Вопрос, которому 500 лет

топ 100 блогов holonist08.09.2022 Теги: Путин Вопрос, которому 500 лет                      История - это фонарь. который
                       светит из прошлого, освещая
                       будущее.
                                                    В.Ключевский

Вечный русский вопрос "кто виноват" снова стал ребром в связи с последними событиями в Украине. Вопрос стоит остро не только потому, что всё идёт к проигрышу войны, но и потому, что под вопросом само существование империи, которая может распасться на части. Нет, не под ударами внешних врагов, а по внутренним причинам.

И питерские депутаты уже предлагают что-то вроде импичмента князю московскому.  Господа товарищи, допустим, вы сместите действующего князя. На его месте окажется Мишустин, или  Патрушев, или ещё кто-то, война, возможно, прекратится, а через несколько лет она снова начнётся против очередного "врага", например, Казахстана. И "всё опять повторится сначала".

Потому что не в мути суть,  а в сути муть. Потому, что не личности делают историю, а история ищет и выдвигает соответствующих моменту личностей.  Задумайтесь, почему Янукович сбежал из Украины, как наскипидаренный, а Путин двадцать лет на троне?  Ответ прост, как мычание: Янкович смылся, потому что народ его не захотел, а Путин царствует, потому что вы его хотите. И неважно, какая будет фамилия у вашего очередного идола, важно, что вы по-прежнему хотите царя. Поэтому не Путин виноват в том, что идёт война, а вы, которые хотите видеть его на троне.

Но любая империя обречена на распад независимо от личности императора. То, что не личности делают историю, 150 лет назад утверждал Л.Толстой.

Предлагаю вспомнить его мысли. Дальше - сплошная цитата.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно-взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы, проистекает большая часть человеческих заблуждений.

Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.

Принимая всё более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно-малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой, и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно-малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно-малые величины, т. е. такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность) тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.

В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.

Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.

Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории сострит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действия одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.

Историческая наука в движении своем постоянно принимает всё меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого-нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.

Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.

Только допустив бесконечно-малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, т. е. однородные влечения людей и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно-малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.

Первые 15 лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. – Какая причина этого движения, или по каким законам происходило оно? спрашивает ум человеческий.

Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей, в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его.

Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение; но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.

«Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн, и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к 10, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на 10 часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов.

Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.

Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертываньи дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть развертыванье почки дуба потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.

Для изучения законов истории, мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, на сколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов; и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров, и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Л.Н.Толстой, Война и мир. Том 3, часть 3, глава1.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Я конечно и не видел всей картинки, но после просмотра видосов с незаконных акций по всей стране создалось впечатление беспомощности полиции. Я живу в России и хочу чтобы мои права и мою страну защищали очень жестко. Я увидел, как эти фриканутые твари избивают полицейских и беспределят ...
Читаю очередное художественное произведение "Новой газеты" про мальчика, которого изъяли из семьи из-за длинных волос. Кровь леденеет от такого беспредела, а суровая пролетарская кисть инстинктивно сжимается в кулак. В кулак, чтобы сотрясти кухню глухим звуком удара по столу: да доколе ж? ...
   Экспериментируя с образами, добралась до такого - игриво офисного варианта. Отправлю-ка на конкурс Reserved - интересно, что скажут? Пиджак- Sultana Frantsuzova, рубашка - D&G, туфли - Sergio Rossi, шорты -Motivi, серьги - авторские ...
Мира вам/нам. ...
Из Космоса льются проявляющие энергии. Вопрос только в том, с какими резонируем мы. Прекрасно, если сейчас есть еще и ощущение чудесного Потока, который как откровение благости направляется к Земле. Я призываю собрать все лучшее, что в нас есть, вспомнить, что через нас проявляется ...
  • nebravsky : не тот путин, не тот владимир, не тот президент... теперь вот не в той стране

  • MarkoD37080153 : RT @MiloradDodik: Путин је велики глобални лидер, човјек који је у разним историјским тренуцима способан и спреман да води свој народ и држ…

  • anneL5694 : RT @McFaul: Путин заявляет, что украинцы не являются отдельной нацией или идентичностью. Но пока немногие добились такого успеха как Путин…

  • HansSars8 : RT @papaveridine: ▪вже скоро не він тебе порадив але він тебе поховає #DeadPutin #Путин #StopPutinNOW https://t.co/CsIFus6rgh

  • PuroTuija : RT @Kira_Yarmysh: Путин посадил Навального. Потому приказал перевести его в колонию строгого режима. Потом запер его в карцере. Потом ужест…

  • sweetcaledonia : RT @SvobodaRadio: "Не было войны - еще несколько десятков лет этот режим мог бы существовать. Теперь этот айсберг плывет и тает по дороге,…

  • netovetz : Депутат ГД от ЕР Евгений Федоров: Кто ввёл войска на Украину? Не Путин. Войска на Украину ввёл Совет Федерации свои… https://t.co/W7Zz4y2NkV

  • OlgaOlg22798743 : RT @uknownrequest: @Kremlinpool_RIA Хуйсейн, Милошевич и Путин

  • Asehpe : Путин думает, что мир -- это просто свет. https://t.co/z8kN06yfpb

  • dzimdigreeze : @ian_matveev узкие начали догадываться, что путин не гений, а обычный долбоёб ))

  • 0226_1989 : @vesti_news's account has been withheld in Romania, Slovakia, Austria, Slovenia, Belgium, Bulgaria, Spain, Croatia, Cyprus, Sweden, Italy, Latvia, Lithuania, Ireland, Hungary, Luxembourg, Malta, France, Netherlands, Finland, Germany, Poland, Estonia, Portugal, Denmark, Greece, Czech Republic in response to a legal demand. Learn more.

  • FreeNavalnyNow : RT @goft_cr: В отношении Навального отменили адвокатскую тайну. Это может означать лишь то, что безопасность жизни Алексея под огромной у…

  • AnsisEgle : RT @gudkov_g: ГУДКОВ: путин чувствует КАТАСТРОФУ! Правда о двойниках, шаманы опять обм... https://t.co/l5ff5YybMo через @YouTube