Ворота в мир

Ворота в мир
http://origin.svobodanews.ru/content/blog/2057117.html
Александр Васькин (текст), Юлия Назаренко (фото). Чемодан – Вокзал – Москва: Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. – М.: Спутник+, 2010. – 280 с.
Рассматривать историю нашего города в её символических опорных точках, похоже, - характерный приём двух соавторов: в прошлом году в том же издательстве, "Спутник+", вышла их общая книга о сталинских, осуществившихся и несостоявшихся, высотках – как о явлении не только архитектурном, но и культурном и социальном. На сей раз москвовед Александр Васькин рассказал - а фотограф Юлия Назаренко проиллюстрировала - историю Москвы двух последних веков через историю строительства и реконструкций её вокзалов. «Главных», больших вокзалов, потому что ведь сохранились ещё – доживающие свой век, заброшенные, но обладающие собственной, выразительной архитектурной физиономией – станции Московской окружной железной дороги, Строившиеся тогда же – на рубеже XIX-ХХ веков, они – самостоятельные культурные реплики, сдержанные, но по-своему красноречиво отражающие своё время. Главные же девять – это целые повествования о породившей их эпохе, её ценностях, идеалах, надеждах, иллюзиях, самочувствии целой страны и её видах на будущее.
Собственно, этого-то прежде всего мы о них и не знаем. То есть, множества вполне поверхностных подробностей из истории вокзалов массовое сознание тоже в себе, как правило, не удерживает. В самом деле, многие ли помнят, что на площади Трёх вокзалов их на самом деле – четыре? (Четвёртый – платформа Каланчёвская). Все ли знают, сколько имён сменил каждый из вокзалов Москвы? (В этой области чемпион, кажется, Белорусский, сменивший до своего ныне действующего названия целых четыре: Смоленский, Брестский, Александровский и Белорусско-Балтийский.) У многих ли осталось в памяти, что был ещё – и уступил, снесённый, свои права новому, Курскому – небольшой деревянный Нижегородский вокзал у Покровской, ныне Абельмановской заставы?
Но и вообще: спешащим на поезд или с поезда в город пассажирам, как правило, меньше всего есть дело до того, чтобы считывать подтексты вокзального пространства. А ведь оно ими перенасыщено – особенно пространство вокзалов той эпохи, когда строились московские девять: второй половины XIX – начала ХХ века. Смыслы вкладывались туда намеренно и очень умело.
Вокзал, особенно этого времени – самостоятельная, сложная культурная форма.
То была героическая эпоха отечественной индустриализации, и вокзалы строились как символы достижений на этом пути и обещания достижений ещё больших.
Они – локусы ещё более символические, чем те же высотки, если не сказать – мифологические. Соперничать с ними в плотности символического ряда способно разве что метро – дитя более поздней стадии той же, героически-индустриальной эпохи.
Каждый был воротами в определённую область страны, мира и жизни. Неспроста каждый задумывался как своего рода "выставка достижений" технического и символического хозяйства, а к проектированию их были привлечены лучшие архитекторы и инженеры тогдашней России: А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель, И.И. Рерберг, В.Г. Шухов…
Не доходя до больших культурологических обобщений, автор текста Александр Васькин даёт читателю, однако, много материала для них, рассказывая историю строительства каждого вокзала, начиная с замысла и первых проектов. Каждый из архитектурно значимых вокзалов он представляет как своего рода авторский миф: недаром за каждой главой о вокзале (исключения – Павелецкий, Савёловский и Курский) следует рассказ о построившем его архитекторе, о его ценностях и пристрастиях, о его работе в целом. И каждый – уже без исключений - автор позволяет увидеть как развёрнутое высказывание на определённую тему. Ярославский – об отношениях России со своими северными территориями, Казанский – об её срастании с Востоком, Брянский, будущий Киевский – о её западных ценностях. Даже скромный Савёловский – единственный, в связи с которым даже не упомянуто имя работавшего над ним архитектора (незначителен? неизвестен?) – и тот воплощал в своих сдержанных, скуповатых формах прагматичную трудовую этику Нового времени. Что до больших обобщений – они очень напрашиваются и когда-нибудь, несомненно, будут сделаны.
|
</> |