восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
mmekourdukova — 05.12.2024 Не помню уже, когда и от кого я слышала (помню только, что не в курсе Восточного Искусства в АХ, точно нет) исламско-богословскую байку, что-де мастер орнамента всегда НАРОЧНО делает в нём адну ашибку, адну! чтобы божэупаси не слишком приблизиться к совершенству Аллаха.Байка прелестная и, я бы сказала, какая-то православная (Смирение как Главная
На самом деле же, конечно, и ошибки в восточном орнаменте - вполне невольные, и их всегда больше одной. И они бывают крупные и мелкие и мельчайшие и вот прям нано-ошибки, заметные одному Аллаху.
Вешаю несколько прекрасных примеров.
Все примеры отличного качества, старинной школы, не позже начала 19 в., нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян мусора в коллекции не держал. Так что это будут
Каждую картинку вешаю дважды, можете сами поискать ошибки на первой, а уж потом проверить себя на второй.
1
Справа бутончик влип в гирляндочку (то, что зовётся "поцелуйчиком"), и тюльпанец вышел слишком тяжёлым и полностью лёг на поле талерки, не выйдя попкою на откос ея. А всё потому, что художник правша, и правые нижние элементы менее удобно красить, руке опоры нет.
2
Правая половина вышла более пустой, чем левая, цветочек, который субдоминанта справа, - жидковат по сравнению с левым.
3
Массивные кроны кипарисов (как и гранатовых цветков внизу) уехали слишком близко к
4
Правая ветвь раздвоенного кипариса, вместо того чтоб плавно и равномерно сужаться кверху, сжалась и раздулась.
Это, между прочим, опять естественный эффект праворукости автора. Был бы левшою - было бы наоборот.
5
Боковые гранаты въехали в центральный гранатоцвет, тарелка перерезалась пополам массивным тёмным пятном - тем более перерезалась, что детальки внутри него очень сближены по тону, хотя и разнятся по цвету.
6
Почти идеально, вот только торчок торчит, добавленный для заполнения слишком широкого поля между пальметтой-доминантой и белой спаржей-гирляндой. Поле-то заполнилось, но вот торчок - торчит!
7
Нижняя раскоряка - слишком белая и массивная, рвёт борта тарелки.
Верхние тюльпаны - вообще загадко, будто другой рукой накрашены, они совсем не, как это по-рюсски? не флюидные, а ломкие и будто из картона, плоско-белые, в то время как весь остальной орнамент, за счёт отличной каллиграфии контуров и грамотной посадки деталей, производит впечатление объёмного.
8
Розочка сломана об край тарелки!
И поцеловалась со стеблем!
А слева тюльпан с листьями поцеловался. Справа, впрочем, тоже, но справа в щёчку, а вот слева прямо взасос.
Ну и внизу - центральное влагалище (ботанический термин) запутанное, перебило и запачкало динамику развития стеблей.
При этом, разумеется, - всё это шедевры. Особенно потому, что всякий рисуется заново из головы наизусть и без права на поправки. Т.е. что нарисуешь с первой попытки, то и останется в веках, покрытое глазурью и запечённое в печи.
Со всеми ошибками, большими, малыми, малюсенькими вплоть до нано-ошибок, потому что кто ж без греха, кроме Аллаха.