые ножницы, корнцанги и стеклянный шприц в металлической коробочке. 

В тысяча девятьсот четвертом году у Екатерины Александровны наконец родилась и выжила долгожданная дочка Зинуша — моя будущая бабушка, а через три года появилась на свет Верушка. Затем Константин Николаевич устроился на службу в только что открывшийся Замоскворецкое трамвайное депо, и семья переселилась в служебную квартиру на третьем этаже в доме у самого трамвайного кольца.

До свадьбы. Пименовская, дом Дубасова
До свадьбы. Пименовская, дом Дубасова

Мне всегда очень нравились дореволюционные открытки, адресованные: Его высокоблагородию К.Н.Николаеву, Мытная улица, дом транвайного (именно так, через «н») парка, кв.16.

Тот дом был совсем недавно выстроен специально для работников депо, и в нам жили все – от директора, до последнего сцепщика. Естественно, квартиры очень сильно различались по уровню комфорта и по количеству жильцов. Директору и бухгалтеру полагались отдельные жилища. Вагоновожатые, кондукторы и сцепщики жили в общих квартирах, а две фельдшерицы мало того, что должны были делить жилплощадь, но еще и были обязаны поочередно дежурить в фельдшерском пункте, который действовал в этой же квартире в режиме 24/7.

Будрины и Николаевы вместе там же, на Пименовской
Будрины и Николаевы вместе там же, на Пименовской

Не могу сказать, что квартира прабабушки и прадедушки была совсем уж современной и комфортной. По правде говоря, я нахожу ее слишком маленькой для семьи из четырех человек. Скорее всего, по замыслу это должна была быть берлога одинокого холостяка, в крайнем случае, бездетной супружеской пары. Но уж как получилось, так получилось.

Во времена «нормальные» заходили в квартиру, естественно, по парадной лестнице с округлыми ступенями серой мраморной крошки, большими окнами на площадках и красивыми резными перилами. Я все это видела в своей жизни лишь дважды. Один раз по каким-то причинам оказалась отперта парадная, превращенная в дворницкую, и я бегом взлетела на наш третий этаж, но меня быстро вернул обратно. И еще раз мама меня водила черным (на самом деле, парадным) ходом к другу Сереже из соседнего подъезда. Почему-то в тот раз она решила не идти со мной через двор, а прошла внутренним путем, по лестнице и длинному коридору, на который выходили некогда основные двери квартир.

Изначально в доме была спроектирована главная парадная, выходившая на обе стороны дома — к Шаболовке и на задний двор на Мытную. Туда же на Мытную вели черные лестницы, превратившиеся в послереволюционные времена в главные входы, а парадной пользоваться было запрещено. На моей памяти на лестничных площадках у бывших входов хранили детские коляски, велосипеды, большие жестяные банки с песком для новогодних елок. Помню, как мама пришла в ужас, когда оказалось, что в наш песок написал чей-то чужой котик, и елку туда уже не поставишь. В конце декабря раздобыть в Москве песок было нереально, у дворника просить то ли не додумались, то ли не решились. В итоге поставили елку в банку с водой и всячески страховали, чтобы она не упала. 

Константин Николаевич с Зиной и Верой
Константин Николаевич с Зиной и Верой

Так вот, во времена дореволюционные посетитель попадал с лестничной площадки в просторную прихожую, где ему предлагалось повесить пальто и шляпу на специальные крючки. Слева же весь простенок занимал чудовищных размеров черный шифоньер, хранивший в себе гардероб всех членов обширной семьи.

Из прихожей дверь вела налево – в маленькую комнатку, которую на моей памяти занимали мы с родителями. Другая дверь, двустворчатая, открывала проход в огромную проходную комнату с двумя окнами и некогда существовавшей печью, о чем недвусмысленно свидетельствовала отдушина под потолком

Осью квартиры служил коридор, ведший от парадной лестницы до черной. Пройдя через большую комнату, посетитель попадал в темный длинный коридор, из которого первая дверь налево вела в комнату, которую при мне занимала соседка, а вообще, по моим подозрениям, изначально она предназначалась для прислуги. Там даже пол был не паркетный, как в остальной квартире, а простой, из крашеных досок.

1912 или 1913 год. Очевидно, день Белого цветка.
1912 или 1913 год. Очевидно, день Белого цветка.

Следующая дверь налево приводила в туалет, а вот затем коридор упирался в небольшой перпендикулярный червеобразный отросток, ведший из кухни на черный ход. Соответственно, можно было свернуть налево и оказаться в царстве кухарки или отомкнуть замок и выйти на мощеные бордовыми и желтыми плитками ступени черного хода.

Да, моей семье повезло: у них был свой туалет прямо в квартире. Не все из соседей имели такую роскошь, пролетариату приходилось пользоваться общими уборными, расположенными на лестнице для прислуги. Мне это всегда казалось ужасно дико – как это так, если вдруг приспичит в туалет, надо из квартиры выходить, да еще запирать за собой дверь?

