восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

топ 100 блогов mmekourdukova05.12.2024 Не помню уже, когда и от кого я слышала (помню только, что не в курсе Восточного Искусства в АХ, точно нет) исламско-богословскую байку, что-де мастер орнамента всегда НАРОЧНО делает в нём адну ашибку, адну! чтобы божэупаси не слишком приблизиться к совершенству Аллаха.

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Байка прелестная и, я бы сказала, какая-то православная (Смирение как Главная Дурость Добродетель), но в ней содержится дивная проговорка по Фрейду - она по умолчанке предполагает, что мастер не делает НЕВОЛЬНЫХ ошибок, так что без этого сознательного самоуничижения он не на шутку рисковал бы сделаться совершенным как Аллах. Забудет ошибиться - ифсё, сравняется с.

На самом деле же, конечно, и ошибки в восточном орнаменте - вполне невольные, и их всегда больше одной. И они бывают крупные и мелкие и мельчайшие и вот прям нано-ошибки, заметные одному Аллаху.
Вешаю несколько прекрасных примеров.
Все примеры отличного качества, старинной школы, не позже начала 19 в., нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян мусора в коллекции не держал. Так что это будут не ошибки, а сплошное щастье. сплошные высокие примеры с тем не менее очевидными (ну, для меня) ошибками.

Каждую картинку вешаю дважды, можете сами поискать ошибки на первой, а уж потом проверить себя на второй.
1
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Справа бутончик влип в гирляндочку (то, что зовётся "поцелуйчиком"), и тюльпанец вышел слишком тяжёлым и полностью лёг на поле талерки, не выйдя попкою на откос ея. А всё потому, что художник правша, и правые нижние элементы менее удобно красить, руке опоры нет.

2
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Правая половина вышла более пустой, чем левая, цветочек, который субдоминанта справа, - жидковат по сравнению с левым.

3
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Массивные кроны кипарисов (как и гранатовых цветков внизу) уехали слишком близко к раю краю.  А пересекающие их синие "огурцы" легли прямо на ребро тарелки, и совпали с контуром крон, как бы явившись их частью.

4
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Правая ветвь раздвоенного кипариса, вместо того чтоб плавно и равномерно сужаться кверху, сжалась и раздулась.
Это, между прочим, опять естественный эффект праворукости автора. Был бы левшою - было бы наоборот.

5
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Боковые гранаты въехали в центральный гранатоцвет, тарелка перерезалась пополам массивным тёмным пятном - тем более перерезалась, что детальки внутри него очень сближены по тону, хотя и разнятся по цвету.

6
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
Почти идеально, вот только торчок торчит, добавленный для заполнения слишком широкого поля между пальметтой-доминантой и белой спаржей-гирляндой. Поле-то заполнилось, но вот торчок  - торчит!

7
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
Нижняя раскоряка - слишком белая и массивная, рвёт борта тарелки.
Верхние тюльпаны - вообще загадко, будто другой рукой накрашены, они совсем не, как это по-рюсски? не флюидные, а ломкие и будто из картона, плоско-белые, в то время как весь остальной орнамент, за счёт отличной каллиграфии контуров и грамотной посадки деталей, производит впечатление объёмного.

8
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Розочка сломана об край тарелки!
И поцеловалась со стеблем!
А слева тюльпан с листьями поцеловался. Справа, впрочем, тоже, но справа в щёчку, а вот слева прямо взасос.
Ну и внизу - центральное влагалище (ботанический термин) запутанное, перебило и запачкало динамику развития стеблей.

=-=   +   -=-=    +   -=-=   +   -=-=

При этом, разумеется, - всё это шедевры. Особенно потому, что всякий рисуется заново из головы наизусть и без права на поправки. Т.е. что нарисуешь с первой попытки, то и останется в веках, покрытое глазурью и запечённое в печи.

Со всеми ошибками, большими, малыми, малюсенькими вплоть до нано-ошибок, потому что кто ж без греха, кроме Аллаха.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сериал снимался четверть века, и за это время в кадре появилось множество произведений. Поговорим о самых примечательных. Увы, мне бы хотелось расследовать это самой, однако фанаты по всем миру сделали это раньше меня. Так что я просто соберу для вас результаты их исследований. В ...
Здания времен СССР хранят много тайн. Так, совершенно случайно в подвале одного из павильонов ВДНХ нашли несколько ящиков сталинита той самой советской поры. Удивительная находка помогла совершить настоящее чудо. Павильон №62 считается одним из самых красивых и уникальных зданий ВДНХ. ...
Как дважды рыбак (сам ловлю и жена на рынке покупает) чищу и мою рыбу под струей из крана в тазик. На даче, разумеется. Воду из тазика выливал поначалу под ближайшую черешню. И заметил, что...       И заметил, что ствол черешни года за три утолщился заметно в большей ...
Причем в собственном. В наиболее вонючем виде его производит член Высшего Церковного Совета РПЦ МП прот. Дмитрий Смирнов на 4-й минуте ролика. Нет лучшего пути к оправданию большевистских гонений на церковь, чем призывы церковных деятелей к тому, чтобы рассовать по тюрьмам своих ...
Несмотря на официальные заявления Минюста, Навальный сотоварищи продолжают настаивать на том, что их партия должна быть зарегистрирована, желаемое за действительное выдавать всё сложнее. «В соответствии с законом «О политических партиях», государственная регистрация региональных отде ...