Наш Советский Автопром.
grigoriyz — 22.08.2024
В моём далёком советском детстве, в липовом саду стояло
2 больших гаража. Уже не помню какие там стояли машины, но
какие-то изящные и красивые. Получается, что это были единственные
владельцы авто на всю округу. Да и зачем? Городской транспорт в
центре всегда ходил достаточно надёжно. Даже сейчас, живя в самом
центре Манхеттена, моя сестра собственной машины не имеет:
добирается везде общественным транспортом. Но машина
(перефразируя известную фразу) была тогда не просто средством
передвижения, а роскошью: тем , чем можно было похвастаться перед
людьми, доказав свою состоятельность.
Когда же мы переехали на край земли (ну точнее Москвы) , там
во дворе стояло не больше десятка автомобилей личного пользования.
Остальная часть двора была дана нам - детям в полное распоряжение:
мы там летом гоняли мяч, зимой - шайбу, а весной играли в
чижа. В нашей семье никогда не было ни машин, ни дач.
Родители не хотели себя дополнительно утруждать. Тем более, что со
временем у папы появилась "персоналка": сперва "Москвич", а потом
чёрная "Волга". Иногда даже мне перепадало с ним ездить. Так вот до
30 с лишним лет я никогда и не имел вообще никакой машины. Да что
там машины: даже самоката никогда не было. Правда велосипед мне
мама когда-то купила, но он у меня успеха не имел.
Вообще приобретение собственного транспортного средства в
советское время было реально связано со многими трудностями. Ну
во-первых, надо было накопить значительную сумму денег, во-вторых,
встать в очередь на предприятии (на это уходило в среднем несколько
лет) и наконец найти ближайшую бензоколонку, механика и желательно
гараж (ну в крайнем случае место недалеко от дома, где автомобиль
можно хранить). Вообще же, большинство моих знакомых автолюбителей
были ещё как бы немного и механиками: могли быстро (словно автомат
Калашникова в школе) разобрать и собрать машину по частям.
Короче, для нашей семьи это всё как-то было далеко: рукастых в
нашем семье отродясь не бывало.
Легковушки для населения в Советское время выпускало несколько
заводов: АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского
Комсомола), ВАЗ (Волжский Автомобильный завод), ГАЗ (Горьковский
Автомобильный Завод), ИжМаш (Ижевский машиностроительный завод),
ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод).
Изначально в индексе автомобилей случилась чехарда, но потом
всё как-то определилось. Первая цифра четырех-пятизначного индекса
указывала на класс транспортного средства в зависимости от объема
двигателя и массы автомобиля: 1- особо малый класс, 2 — малый, 3 —
средний, 4 -большой и 5 — высший. Вторая цифра обозначает тип
транспортного средства: 1 - легковой автомобиль, 2 - автобус,
3 - грузовой автомобиль, 4 - тягач, 5 - самосвал, 6 -автоцистерна,
7: фургон Третья цифра означает модель Соответственно, если взять
наименование автомобиля ВАЗ-21063, то из него становится понятно,
что перед нами автомобиль производства Волжского автомобильного
завода, малый класс (с двигателем объемом от 1200 см³ до 1800 см³
(2)), пассажирское транспортное средство (1), автомобиль шестой
модели (06) и третьей модификации (3). ГАЗ-31029-51: Транспортное
средство среднего класса (3), пассажирское (1) транспортное
средство производства ГАЗ, с объемом двигателя от 1800 до 3500 куб.
см, вторая модель (02), девятая модификация (9), с установленным на
заводе пакетом опций № 51 (-51).
В советское время крутейшей машиной для супер советских
"шишков" были лимузины ЗиЛ ( от ЗИС-101 до ЗИЛ - 117), дальше для
людей поменьше (всяких там министров, дипломатов и прочей шушеры)
имелась Чайка (ГАЗ-13). Эти машины не были в свободном доступе и
числились на балансе государства. Дальже уже шла Волга
(сперва даже "Победа"), которую могли себе позволить буквально
только таксисты. Впрочем простой человек тоже мог купить тысяч
примерно за 10 деревянных рублей. Дальше шёл сперва много
более доступный "Москвич" за 7 тысяч. Он даже и выглядел в 60-е
годы как упрощённный вариант "Волги". Но в 1970-ом появился
более фасонный и не более дорогой вариант - "Жигули" (ВАЗ). Думаю,
что поворотным явилось постановление ЦК КПСС и Совета министров
СССР от 20 июля 1966 года о строительстве автомобильного завода
мощностью 600 тысяч машин в год в городе Тольятти. Полагаю, что
если бы не гонка вооружения, не упадок нефти в цене и не война в
Афганистане, в итоге бы практически каждая советская семья имела бы
в своём хозяйстве "Жигули". Вот ей Богу! Однако История не
терпит "бы". Народ сперва отнёссся к этой модели недоверчиво,
но затем стал отрывать с руками. Наконец совсем уже почти и не
машина - "Запорожец" (сперва горбатый, а потом ушастый) 3 900
рублей (изначально 1800 ) чуть позже появилась вообще "Ока"
(ВАЗ-1111) стоимостью прямо с велосипед 3500
рублей. Вы ,возможно, удивитесь, но я многие машины из этого
ряда путал.
До того как Горбачёв развалил великий Советский Союз, страна
производила более 2-х миллионов разного рода транспортных средств
за год, занимая 5-6 место по производству автомобилей в мире, 9-е
место по легковым автомобилям, 3-е по грузовым и даже 1-е по
автобусам (лишь по количеству, но не по качеству!).
По данным ЦБ РФ на 1 Августа 2024 года 1 доллар США
приравниваются примерно к 56 копейкам, то есть 0.56 рубля. Значит
1 рубль стоит примерно 1 доллар 80 центов (1.78571429). Таки
образом Волга сейчас бы стоила около 20 тысяч долларов , Жигули 15
тысяч, Запор - 5 тысяч долларов. В общем вполне себе доступные по
сегодняшним дням цены. Получается я бы себе даже Волгу смог
бы купить и проехаться гордо по двору.
На сегодняшний день по данным Росстата личный автомобиль
имеется у 63% семей РФ. В то же время перед самым распадом
родного СССР на 1 тысячу людей приходилось 59 машин. Если в
среднем советская семья состояла из 3-х человек (папа , мама и
ребёнок), то получается 59 машин на 333 семьи : 59/333100=
17.75%. То есть чуть ли не 20% семей в СССР имело свой личный
автомобиль. Что-то странное.
Дезайны всех наших родных советских моделей легковых
автомобилей были полностью заимствованы с западных аналогов.
"Горбатый запорожец" ЗАЗ-965 создан на основе итальянского Фиата
600. А ЗАЗ-966 - скопирован с немецкого автомобиля NSU Prinz
IV. При разработке Москвича был взят за основу Opel Kadett -
1965. "Жигули" ("Лада") , понятное дело были созданы
совершенно официально на основе модернизированного Фиата 124.
Волгу создавали на основе Ford Falcon. А правительственный
ЗИЛ-114 - это американский Lincoln Lehmann-Peterson
Limousine.
В СССР явно не хватало разнообразия машин, а потому, когда
вдруг где-то во дворе Москвы появлялась иномарка, вокруг мгновенно
собиралась целая очередь зевак разного возраста.