Вопросы истории

топ 100 блогов mikle123.02.2023 Окончание вчерашней статьи:

В СССР началось формирование польской армии с целью использовать её на советско-германском фронте, что делало будущую Польшу регулярным членом военно-хозяйственного союза с СССР, в отношении которого возникал принципиальный вопрос: как именно следует решать национальный вопрос взаимосвязанных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, если национальная Польша вступает в конфедерацию с СССР, но претендует на контроль над частями ЛССР, БССР и УССР? В случае с советским протекторатом в Финляндии СССР уже на его старте в 1918 и 1939 гг. одаривал его территориальными приращениями и, очевидно, готов был в случае успеха объединить в дальнейшем советизированную Финляндию с Советской Карелией, подчинив Карелию финскому национальному центру. Вряд ли финляндский прецедент был столь лёгким для отношений СССР и Польши: просто потому, что Украина и Белоруссия оставались прежними целями польской политической мысли, настаивавшей на границах Польши 1772 года, то есть с включением последних; потому, что Москва уже вырастила мощные проекты национальных УССР и БССР, и потому, что все истекшие после Рижского договора (1921) годы делала ставку на уничтожение (как минимум, многонациональной) Польши, что и было сделано в сентябре 1939 года.
Однако история отношений СССР с эмигрантским Лондонским правительством Польши не дала СССР утвердиться в возможных намерениях о возврате белорусских и украинских этнографических территорий под контроль потенциально союзной Польши. И вновь заставило вспомнить Сталина о задачах (уже не военно-политической, а более дипломатической) нейтрализации потенциального аншлюса УССР и БССР Польшей.
В 1942 г. Лондонское правительство Польши отказалось от использования своей созданной в СССР армии на советско-германском фронте и весной - летом 1942 года вывело её в Иран и далее на Ближний Восток. Это развязало ему руки для внешнеполитической инициативы.

Проследим логику и хронологию действий польского эмигрантского Лондонского правительства и правительства СССР по материалам изданного вскоре после войны в Москве официального сборника документов и подборки фактов, которые ясно демонстрируют публичную политическую связь событий и действий СССР в отношении Польши. Не обсуждая здесь проблему ответственности СССР за расстрел части польских военнопленных в Катыни, должен заметить, что в логике действий Лондонского правительства Катынь сыграла роль не причины, а повода для определения своей позиции против СССР - и именно тогда, когда непосредственная зависимость этого правительства от СССР была сведена к нулю. При этом перспективы послевоенного устройства Польши предполагалось определить в столкновении интересов Великобритании и США против интересов СССР - при поддержке, как минимум, Великобритании. То есть, как бы то ни было, польское Лондонское правительство самостоятельно делало выбор: придать ли гитлеровским разоблачениям расстрела в Катыни принципиальный характер или реагировать внешне нейтрально, официально оставив предметное разбирательство этого преступления на послевоенный период. Как известно, был избран путь разрыва отношений. 25 февраля 1943 польское Лондонское правительство выступило с заявлением:
"Польское Правительство, представляющее Польшу в тех границах, в которых она, первая из Объединённых наций, вступила в навязанную ей борьбу, неизменно придерживалось с момента заключения польско-советского договора от 30 июля 1941 г. той позиции, что в вопросе о границах между Польшей и Советской Россией сохраняется статус-кво, существовавший до 1 сентября 1939 года, и считает, что подрыв этой позиции... вредит единству Объединённых наций".
