Хронология производства российских легковых автомобилей.
grigoriyz — 23.08.2024
Считается, что первым российским автомобилем, оснащённым
двигателем внутреннего сгорания, был представленный публично в 1896
году Евгением Александровичем Яковлевым на выставке в Нижнем
Новгороде (позже Горьком). Это была как бы карета с маторчиком. Ни
на кого эта фигня впечатления не произвела: все только спрашивали
"А где же лошадь?". В итоге Евгений Александрович
расстроился, заболел, а через 2 года вообще умер в возрасте всего
41 года. В общем как-то неудачно началось Российское
автомобилестроение.
В итоге в дореволюционной России существовало
практически 2 по настоящему действующих автомобильных завода:
Руссо-Балт в Риге и завод Пузырёва (РАЗИПП -Русский автомобильный
завод И. П. Пузырева) в Петербурге. Руссо-Балт выпускал машины
немецкого образца, а Пузырёв - собственной конструкции.
Ну а в целом хронология выпуска легковых автомобилей в
Российской Империи - СССР выглядит следующим образом:
До Великой Октябрьской Социалистической
Революции:
1. Руссо-Балт (Russo-Balt)
- Годы производства: 1909–1923.
- Описание: Русско-Балтийский вагонный завод (Руссо-Балт) был
первым в России, кто начал серийное производство автомобилей.
Первые автомобили были сконструированы по немецким образцам и
отличались высоким качеством. Самыми известными моделями
были:
- Руссо-Балт С24/30: Легковой автомобиль, выпущенный в
нескольких вариантах кузова.
- Руссо-Балт К12/20: Более компактная модель по
сравнению с С24/30.
- Руссо-Балт D24/40: Большой представительский
автомобиль.
- Примечание: Руссо-Балт также производил автомобили для армии
и гоночные автомобили, которые успешно выступали на международных
соревнованиях.
2. Лесснер (Lessner)
- Годы производства: 1909–1910.
- Описание: Санкт-Петербургский завод Лесснера, известный
своими велосипедами и мотоциклами, также пытался наладить
производство автомобилей. В 1909 году был выпущен первый автомобиль
с 30-сильным двигателем, разработанным по французскому
образцу.
- Примечание: Производство автомобилей Лесснера было
прекращено в 1910 году, поскольку конкурировать с зарубежными
моделями было сложно.
3. Фрезе и Яковлев
- Годы производства: 1896–1899.
- Описание: Первая в России компания, которая создала
автомобиль. В 1896 году инженер Евгений Яковлев и петербургский
предприниматель Петр Фрезе построили первый российский автомобиль.
Он имел двигатель внутреннего сгорания и был создан на базе
французских образцов.
- Примечание: Машина не пошла в серийное производство, но её
создание стало важным шагом в развитии российского автопрома.
4. Пузырёв и сыновья
- Годы производства: 1910-е годы.
- Описание: Небольшая частная мастерская в Петербурге,
производившая автомобили на заказ. Модели были индивидуальными и
базировались на импортных шасси, однако имели оригинальные кузова,
созданные русскими мастерами.
- Примечание: Компания существовала недолго, но её автомобили
стали известны благодаря своему высокому качеству.
5. Дукс
- Годы производства: 1904–1910.
- Описание: Завод «Дукс» в Москве, основанный Михаилом
Шишмарёвым, первоначально занимался производством велосипедов и
авиационной техники. В начале 1900-х годов завод попытался заняться
производством автомобилей, но успеха не добился.
- Примечание: Из-за небольшого спроса на автомобили завод
сосредоточился на других направлениях производства.
8. Фрезе и Ко
- Годы производства: 1910-е годы.
- Описание: Компания была основана Петром Фрезе в
Санкт-Петербурге и занималась производством автомобилей на заказ.
Она разрабатывала автомобили для состоятельных клиентов, используя
в основном импортные комплектующие.
После ВОСРа :
1930-е годы
1. 1932 — Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)
Завод в Нижнем Новгороде (Горький) открылся с помощью Ford
Motor Company и изначально выпускал грузовики. В 1936 году начал
производство легковых автомобилей с моделью ГАЗ-А, копией
Ford-A.
- ГАЗ-А (1932-1936): Первый советский серийный автомобиль,
лицензионная копия Ford A.
- ГАЗ-М1 «Эмка» (1936-1943): Один из самых массовых
автомобилей довоенного СССР.
- ГАЗ-М20 «Победа» (1946-1958): Первый советский автомобиль с
кузовом понтонного типа.
- ГАЗ-12 «ЗИМ» (1950-1960): Представительский седан,
использовавшийся как такси и правительственный автомобиль.
- ГАЗ-13, 14 «Чайка» — советский представительский легковой
автомобиль большого и представительского класса, выпускавшийся
малой серией на Горьковском автомобильном заводе с 1959 по 1981
год.
- ГАЗ-21 «Волга» (1956-1970): Символ советского автопрома,
автомобиль среднего класса.
- ГАЗ-22 «Волга» (1962-1970): Универсал на базе ГАЗ-21.
- ГАЗ-24 «Волга» (1970-1985): Знаменитый седан,
производившийся в больших количествах.
- ГАЗ-3102 «Волга» (1982-2009): Модернизированная версия
ГАЗ-24, использовалась в качестве служебного автомобиля.
