Воля Божья (совсем короткий рассказ).
grigoriyz — 28.08.2024
С отцом Василием мы люди вроде бы и разные, но
любим очень друг с другом вести беседу. Церковь его стоит не то
чтобы в лесу, но в небольшом перелеске , где при малейшем порыве
ветра возникает шелест веток и листьев. И вот откушав в
трапезной и пообщавшись с людьми, мы с ним по давно заведённому
обычаю выходим к этом перелеску и общаемся о разном. Он шибает в
раздумье своей крупной ступнёй попавшуюся под ноги шишку, в
размышлениях о вечном - рассуждает на тему высказываний Блаженного
Августина. А я в ответ рассказываю об одной моей однокласснице, с
которой муж уже живёт чуть не 40 лет, а не знает, что та не
натуральная блондинка ("Представляете какая женщина, отец
Василий?"). А ещё вспоминаю о том, что раньше вот мужчина
наших лет чуть конфликтная ситуация начинается, сразу же
валидольчик из кармана вытаскивает и горестно вздыхает. И это как
бы являлось знаком: все сразу же вокруг него начинали носиться и
забывали о ругани. А теперь?! В таких разговорах мне всегда хочется
закурить, но я терплю из уважения к отцу Василию, вот толко
папироску свою всё в руках кручу, да обнюхиваю.
А потом идём к нему домой, где подоспел для нас
домашний стол, и разговариваем пусть между собой, но уже при всех
его и моих домашних. И так у нас с ним всегда. Хотя приезжаем мы
туда редко. Отец Василий иногда смеётся: "Знаете, вы из тех
прихожан, про которых говорят "Когда они появляются в церкви,
всегда Пасха!" ". Однако время от времени перебрасываемся друг с
другом текстовыми сообщения, благо на дворе 21 век, позволяющий
разные виды обмена информацией.
И вот звонит мне как-то отец Василий и зовёт приехать.
Вроде как пикник у них там небольшой намечается, но не из всех на
свете людей, а только из своих , церковных. Я их в
большинстве своём знаю, так как приезжаю сюда последние лет
,наверное, пятнадцать. Народу вроде не так уже у них много,
но вечно кто-то там женился, кто-то беременный, у кого-то дети
маленькие. А значит состав пусть немного, но меняется. И даже
наше семейство пусть чуточку совсем, но увеличилось: сыночек у нас
маленький появился. Ну как маленький? Скоро 6 лет будет. А
может и 7: я всегда путаюсь.
Ехать к ним нам чуть больше часа, дорога
достаточно простая и смотреть по сторонам интересно: то какие-то
озёра промелькнут живописные, то воздушные шары, то дома большие
словно дореволюционные имения. Я на всё это сам смотрю и сыну
немного рассказываю, а жена тихо дремлет справа от меня. Такая
прямо благодать перед самой церковной службой. Сперва долго
едем по широкой скоростной дороге, а потом скатываемся на небольшие
дороги сельской местности и когда появляется большое
кладбище, понимаешь. что почти уже приехали. Кладбища в
штатах другие: безо всяких вовсе оград. А потому легче за всей этой
территорией ухаживать - проехал на газонокосилке и готово. Так что
не надо всё время приходить и всё чистить - удобно, пусть и
непривычно. Когда -то я думал быть здесь похороненным, а
теперь стало всё равно: хоть в колумбарии. Души моей всё
равно там никогда не будет , так какая разница где прах находится,
правда? А ещё думается, что ненужно совсем указывать день
рождения и смерти. Кому это интересно? Лучше вот как у нашего
директора школы - год рождения и смерти, а всё остальное от
лукавого.
Когда подъезжаем почти к самому входу, становится
слышен церковный хор: значит немного опоздали к началу.
Однако мы как бы путешествующие , нам прощается. Если больше часу
добираться, так уже и путешествующие вроде. Впрочем от того места,
где мы живём, куда не поезжай всё длинный путь складывается.
Пока едешь, начинает подступать небольшой, но явный голод. Можно,
конечно, было бы остановиться у какой-нибудь забегаловки, но
некрасиво: тогда причащаться нельзя. Я в общем-то редко
причащаюсь, но ребёнок всегда хочет: для парня это как бы небольшой
праздник - встаёшь в очередь, тебе засовывают ложечку в рот,
а потом вообще вино пьёшь, залихватски закидывая голову. В общем
сказочный такой прямо процесс. Я всегда смеюсь, что перед
причастием не только есть, но и в туалет ходить нельзя. Впрочем, в
этой церкви с этим с ума не сходят.
Мы тихо крестимся, входим в предел церкви, с нами все
приветливо здороваются. Забавно, что в этом приходе я один из
самых старших, а потому меня почтенно называют дядей Сергеем.
Немного конечно странно, но тем не менее приятно: вроде как
взрослый. Сын сразу же находит знакомых ребят примерно своего
возраста и они тихо, но с интересом друг с другом играют.
Жена же воодушевлённо шепчется с женщиной средних лет на свечном
ящике. А я медленно как входя в воду окунаюсь в службу,
быстро ориентируясь с моментом, на котором мы сейчас находимся.
Когда начинаешь подпевать, то превращаешься из слушающего в
участника и так всё намного быстрее и веселее проходит.
Недавно (где-то несколько лет назад) у отца Василия
появился новый дьякон - муж его родной сестры. Кажется это
тоже называется зятем. Он такой крупный полный с глубоким
красивым как у оперного певца голосом. Выходит перед алтарём,
выставляет вперёд как Ленин руку с длинной лентой (орарём) и вещает
красивым зычным голосом. В общем прямо как в оперном театре. И я
подпеваю всю службу вместе с хором. Так здОрово!