Таким образом Польша предъявила территориальные претензии на возвращение Западной Белоруссии, Западной Украины и Виленского края Литвы (на тот момент полностью оккупированных гитлеровской армией) из состава СССР в состав Польши. При этом было несомненным, что будущее освобождение этих территорий будет проведено силами советской Красной Армии и таким образом речь шла о том, что свои освобождённые территории СССР должен будет передать восстановленной Польше, либо остановить продвижение своих войск на границах Польши по их состоянию на 1 сентября 1939 года. Оба сценария были мало реальны. Но угроза была произнесена ясно и недвусмысленно. И решение, давно реализованное, но лишь отложенное
3 марта 1943 официальное советское информационное агентство ТАСС выступило с заявлением о позиции "советских руководящих кругов" (что в то время традиционно служило иносказательным обозначением позиции И.В.Сталина) относительно названного заявления польского Лондонского правительства. В нём, в частности, говорилось, что это заявление
"свидетельствует о том, что Польское Правительство не хочет признать исторических прав украинского и белорусского народов быть объединёнными в своих национальных государствах (выделено мной - М.К.). Продолжая, видимо, считать законной захватническую политику империалистических государств, деливших между собой исконные украинские и белорусские земли, и игнорируя всем известный факт происшедшего уже воссоединения украинцев и белорусов в недрах своих национальных государств (выделено мной - М.К.), Польское Правительство таким образом выступает за раздел украинских и белорусских земель, за продолжение политики раздробления украинского и белорусского народов. (...) Даже известный британский министр лорд Керзон, несмотря на его недружелюбное отношение к СССР, понимал, что Польша не может претендовать на украинские и белорусские земли, а польские правящие круги до сих пор не хотят проявить понимание в этом вопросе. (...) Заявление польского правительства свидетельствует о том, что теперешние польские правящие круги в данном вопросе не отражают подлинного мнения польского народа, интересы которого в борьбе за освобождение своей родины и возрождение крепкой и сильной Польши неразрывно связаны с делом всемерного укрепления взаимного доверия и дружбы с братскими народами Украины, Белоруссии, равно как с русским народом и другими народами СССР".
Таким образом, Сталин отказался от летних уступок 1941 года, вернулся к утверждению отдельных от Польши национальных государственностей воссоединённых Украины и Белоруссии в составе СССР и намекнул на необходимость создания новой польской власти, которая смирится с территориальными утратами.
Лишь после этого, резко повышая градус конфликта, 18 апреля 1943 польское Лондонское правительство - вслед за властями гитлеровской Германии - возложило вину за расстрел в Катыни на власти СССР. Немедленно, 19 апреля 1943, советский официоз высшего политического уровня, газета "Правда" в ответ опубликовало передовую статью "Польские сотрудники Гитлера", где возлагает вину за расстрел в Катыни на гитлеровские войска и относит его на период лета 1941 года. 23 апреля 1943 глава НКИД СССР В.М.Молотов передал послу Польши в Москве ноту о разрыве отношений с его правительством, в котором, в частности, говорилось:
"Советскому Правительству известно, что эта враждебная кампания против Советского Союза предпринята Польским Правительством для того, чтобы путём использования гитлеровской клеветнической фальшивки произвести нажим на Советское Правительство с целью вырвать у него территориальные уступки за счёт интересов Советской Украины, Советской Белоруссии и Советской Литвы".
6 мая 1943 заместитель главы НКИД СССР А.Я.Вышинский выступил со специальным заявлением для союзнической англо-американской печати об истории формирования в СССР польских частей во главе с генералом Андерсом. В связи с этим представитель НКИД затронул вопрос о жителях Западной Белоруссии и Западной Украины, после воссоединения их с Белоруссией и Украиной в составе СССР получивших по указу Президиума ВС СССР от 29 ноября 1939 гражданство СССР. Он - демонстрируя, насколько далеко СССР зашёл в своих уступках, сообщил, что для облегчения формирования армии Андерса власти СССР в декабре 1941 изъяли из сферы действия этого Указа польских жителей этих территорий (то есть фактически признали их гражданами Польши). Действие этого изъятия в отношении поляков названных территорий, как заявлялось, было прекращено после вывода армии из СССР - 16 января 1943, то есть за 9 дней до известного заявления правительства Польши о границах с СССР по состоянию на 1 сентября 1939, то есть с учётом Западной Белоруссии и Западной Украины как частей территории Польши.