- ГАЗ-3110 «Волга» (1997-2004)
- ГАЗ-31105 «Волга» (1997-2004)
- Volga Siber (2007-2010)
2. 1933 — Завод малолитражных автомобилей (КИМ, позже АЗЛК)
Основан в Москве для производства легковых автомобилей. В 1940
году начал выпуск модели КИМ-10, первого массового советского
малолитражного автомобиля.
-КИМ-10-50 (1940-1941) 2-дверный компактный автомобиль
-КИМ-10-51 (1941) тот же автомобиль с кузовом "Фаэтон"
-КИМ-10-52 (1945) 4-дверный компактный автомобиль
- Москвич-400/401 (1946-1956): Копия немецкого Opel Kadett,
первый массовый советский автомобиль.
- Москвич-402/407/403 (1956-1965): Первое поколение
автомобилей собственного производства АЗЛК.
- Москвич-408/412 (1964-1997): Одни из самых популярных
автомобилей в СССР, широко экспортировались.
- Москвич-2140 (1976-1988): Обновленная версия Москвич-412 с
улучшенным дизайном.
- Москвич-2141 «Алеко» (1986-2001): Первая модель АЗЛК с
передним приводом.
3. 1929 — Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачева
(ЗИС/ЗИЛ)
Завод начал свою деятельность с производства грузовиков, но в
дальнейшем стал выпускать представительские легковые автомобили,
включая модели ЗИС-101, ЗИС-110 и их модификации в 1936—1941
годах.
- ЗИС-101 (1936-1941): Первый советский представительский
автомобиль.
- ЗИС-110 (1945-1958): Представительский автомобиль,
использовавшийся высшим руководством.
- ЗИЛ-111 (1958-1967): Лимузин высшего класса, производившийся
для руководства страны.
- ЗИЛ-114 (1967-1978): Следующий представительский автомобиль,
отличавшийся улучшенными характеристиками.
- ЗИЛ-117 (1971-1978): Укороченная версия ЗИЛ-114, также
использовалась в качестве лимузина.
4. 1939 — Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ, изначально
ЗиСА)
Завод открылся в Запорожье и первоначально производил комбайны
и сельскохозяйственную технику. Производство автомобилей началось в
1960 году с модели ЗАЗ-965.
- ЗАЗ-965 «Запорожец» (1960-1969): Первый советский
мини-автомобиль, доступный широким массам.
- ЗАЗ-966/968 (1966-1994): Обновленные модели «Запорожца»,
ставшие одними из самых узнаваемых советских автомобилей.
- ЗАЗ-1102 «Таврия» (1987-2007): Переднеприводной хэтчбек,
последний крупный проект ЗАЗа в советский период.
1940-е годы
5. 1941 — Ижевский машиностроительный завод (ИжМаш)
Завод начал свою деятельность как оружейный завод, но в 1966
году перешел на производство легковых автомобилей, таких как
ИЖ-2125 "Комби".
Завод «Москвич» расширился и открыл еще один в Ижевске, где в
1966 году уже начал выпуск автомобилей. Немного позже на заводе
решили открыть свое собственное производство и в 1973 году начали
выпускать уже свои, новые ИЖ-2125.
- ИЖ-2125 «Комби» (1973-1997): Уникальный для СССР пятидверный
хэтчбек.
- ИЖ-2715 (1972-2001): Лёгкий грузовой фургон на базе
Москвича.
- ИЖ-412 (1967-1997): Вариант Москвич-412, производившийся на
ИЖ.
- ИЖ-2126 «Ода» (1990-2005): Модель с передним приводом, одно
из последних разработок завода.
1950-е годы
6. 1956 — Луганский автосборочный завод
Основан для сборки легковых автомобилей из машинокомплектов,
таких как ГАЗ-69 и ГАЗ-М20 "Победа".
1960-е годы
7. СМЗ (Серпуховской мотоциклетный завод)
- СМЗ С-3А/С-3Д (1958-1970-е): Малогабаритные автомобили для
людей с ограниченными возможностями.
8. ЛУАЗ (Луцкий автомобильный завод)
- ЛУАЗ-969 (1966-2001): Компактный внедорожник,
использовавшийся в сельской местности и армии.
9. 1966 — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в Тольятти
Один из крупнейших автомобильных заводов в СССР, созданный при
участии Fiat. В 1970 году началось производство ВАЗ-2101
(«Копейка»), первой модели ВАЗ.
1970-е годы
10. УАЗ (Ульяновский автомобильный завод) Год основания
компании: 1941 — настоящее время.
- УАЗ-469 (1972-настоящее время): Универсальный внедорожник,
широко использовавшийся в армии и гражданском секторе.
- УАЗ-452 "Буханка" (1965-настоящее время): Легендарный
грузопассажирский автомобиль с полным приводом.
9. 1971 — Камский автомобильный завод (КамАЗ)
Завод, изначально ориентированный на выпуск грузовиков, начал
производство легковых автомобилей «Ока» в 1988 году.
1980-е годы
10. 1987 — Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных
Челнах
Завод был ориентирован на выпуск компактных легковых
автомобилей, в том числе ВАЗ-1111 «Ока».
1990-е годы
11. 1997 — Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ)
Завод начал свою деятельность по сборке автомобилей Hyundai,
но впоследствии развернул производство нескольких собственных
моделей легковых автомобилей.