восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

топ 100 блогов mmekourdukova05.12.2024 Не помню уже, когда и от кого я слышала (помню только, что не в курсе Восточного Искусства в АХ, точно нет) исламско-богословскую байку, что-де мастер орнамента всегда НАРОЧНО делает в нём адну ашибку, адну! чтобы божэупаси не слишком приблизиться к совершенству Аллаха.

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Байка прелестная и, я бы сказала, какая-то православная (Смирение как Главная Дурость Добродетель), но в ней содержится дивная проговорка по Фрейду - она по умолчанке предполагает, что мастер не делает НЕВОЛЬНЫХ ошибок, так что без этого сознательного самоуничижения он не на шутку рисковал бы сделаться совершенным как Аллах. Забудет ошибиться - ифсё, сравняется с.

На самом деле же, конечно, и ошибки в восточном орнаменте - вполне невольные, и их всегда больше одной. И они бывают крупные и мелкие и мельчайшие и вот прям нано-ошибки, заметные одному Аллаху.
Вешаю несколько прекрасных примеров.
Все примеры отличного качества, старинной школы, не позже начала 19 в., нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян мусора в коллекции не держал. Так что это будут не ошибки, а сплошное щастье. сплошные высокие примеры с тем не менее очевидными (ну, для меня) ошибками.

Каждую картинку вешаю дважды, можете сами поискать ошибки на первой, а уж потом проверить себя на второй.
1
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Справа бутончик влип в гирляндочку (то, что зовётся "поцелуйчиком"), и тюльпанец вышел слишком тяжёлым и полностью лёг на поле талерки, не выйдя попкою на откос ея. А всё потому, что художник правша, и правые нижние элементы менее удобно красить, руке опоры нет.

2
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Правая половина вышла более пустой, чем левая, цветочек, который субдоминанта справа, - жидковат по сравнению с левым.

3
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Массивные кроны кипарисов (как и гранатовых цветков внизу) уехали слишком близко к раю краю.  А пересекающие их синие "огурцы" легли прямо на ребро тарелки, и совпали с контуром крон, как бы явившись их частью.

4
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Правая ветвь раздвоенного кипариса, вместо того чтоб плавно и равномерно сужаться кверху, сжалась и раздулась.
Это, между прочим, опять естественный эффект праворукости автора. Был бы левшою - было бы наоборот.

5
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Боковые гранаты въехали в центральный гранатоцвет, тарелка перерезалась пополам массивным тёмным пятном - тем более перерезалась, что детальки внутри него очень сближены по тону, хотя и разнятся по цвету.

6
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
Почти идеально, вот только торчок торчит, добавленный для заполнения слишком широкого поля между пальметтой-доминантой и белой спаржей-гирляндой. Поле-то заполнилось, но вот торчок  - торчит!

7
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
Нижняя раскоряка - слишком белая и массивная, рвёт борта тарелки.
Верхние тюльпаны - вообще загадко, будто другой рукой накрашены, они совсем не, как это по-рюсски? не флюидные, а ломкие и будто из картона, плоско-белые, в то время как весь остальной орнамент, за счёт отличной каллиграфии контуров и грамотной посадки деталей, производит впечатление объёмного.

8
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Розочка сломана об край тарелки!
И поцеловалась со стеблем!
А слева тюльпан с листьями поцеловался. Справа, впрочем, тоже, но справа в щёчку, а вот слева прямо взасос.
Ну и внизу - центральное влагалище (ботанический термин) запутанное, перебило и запачкало динамику развития стеблей.

=-=   +   -=-=    +   -=-=   +   -=-=

При этом, разумеется, - всё это шедевры. Особенно потому, что всякий рисуется заново из головы наизусть и без права на поправки. Т.е. что нарисуешь с первой попытки, то и останется в веках, покрытое глазурью и запечённое в печи.

Со всеми ошибками, большими, малыми, малюсенькими вплоть до нано-ошибок, потому что кто ж без греха, кроме Аллаха.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Помните, после нападения на Олега Кашина я писал, что необходимо добиваться отставки Владислава Суркова ? Потому что если этого не произойдет, поутихшая было кремлевская шпана вылезет из-под лавки. Отставок, к сожалению, не произошло. И вот ...
о радиомоё плюшевое радио хочет проводить "специальные" выпуски в определённые дни недели.скажите, в вечер какого дня недели вам удобнее слушать воспи.ком?спасибо :)(и вступайте же в нашу группу на ...
Авто сейчас - это метод выражения своей индивидуальности. И речь ведется не о предпочтении какой-либо модели. А о том, как эту максимально серийную модель сделать неповторимой и единственной. Идея аэрографа, а точнее создание им ...
Наверное, это неправильно. Потому что весна, май, нормальные люди (где они, кстати?) пьют вино под цветущей черемухой. А я пью кефир, не ем ничего кроме гречки и принимаю антигистаминные - сенная лихорадка и крапивница. Кроме того, даже в бассейн иду ...
Зачем мне нужны десять миллионов долларов? Что бы от меня отстали. Я наверное единственный человек, которому нужны бабки, чтобы от него отъебались. У меня нет иных высоких целей, кроме жизни с интересом. Мне одинаково интересно создавать ...