Принципиальная дипломатическая полемика продолжалась и 11 января 1944 ТАСС компромиссно допустило этнографически обоснованные уточнения новых границах между Польшей и СССР 1939 года, но главное - ориентировало Польшу на территориальные приращения за счёт Германии. В нём говорилось (выделено мной - М.К.):
"5 января в Лондоне опубликовано заявление эмигрантского Польского Правительства по вопросу о советско-польских отношениях, в котором содержится ряд неправильных утверждений, в том числе неправильное утверждение о советско-польской границе. Как известно, Советская Конституция установила советско-польскую границу в соответствии с волей населения Западной Украины и Западной Белоруссии, выраженной в плебисците, проведённом на широких демократических началах в 1939 году. При этом территории Западной Украины, населённые в своём подавляющем большинстве украинцами, вошли в состав Советской Украины, а территории Западной Белоруссии, населённые в своём подавляющем большинстве белорусами, вошли в состав Советской Белоруссии. Несправедливость, допущенная Рижским Договором 1921 года, который был навязан Советскому Союзу, в отношении украинцев, населяющих Западную Украину, и белорусов, населяющих Западную Белоруссию, была таким образом исправлена. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Советского Союза не только не нарушило интересов Польши, а наоборот - создало надёжную основу для прочной и постоянной дружбы между польским народом и соседними с ним украинским, белорусским и русским народами. (...) Теперь открывается возможность возрождения Польши как сильного и независимого государства. Но Польша должна возродиться не путём захвата украинских и белорусских земель, а путём возвращения в состав Польши отнятых немцами у Польши исконных польских земель. Только таким образом можно было бы установить доверие и дружбу между польским, украинским, белорусским и русским народами. Восточные границы Польши могут быть установлены по соглашению с Советским Союзом. Советское Правительство не считает неизменными границы 1939 года. В эти границы могут быть внесены исправления в пользу Польши в том направлении, чтобы районы, в которых преобладает польское население, были переданы Польше. В этом случае советско-польская граница могла бы пройти примерно по так называемой линии Керзона, которая была принята в 1919 году Верховным Советом Союзных Держав и которая предусматривает вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Советского Союза. Западные границы Польши должны быть расширены путём присоединения к Польше исконных польских земель, ранее отнятых Германией (...) Эмигрантское Польское Правительство, оторванное от своего народа, оказалось неспособным установить дружеские отношения с Советским Союзом. Оно оказалось также неспособным организовать активную борьбу против германских захватчиков в самой Польше".
30 января 1944 было объявлено о создании в Польше "Совета национального освобождения", то есть той национальной власти, что должна была принять новые условия территориального устройства страны. Но острое переживание опасности новой угрозы с Запада, исходящей от исторической империалистической экспансии Польши, заставило даже уверенно побеждающий в войне СССР (или, может быть, потому, что побеждающий) особо озаботиться построением системы институциональных гарантий от аншлюса Польшей недостаточно легитимированных в качестве советских Западной Белоруссии и Западной Украины. Здесь на помощь Москве пришёл уже четвертьвековой опыт строительства советских национальных государств как субъектов внешней политики. Уже 1 февраля 1944 (решение ЦК ВКП(б) об этом было проведено ещё 28 января 1944) по докладу главы НКИД В.М.Молотова на сессии Верховного Совета СССР прозвучало предложение СНК о создании республиканских НКИД. Последовало немедленное принятие закона об этом: "Установить, что союзные республики могут вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения". Там же был принят закон о создании республиканских оборонных ведомств. Молотов так объяснял его суть: "[После создания СССР] наша армия создавалась как общесоюзная армия, а отдельных войсковых формирований республик не существовало. Теперь предлагается ввести войсковые формирования республик, которые должны быть составными частями Красной Армии. В связи с этим возникает потребность в создании Наркоматов Обороны в союзных республиках, а также необходимость преобразования Наркомата Обороны в союзно-республиканский наркомат".
