восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

топ 100 блогов mmekourdukova05.12.2024 Не помню уже, когда и от кого я слышала (помню только, что не в курсе Восточного Искусства в АХ, точно нет) исламско-богословскую байку, что-де мастер орнамента всегда НАРОЧНО делает в нём адну ашибку, адну! чтобы божэупаси не слишком приблизиться к совершенству Аллаха.

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Байка прелестная и, я бы сказала, какая-то православная (Смирение как Главная Дурость Добродетель), но в ней содержится дивная проговорка по Фрейду - она по умолчанке предполагает, что мастер не делает НЕВОЛЬНЫХ ошибок, так что без этого сознательного самоуничижения он не на шутку рисковал бы сделаться совершенным как Аллах. Забудет ошибиться - ифсё, сравняется с.

На самом деле же, конечно, и ошибки в восточном орнаменте - вполне невольные, и их всегда больше одной. И они бывают крупные и мелкие и мельчайшие и вот прям нано-ошибки, заметные одному Аллаху.
Вешаю несколько прекрасных примеров.
Все примеры отличного качества, старинной школы, не позже начала 19 в., нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян мусора в коллекции не держал. Так что это будут не ошибки, а сплошное щастье. сплошные высокие примеры с тем не менее очевидными (ну, для меня) ошибками.

Каждую картинку вешаю дважды, можете сами поискать ошибки на первой, а уж потом проверить себя на второй.
1
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Справа бутончик влип в гирляндочку (то, что зовётся "поцелуйчиком"), и тюльпанец вышел слишком тяжёлым и полностью лёг на поле талерки, не выйдя попкою на откос ея. А всё потому, что художник правша, и правые нижние элементы менее удобно красить, руке опоры нет.

2
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Правая половина вышла более пустой, чем левая, цветочек, который субдоминанта справа, - жидковат по сравнению с левым.

3
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Массивные кроны кипарисов (как и гранатовых цветков внизу) уехали слишком близко к раю краю.  А пересекающие их синие "огурцы" легли прямо на ребро тарелки, и совпали с контуром крон, как бы явившись их частью.

4
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Правая ветвь раздвоенного кипариса, вместо того чтоб плавно и равномерно сужаться кверху, сжалась и раздулась.
Это, между прочим, опять естественный эффект праворукости автора. Был бы левшою - было бы наоборот.

5
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Боковые гранаты въехали в центральный гранатоцвет, тарелка перерезалась пополам массивным тёмным пятном - тем более перерезалась, что детальки внутри него очень сближены по тону, хотя и разнятся по цвету.

6
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
Почти идеально, вот только торчок торчит, добавленный для заполнения слишком широкого поля между пальметтой-доминантой и белой спаржей-гирляндой. Поле-то заполнилось, но вот торчок  - торчит!

7
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне
Нижняя раскоряка - слишком белая и массивная, рвёт борта тарелки.
Верхние тюльпаны - вообще загадко, будто другой рукой накрашены, они совсем не, как это по-рюсски? не флюидные, а ломкие и будто из картона, плоско-белые, в то время как весь остальной орнамент, за счёт отличной каллиграфии контуров и грамотной посадки деталей, производит впечатление объёмного.

8
восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

восемь ошибок из музея Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне

Розочка сломана об край тарелки!
И поцеловалась со стеблем!
А слева тюльпан с листьями поцеловался. Справа, впрочем, тоже, но справа в щёчку, а вот слева прямо взасос.
Ну и внизу - центральное влагалище (ботанический термин) запутанное, перебило и запачкало динамику развития стеблей.

=-=   +   -=-=    +   -=-=   +   -=-=

При этом, разумеется, - всё это шедевры. Особенно потому, что всякий рисуется заново из головы наизусть и без права на поправки. Т.е. что нарисуешь с первой попытки, то и останется в веках, покрытое глазурью и запечённое в печи.

Со всеми ошибками, большими, малыми, малюсенькими вплоть до нано-ошибок, потому что кто ж без греха, кроме Аллаха.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Летит дорога в никуда, и вместе с ней летит машина, ветер дует сквозь окно И целый зал глядит с улыбкой на экран, на это странное объёмное кино. И расступаются деревья и бегут столбы и кажется финала в жизни нет, Мы родились на этот свет чтобы увидеть свет в конце тоннеля - вот он, ...
Оригинал взят у kommari в бедность в Европе Четверть людей в Европе находятся за чертой бедности или близки к этому состоянию по данным главной ...
            Вот тема, которая меня давно интересует: насколько традиционные представления о «женском» и «мужском» соответствуют реальности. Предлагаю проверить это при помощи опроса – на первый взгляд, довольно ...
Точнее, передаю оружие другим. Думаю, что основной враг повержен. Так, недобитки трепыхаются. Но они как сорняк, его только гербицидом. А зачем травить почву, мы хотим на ней выращивать экологически чистый продукт. Да и не наш это метод. "Русский мир" был всегда великодушен к противнику. ...
Потому что если мы просто "разные биологические виды", то один будет неумолимо господствовать над другим, причем под обязательные причитания о "необходимости симбиоза, сотрудничества" во имя "общих целей". Представить, что мужчины вдруг при этих ...