«Волга» на Оке: какие машины в СССР называли именами рек и почему

топ 100 блогов 5koleso13.01.2024

Имярек с церковно-славянского языка означает «назвавши имя». Известно, например, что марку «Ока» первым предложил дизайнер НАМИ Сергей Владимирович Коровин, как бы не возмущались тольяттинцы обилием желающих «примазаться к окушке». А вот кто придумал название «Волга», пока установить не удалось. Могла машина «Молотовец-21» получить название «Ока»? Завод-то на реке Оке стоит! Но после того, как «Волгу» назвали «Волгой» половина населения Союза, не углублённая в автомобильную тематику, уверовала, что ГАЗ находится… на Волге!

Никакая не «Волга»! На натурном гипсовом макете ГАЗ-М21 отчётливо читается: «Родина». А вот «Победу» никогда и не думали называть «Родиной». Кто-то слышал звон, да не понял, откуда он.
Никакая не «Волга»! На натурном гипсовом макете ГАЗ-М21 отчётливо читается: «Родина». А вот «Победу» никогда и не думали называть «Родиной». Кто-то слышал звон, да не понял, откуда он.

Такая-вот история с именами рек.

Великая русская река дала название ещё одному заводу, ниже по течению — Волжскому. Который, согласно установленному тогда порядку, должен был именоваться по территориально-географическому принципу, Тольяттинским. И даже какое-то время именовался — во всяком случае, так его в репортажах с места называли итальянские журналисты. Потом наверху сообразили, что марка ТАЗ — не очень ни для завода, ни для автомобиля. Пройдёт ещё три десятка лет, и неудачная аббревиатура вернётся к тольяттинским машинам уже в виде обидного прозвища — заслужили.

«Ока» в российской автомобильной истории — явление уникальное. Никогда прежде у нас легковые автомобили не намечали к производству сразу на трёх предприятиях. И каждое из них располагалось на крупной реке — Волге, Каме, Оке. В одном из этих случаев выходило, что модель 1111 разработки Волжского автомобильного завода с торговым наименованием «Ока» будет выпускаться на берегах Камы. Автомобиль сразу трёх рек!

Опытные образцы ВАЗ-1111 «Ока» серии 100, построенные весной 1984 года, отличались меньшими колёсной базой (2100 мм) и длиной (3150 мм), а также бездисковыми колёсами.
Опытные образцы ВАЗ-1111 «Ока» серии 100, построенные весной 1984 года, отличались меньшими колёсной базой (2100 мм) и длиной (3150 мм), а также бездисковыми колёсами.

Впрочем, Камский автомобильный завод зарезервировал для своей «окушки» оригинальное имя — «Кама». И всё равно, эту малышку запомнили, как «Оку». Точно так же, как никто не запомнил ВАЗ-2108 «Спутником». «Самарой» эта модель стала только спустя два года. Самара — не только название города на Волге и не только безупречное с точки зрения нейминга фонетическое сочетание гласных и согласных звуков, но и река, протекающая по Оренбуржской и Самарской областям, левый приток Волги.

Каково ребёнку жить с необычным именем, выбранным родителями под сиюминутным влиянием моды? С автомобилями проще — переименовал, и всё. На Камском автозаводе в 1983 году даже конкурс собирались объявлять. Варианты были: «Камазёнок», «Малыш»… Весьма оригинально. Географические названия менее спорные, что ли. К ним и прибегают чаще всего, по статистике. Но и тут имеется одна уязвимость: не одним только автомобилестроителям приходит в голову назвать изделие в честь реки, города, модного курорта. «Окой» в СССР называли 420‑мм самоходную установку 2Б1, оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714, проект Р-86А речных сухогрузов, стиральную машину, радиоприёмник.

Можно вспомнить, что первые самосвалы Кременчугского автомобильного завода — КрАЗ-222, собранные 10 апреля 1959 года, несли на боковых створках капота силуминовые (сплав МКЦС) орнаменты «Днепр-222». Заметьте, не Днiпро, а именно Днепр, хотя, например, на микролитражках ЗАЗ-965 и на автобусах ЛАЗ писалось по-украински: «Запорожець», «Львiв». Считается, что назвать первый КрАЗ в честь великой украинской реки предложил главный конструктор Александр Александрович Малышев. Впрочем, этот вариант предлагался и раньше, инженер-конструктором Осятинским. Хотя заводчане единодушно поддержали идею, в Харьковском совнархозе имелось на сей счёт иное мнение. Там потребовали экономить цветмет, и орнаменты с боковин вскоре исчезли.

КрАЗ-222 «Днепр». Надпись на капоте свидетельствует, что собирать металл будущих российских алкоголиков приучали с детства.
КрАЗ-222 «Днепр». Надпись на капоте свидетельствует, что собирать металл будущих российских алкоголиков приучали с детства.