Строительство новой, просоветской власти для Польши, видимо, подтолкнуло Лондонское правительство к идее «перехвата власти» и Варшавскому восстанию 1 августа 1944.
16 августа 1944 в Москве подписав от имени Польши договор с СССР о границе и уместив Польшу в этнографические границы, премьер-министр Временного Польского правительства национального единства Э.Осубка-Моравский выступил с заявлением о том, что "Ягеллонская Польша, выдвинутая на передовые позиции германского натиска на Восток и не могущая своими собственными силами задержать этого натиска, пошла по неверному пути поисков компенсации на Востоке (...) Польский народ, который так много выстрадал в результате утраты совей независимости и который ценит эту независимость превыше всего, никогда не был и не мог быть противником независимости украинцев, белорусов или литовцев, и сейчас, когда благодаря установлению нашей новой границы осуществилось полное объединение этих народов". 9 сентября 1944 в польском Люблине, освобождённом Красной Армией, новая польская власть подписала соглашения с НКИД УССР и НКИД БССР как представителями их республиканских правительств об обмене населением (эвакуации украинского и белорусского населения с территории Польши и польского населения с территории УССР и БССР). А 29 июня 1945 СССР подписал договор с Чехословакией "о Закарпатской Украине", в одночасье ликвидировав официальную этничность и историю русинов ради конструирования и укрупнения Украины. Этнографический вопрос был решён. Даже теоретическая угроза этнического аншлюса была ликвидирована навсегда.
Сталин не стал скрывать своих исторических мотивов и своего удовлетворения именно сталинским планом разрешением польского вопроса и позже, когда, фундамент такого разрешения был уже построен, позволил себе откровенность и одновременно свободную интерпретацию многолетнего противоборства с Польшей - даже в официальных документах, нагрузив их исторически-идеологическими формулировками. В своей речи при подписании польско-советского договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве 21 апреля 1945 года Сталин сказал:
"В течение последних 25-30 лет, т.е. в течение двух последних мировых войн, немцам удалось использовать территорию Польши, как коридор для нашествия на восток и как трамплин для нападения на Советский Союз. Это могло произойти, потому что между нашими странами не было тогда дружественных, союзных отношений. Старые правители Польши не хотели иметь союзных отношений с Советским Союзом. Они предполагали вести политику игры между Германией и Советским Союзом. И, конечно, доигрались... Польша была оккупирована, её независимость - аннулирована, при этом немецкие войска получили возможность, в результате всей этой пагубной политики, оказаться у ворот Москвы".
А, отвечая на вопросы корреспонденту британской "Таймс", 18 мая 1945 Сталин поставил новой Польше и новую историческую задачу:
"проводить политику дружбы с Советским Союзом, а не политику "санитарного кордона" против Советского Союза".

Напоминаю первоисточник: https://iarex.ru/articles/89130.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несколько лет назад (не помню точно, но до ковида) мы были в префектуре Айчи на каком-то фестивале. Как обычно на таких мероприятиях бывает, там продавали и всякую местную еду, которую в других местах не встретишь. Мне же давно хотелось попробовать тамошний рис с личинками пчел. Это ...
В апдейт софти на Galaxy Z Fold, і інших телефонів, включені вимоги ерефії. Заходимо в коменти свіжого поста компанії і питаємо, що відбувається. Останній Капіталіст ...
То, о чем так долго говорили большевики представители власти - совершилось! Президент России Владимир Путин подписал пакет поправок к законодательству, которые запрещают использование средств для обхода блокировок. Поправки запрещают доступ к технологиям обхода блокировки сайтов ...
Два дня назад мы закончили сбор нашего винограда. Кроме того, который мы успели съесть, раздали и положили в два холодильника, оставалось еще немного. Последний "Конкорд" у нас традиционно идет на вино. Раньше мы делали наше вино с водяным затвором, но потом вернулись к рецепту ...
Не знаю – можно ли это отнести к виртуальному шопингу, но вроде деньги сняли, ...