Но наличием личного сортира все везение и ограничивалось, ибо ванной комнаты в нашей квартире не полагалось. Для всех санитарно-гигиенических процедур отводилась та же самая кухонная раковина и кран с холодной водой, что и для мытья посуды. Поэтому, естественно, в доме вечно было невероятное количество всевозможных тазов и лоханей для разных хозяйственных надобностей.

Константин Николаевич с Зиной и Верой, 1913 или 1914 год
Константин Николаевич с Зиной и Верой, 1913 или 1914 год

Я помню, что у бабушек хранились фаянсовый таз, кувшин, мыльница и стакан, все в едином стиле. Значит, умывались они до революции все-таки в комнате, как это было тогда принято.

Зина и Вера
Зина и Вера

Я могу так ярко описать эту квартиру по очень простой причине – я именно там родилась много десятилетий спустя, и вся разница со временами детства моих бабушек была в том, что дровяную плиту заменила газовая, вместо печек для отопления появились водяные калориферы, а керосиновые лампы и подсвечники деды и прадеды переделали в электрические лампы.

Не знаю, была ли у прабабушки прислуга. В семье сохранились рассказы про девочку-подростка Варю, но у кого она служила – у прадеда или прапрадеда, мне не рассказывали. Вроде бы, все-таки у более старшего поколения, потому что в рассказах регулярно поминался демократизм прапрадеда и тот факт, что он усаживал прислугу за стол вместе с семьей.

После революции у подросшей Вари родились две дочки, которые по возрасту оказались ровно посерединке между самой младшей из моих бабушек и моей мамой. По каким-то причинам девочкам никогда не говорили, что в юности их мать была прислугой, и они всю жизнь прожили со знанием, что мы с ними, якобы, с дореволюционных времен то ли дружили семьями, то ли состояли в дальнем родстве (кстати, такое тоже вполне могло быть, сейчас уже не проверишь).

Крым, 1913
Крым, 1913

Судя по долетевшим до меня обрывкам рассказов, до революции мои родичи жили очень даже неплохо. В девятьсот тринадцатом даже съездили всей семьей на юг, на морские купания.

Екатерина Александровна беременна третьей дочерью, токсикоз
Екатерина Александровна беременна третьей дочерью, токсикоз

В ту пору у прабабушки обнаружили опухоль мозга. Судя по всему, она была доброкачественной, поскольку Екатерина Александровна прожила еще почти тридцать лет. Но головные боли из-за нее возникали сильнейшие. И еще со временем прабабушка начала понемногу слепнуть.

Галя, 1915 или начало 1916 года
Галя, 1915 или начало 1916 года

И, тем не менее, в 35 лет у Екатерины Александровны родилась третья дочь – Галя. Дело было в апреле 1914 года, незадолго до войны. Зинушка уже была гимназисткой. Она обожала Веру и никак не могла принять младшую сестренку, тем более что квартира стала совсем маленькой и не слишком удобной для большой семьи.

Яков Яковлевич был крестным внучек и баловал их безмерно. Одним из его подарков стало огромное фортепьяно с бронзовыми подсвечниками и педалями и клавишами, отделанными слоновой костью, на котором даже я успела получить несколько уроков музыки, хотя в мое время оно уже было безнадежно испорчено — дека треснула, когда в сорок первом году в соседний дом попала авиабомба.

Радость и баловство закончились в феврале (опять этот проклятый февраль) Семнадцатого. Перед самой революцией умерла Домникия Гавриловна, и Яков Яковлевич люто затосковал. В припадке горя он распродал все украшения жены, оставив только три кольца — по одному каждой внучке. 

В долговременность переворота никто из семьи не поверил. Да и куда было уезжать с тремя маленькими детьми, слепнущей Катей и не помнящим себя от горя Яковом Яковлевичем? Тогда, конечно, никто не мог представить, что именно эти драгоценности восемьдесят лет спустя помогут следующим поколениям семьи все же уехать за границу.

Я собрала все старые фотографии Замоскворечья (1880 — 1917 годы) из своих запасников в отдельный альбом. Его можно посмотреть здесь

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Короче, жила была на Луганщине харна дивчина, родившаяся в 1998 году. И решила она как-то раз, что вступить в батальон "Айдар" и убивать своих же земляков - это "модно, стильно, молодежно". Да только "кляты сэпари" в ответ тоже стреляли. Метко. И вот итог. Земля стекловатой, что ...
- А я свою кобру Томагавк называю. - Она у тебя, чё - из индейцев ? - Та нет, обычная наша баба. Томой зовут. Но злая, сука, как собака ! Вчера был дурацкий пост, понимаю.. налепила кучу фоток и никому даже и слова доброго не сказала. Шлялася потому как ...
В Театре Модерн состоялась премьера спектакля «Иуда» – третья, заключительная часть трилогии «Антихрист и Христос» (две — « Петр » и « Леонардо »), в которой режиссер Юрий Грымов обращается к самому известному сюжету Евангелия. Но обращается в своей манере — очень оригинально, даже ...
...
Группа сопровождения миссии LRO опубликовала новый снимок. Он демонстрирует разницу в альбедо (отражательной способности) различных участков кратера Аристарх и окружающей поверхности. Кратер Аристарх расположен в северо-западной части видимой стороны Луны. Несмотря на то, что его ...