 Продолжаем изучать географию названий. В Якутии, например, есть река Хонда. Но это не более чем совпадение, как два полных тёзки в одном классе (постоянная головная боль учителя). К подобному совпадению стоит отнести и Lada Largus. Вряд ли в московском брендинговом агентстве BrandLab, синтезируя лексему Largus, думали о речке Ларга, нижнем притоке Прута, у которой 7 (20 по новому стилю) июля 1770 года 14‑тысячная русская армия под командованием генерал-аншефа графа Петра Александровича Румянцева наголову разбила 80‑тысячное войско крымско-татарского хана Каплан Гирея.

А вот с «Волгой» вышла история поинтереснее. В Антверпене, известном как самый еврейский город Европы, действовала фирма-импортёр автомобилей Beherman-Demoen S.A. Семья Жозефа Бехермана сбежала от погромов из Бессарабии. Жозеф Бехерман начал ещё в 1936‑м в качестве бельгийского представителя Chrysler, однако его привлекали и другие марки. В 1957 году он попробовал торговать машинами Škoda. Дело пошло. И тогда он обратил взоры дальше на Восток. Неизвестно, как повлияла на мосье Бехермана экспозиция советского павильона на выставке Экспо-58 в Брюсселе, но он зарегистрировал для советских машин торговую марку Scaldia. Скалдией древние римляне называли реку Шельду, на берегах которой стоит Антверпен.

Перечень марок, коими за свою жизнь торговал Жозеф Бехерман, похож на каталог Женевского автосалона. В нём и Facel-Vega, и Jensen, и Monteverdi, и Rolls-Royce. Не меньше его интересовали недорогие марки: Borgward, Mazda, Morris, Moskwich, Škoda, Volga.
Перечень марок, коими за свою жизнь торговал Жозеф Бехерман, похож на каталог Женевского автосалона. В нём и Facel-Vega, и Jensen, и Monteverdi, и Rolls-Royce. Не меньше его интересовали недорогие марки: Borgward, Mazda, Morris, Moskwich, Škoda, Volga.

Поскольку западные партнёры напрягались из-за контактов мосье Бехермана с Советами (а он поставлял в бельгийскую армию армейские грузовики), в 1959 году была учреждена фирма-прокладка, совместное советско-бельгийское naamloze vennootschap, по-нашему ООО — Sobimpex («Советско-бельгийский импорт-экспорт»). А в 1964 году N.V. Sobimpex переименовали в S.A. Scaldia-Volga. Получилось символично: фирма, наводящая мосты между двумя известными реками обеих стран.

Scaldia-407 Diesel с 1,6‑литровым 4‑цилиндровым дизелем Perkins 4.99 мощностью 48 л. с., 1960 год.
Scaldia-407 Diesel с 1,6‑литровым 4‑цилиндровым дизелем Perkins 4.99 мощностью 48 л. с., 1960 год.

При этом, под маркой Scaldia Бехерманы продавали только «москвичей», а «Волги» сохраняли своё имя. Но и те, и другие получали статус автомобилей, выпущенных… в Бельгии! С точки зрения выплаты налогов так было выгоднее. Мосье Бехерман подряжал несколько таких сборочных заводов. Советские машины он собирал на предприятии фирмы C.I.V.A. в пригороде Антверпена — Морсель.

Цех готовой продукции фирмы Scaldia-Volga в Антверпене.
Цех готовой продукции фирмы Scaldia-Volga в Антверпене.

Ну а в следующий раз, продолжая «речную» тематику, мы расскажем, какие иномарки называли похожим образом. Кстати, некоторые из них были очень популярны в Советском Союзе.

Денис Орлов, автомобильный историк

Что еще почитать:

Немцы на «Волге»: как пытались выпустить ГАЗ-24 с мотором BMW и почему из этого ничего не получилось

От «Бурана» до «Дружбы»: как в СССР копировали снегоходы, бензопилы и лодочные моторы

Фальш «Старт»: почему микроавтобус с «вечным» кузовом в СССР оказался никому не нужен?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Джайпур, один из самых популярных городов Индии, для меня был где-то пятидесятым (и последним) по счету городом в этой стране. Я провел в Джайпуре три дня, но ходил по городу не так уж много. Джайпур - розовый город. На центральных улицах относительно чисто. ...
- Согласны ли вы, что ваши друзья пользуются вашей добротой? - Почему друзья? Все пользуются. ...
Представьте, вы управляете современным мегаполисом, местом, весьма привлекательным для жизни и работы. Очень многие хотели бы к вам переехать, однако цены на жильё отпугивают потенциальных переселенцев. Допустим, в вашем мегаполисе, как это обычно и бывает, остро стоит проблема ...
Глава столичного Департамента здравоохранения Алексей Хрипун сообщил, что, возможно, в скором времени городские поликлиники будут работать без выходных. Как вы относитесь к такой идее? ...
На сегодняшний день сауна имеет прямую связь сексом. Раньше все было гораздо прозаичнее, березовые веники в компании с холодным пивом и красными лицами ассоциировались, разве что, с деревенским отдыхом, то сейчас, поход в сауну или баню ...