«Волга» на Оке: какие машины в СССР называли именами рек и почему
5koleso — 13.01.2024Имярек с церковно-славянского языка означает «назвавши имя». Известно, например, что марку «Ока» первым предложил дизайнер НАМИ Сергей Владимирович Коровин, как бы не возмущались тольяттинцы обилием желающих «примазаться к окушке». А вот кто придумал название «Волга», пока установить не удалось. Могла машина «Молотовец-21» получить название «Ока»? Завод-то на реке Оке стоит! Но после того, как «Волгу» назвали «Волгой» половина населения Союза, не углублённая в автомобильную тематику, уверовала, что ГАЗ находится… на Волге!
Такая-вот история с именами рек.
Великая русская река дала название ещё одному заводу, ниже по течению — Волжскому. Который, согласно установленному тогда порядку, должен был именоваться по территориально-географическому принципу, Тольяттинским. И даже какое-то время именовался — во всяком случае, так его в репортажах с места называли итальянские журналисты. Потом наверху сообразили, что марка ТАЗ — не очень ни для завода, ни для автомобиля. Пройдёт ещё три десятка лет, и неудачная аббревиатура вернётся к тольяттинским машинам уже в виде обидного прозвища — заслужили.
«Ока» в российской автомобильной истории — явление уникальное. Никогда прежде у нас легковые автомобили не намечали к производству сразу на трёх предприятиях. И каждое из них располагалось на крупной реке — Волге, Каме, Оке. В одном из этих случаев выходило, что модель 1111 разработки Волжского автомобильного завода с торговым наименованием «Ока» будет выпускаться на берегах Камы. Автомобиль сразу трёх рек!
Впрочем, Камский автомобильный завод зарезервировал для своей «окушки» оригинальное имя — «Кама». И всё равно, эту малышку запомнили, как «Оку». Точно так же, как никто не запомнил ВАЗ-2108 «Спутником». «Самарой» эта модель стала только спустя два года. Самара — не только название города на Волге и не только безупречное с точки зрения нейминга фонетическое сочетание гласных и согласных звуков, но и река, протекающая по Оренбуржской и Самарской областям, левый приток Волги.
Каково ребёнку жить с необычным именем, выбранным родителями под сиюминутным влиянием моды? С автомобилями проще — переименовал, и всё. На Камском автозаводе в 1983 году даже конкурс собирались объявлять. Варианты были: «Камазёнок», «Малыш»… Весьма оригинально. Географические названия менее спорные, что ли. К ним и прибегают чаще всего, по статистике. Но и тут имеется одна уязвимость: не одним только автомобилестроителям приходит в голову назвать изделие в честь реки, города, модного курорта. «Окой» в СССР называли 420‑мм самоходную установку 2Б1, оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714, проект Р-86А речных сухогрузов, стиральную машину, радиоприёмник.
Можно вспомнить, что первые самосвалы Кременчугского автомобильного завода — КрАЗ-222, собранные 10 апреля 1959 года, несли на боковых створках капота силуминовые (сплав МКЦС) орнаменты «Днепр-222». Заметьте, не Днiпро, а именно Днепр, хотя, например, на микролитражках ЗАЗ-965 и на автобусах ЛАЗ писалось по-украински: «Запорожець», «Львiв». Считается, что назвать первый КрАЗ в честь великой украинской реки предложил главный конструктор Александр Александрович Малышев. Впрочем, этот вариант предлагался и раньше, инженер-конструктором Осятинским. Хотя заводчане единодушно поддержали идею, в Харьковском совнархозе имелось на сей счёт иное мнение. Там потребовали экономить цветмет, и орнаменты с боковин вскоре исчезли.
Продолжаем изучать географию названий. В Якутии, например, есть река Хонда. Но это не более чем совпадение, как два полных тёзки в одном классе (постоянная головная боль учителя). К подобному совпадению стоит отнести и Lada Largus. Вряд ли в московском брендинговом агентстве BrandLab, синтезируя лексему Largus, думали о речке Ларга, нижнем притоке Прута, у которой 7 (20 по новому стилю) июля 1770 года 14‑тысячная русская армия под командованием генерал-аншефа графа Петра Александровича Румянцева наголову разбила 80‑тысячное войско крымско-татарского хана Каплан Гирея.
А вот с «Волгой» вышла история поинтереснее. В Антверпене, известном как самый еврейский город Европы, действовала фирма-импортёр автомобилей Beherman-Demoen S.A. Семья Жозефа Бехермана сбежала от погромов из Бессарабии. Жозеф Бехерман начал ещё в 1936‑м в качестве бельгийского представителя Chrysler, однако его привлекали и другие марки. В 1957 году он попробовал торговать машинами Škoda. Дело пошло. И тогда он обратил взоры дальше на Восток. Неизвестно, как повлияла на мосье Бехермана экспозиция советского павильона на выставке Экспо-58 в Брюсселе, но он зарегистрировал для советских машин торговую марку Scaldia. Скалдией древние римляне называли реку Шельду, на берегах которой стоит Антверпен.
Поскольку западные партнёры напрягались из-за контактов мосье Бехермана с Советами (а он поставлял в бельгийскую армию армейские грузовики), в 1959 году была учреждена фирма-прокладка, совместное советско-бельгийское naamloze vennootschap, по-нашему ООО — Sobimpex («Советско-бельгийский импорт-экспорт»). А в 1964 году N.V. Sobimpex переименовали в S.A. Scaldia-Volga. Получилось символично: фирма, наводящая мосты между двумя известными реками обеих стран.
При этом, под маркой Scaldia Бехерманы продавали только «москвичей», а «Волги» сохраняли своё имя. Но и те, и другие получали статус автомобилей, выпущенных… в Бельгии! С точки зрения выплаты налогов так было выгоднее. Мосье Бехерман подряжал несколько таких сборочных заводов. Советские машины он собирал на предприятии фирмы C.I.V.A. в пригороде Антверпена — Морсель.
Ну а в следующий раз, продолжая «речную» тематику, мы расскажем, какие иномарки называли похожим образом. Кстати, некоторые из них были очень популярны в Советском Союзе.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
Немцы на «Волге»: как пытались выпустить ГАЗ-24 с мотором BMW и почему из этого ничего не получилось
От «Бурана» до «Дружбы»: как в СССР копировали снегоходы, бензопилы и лодочные моторы
Фальш «Старт»: почему микроавтобус с «вечным» кузовом в СССР оказался никому не нужен?
|
</> |