Потом подходим к моменту истины: когда люди
причащаются. Встаёшь в очередь и ждёшь своего выхода. Волнительный
такой всегда момент, недаром, что таинство. И когда уже во
всём признаешься, отец Василий как всегда благодарит, что приехали
и нам приятно. Потом кладёшь крест на крест правую руку на левую и
встаешь в другую очередь - к причастию. Сыну исповедоваться не
надо: маленький ещё. Он просто пристраивается передо мной
тоже скрестив руки. А тебе в этом процессе можно узнать имена
людей, с которыми ты редко встречаешься: когда причащают ,всех
называют по имени. Ну а дальше красное вино с просфоркой, которое
так любят дети.
Затем начинается проповедь. Батюшка поясняет о чём же
говорит нам прочитанный сегодня отрывок из Евангелия. Тоже ,
конечно, интересно, но дети никогда не слушают: скучна им эта
часть. Ну и наконец целование креста и завершение службы. Пахнет
вокруг всегда так хорошо из-за благовоний. Я вообще люблю запахи. И
иконы красивые люблю, всегда их рассматриваю, а не просто
целую. Вообще в других церквях имеются мощи святых, то есть
их косточки, но у отца Василия почему-то нет. Кроется за этим
какая-то мысль, но я как-то никогда не спрашивал. Не то чтобы
стеснялся, а просто как-то разговор на эту тему не выходил.
Спускаемся вниз в трапезную. Там слегка пахнет сырым
прогнившим деревом, как в погребе в деревнях, если я ничего не
путаю. И ты берёшь горячую еду, кладёшь в тарелку и садишься
прямо на против отца Василия и нового дьякона отца Игоря ибо именно
там и надлежит тебе сесть. Всё тут есть и вино, и закуска. Но
сперва перед едой следует помолиться. И вот когда все уже
набирают еду и рассаживаются возникает такой шум, что ничего не
разобрать. Но всё потихоньку стихает, народ успокаивается и
потребляет пищу. Ну а после все друг у друга спрашивают как дела и
что нового.
Ну а потом жена с сыном остаются в трапезной, а мы с
отцом Василием как всегда идём себе по тропинке. Уже почти
осень. Земля после дождя мокрая и липкие листья пристают к
ботинкам. Но всё это неважно: важна наша беседа. Мне странно,
что отец Василий любит со мной общаться. Ну правда: чем я таким
особенным выделяюсь? Ну так программист какой-то, иммигрант из
Москвы. Да и не из Москвы я толком, а с её окраин. Практически
поселковую школу закончил и разговаривал (как и все её обитатели)
исключительно матом до тех пор пока в университет не пошёл: там с
меня боевой дух как-то сбили.
Когда мы где-то через пол часа возвращаемся, народ
почти весь разъехался. Их всех отец дьякон проводил и как
следует распрощался. А женщины из семьи вместе с моей женой
уже возле дома священника стол накрыли. Получается, что в трапезной
мы только перекусили, а сейчас едим и пьём по настоящему. Закуска
хорошая - разваристая картошка и оленина после охоты. Бывает иногда
у них и рыба, но мне она как-то не нравится: это обычно щука, а она
костлявая очень. Я , немного разомлев, кручу задумчиво в
руках опустевшую рюмку и курю папиросу (благо мне все любезно
разрешают), отгоняя густой белый дым в сторону. Люблю я всю
жизнь папиросы за крепость, но жена всегда жалуется, что потом от
меня дурно пахнет изо рта, а потому в обыденное время я поглощаю
только отечественное красное Мальборо, да и то нечасто.
И тут я вдруг подбоченясь как барин спрашиваю "Послушай,
отец дьякон, а как тебя - такого молодого и толкового вдруг к нам в
Православие занесло?". Тот смеётся и вдруг честно сознаётся:
"Вообще говоря случайно". И добавляет: "Я когда-то встретился
случайно с сестрой батюшки, когда она с какой-то добровольческой
миссией в Венгрию приехала. Всё проходило на выставке, которую я
тогда от нечего делать посетил. И такая у меня прямо к ней сразу
любовь возникла, что обо всём на свете забыл. Ну такая красавица,
просто загляденье!". В общем как-то мы сразу друг другу
приглянулись, начали встречаться, но она потом быстро уехала. Слава
Богу по телефону начали активно общаться. Но она довольно быстро
сказала: "Я из семьи священников, за мирянина замуж навряд ли
выйду". Ну а я кто такой? Работал тогда инженером на
небольшом венгерском заводе и воровал там всё ,что утащить можно. В
общем слыл человеком от правильности далёким. Стал тут думать и всё
же решился: уж больно хороша девица. Надумал поступать в
семинарию, стал готовиться. Там мне ещё какой-то поп местный,
у которого дочь на выданье, исправно помогал. Вроде бы тщательно
готовился, а чувствую - сдал всё плохо. В отчаянии звоню отцу
Василию, чуть не плачу. А тот меня как-то быстро успокоил и
пообещал назавтра всё уладить. И действительно: добрался он
аж до местного митрополита, всё ему рассказал и меня -таки
приняли. Тяжело правда пришлось: дисциплина там в то время
была как в армии - даже мобильным пользоваться нельзя. Но ничего -
выдержал. И вот неверующий человек может сказать, что я попал
в семинарию по знакомству, а человек по - настоящему православный
поймёт, что по воле Божьей. Вот так!"