УльЗИС-НАТИ: уникальный советский грузовик, о котором вы не знали

топ 100 блогов 5koleso03.01.2024

В 1943 г. в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте начата работа по созданию 3,5‑тонного грузовика для Ульяновского автозавода. Автомобиль получил современную компоновку с кабиной значительно сдвинутой вперед. Расстояние от передней оси до задней стенки кабины приняли равным 1650 мм. У ЗИС-5 этот размер составлял 2195 мм. Благодаря этому при базе 3800 мм и габаритной длине автомобиля 6500 мм установить платформу длиной 3700 мм.

УльЗИС-НАТИ: уникальный советский грузовик, о котором вы не знали
3,5‑тонный автомобиль УльЗИС-НАТИ.
3,5‑тонный автомобиль УльЗИС-НАТИ.

Кабину автомобиля запроектировали трехместной. Она должна была быть унифицирована с кабиной многотоннажного грузового автомобиля Ярославского автозавода. Были изучены и проведена эскизировка кабин Studebaker, Ford, Dodge, GMC, Mack и International моделей 1941–1942 гг. Автомобилестроение США уже перешло на производство цельнометаллических кабин с соединением деталей точечной электросваркой. Большинство кабин имели каркас. Однако кабины автомобилей Ford и Studebaker каркаса не имели — его заменяли усилители, что делало кабину легче. Оборудованная кабина грузовика Ford весила 243 кг, Studebaker — 270 кг. Кабины других американских грузовиков имели массу свыше 300 кг. Кроме того кабины автомобилей Ford и Studebaker изготавливали из более тонкого листа. Рассматриваемые грузовики Форд и Studebaker являлись заново сконструированными моделями 1942 г. Кабину типа Studebaker приняли за образец при проектировании кабины нового грузовика.

При работе над оперением автомобиля исходили из выявленных тенденций: применения капотов так называемого «алигаторного» типа, облегчения конструкции за счет жесткого узла крыльев с облицовкой радиатора и брызговиками, не требующих мощных кронштейнов.

В отношении капота было принято компромиссное решение: капот открывался сбоку, но ему придали очертания, свойственные капотам «алигаторного» типа. Для этого в первом варианте оперения, в силу большой кривизны верхней панели капота, пришлось выполнить средний шарнир в виде выступающего гребня. В дальнейшем кривизна капота была уменьшена, и шарнир был сделан скрытым по хорде кривой капота. В первом варианте капота были предусмотрены отдушины капота. Позднее они были перенесены на внутренний брызговик крыла.

Ю. А. Долмотовским рассматривался вопрос о частичном или полном утапливании фар в крыльях или в брызговиках грузового автомобиля с целью придания автомобилю оригинальному внешнего вида. Для удобства обслуживания фар оказалось желательным выполнить фары в виде самостоятельных элементов.

Рисунок УльЗИС-НАТИ Ю. А. Долматовского.
Рисунок УльЗИС-НАТИ Ю. А. Долматовского.
Изготовлена масштабная модель разрабатываемого автомобиля.
Изготовлена масштабная модель разрабатываемого автомобиля.

Особое место в подготовительной работе по проектированию кабины занимали вопросы компоновки рабочего места водителя. Была принята компоновка Mack с отдельным регулируемым сиденьем водителя. При компоновке рабочего места принимали во внимание малый наклон рулевой колонки при большом диаметре штурвала. С июля по октябрь ведется разработка кабины для автомобиля УльЗИС-НАТИ.

Кабину создавали на основе кабины автомобиля Studebaker. Готовая кабина была расширена на 200 мм и удлинена на 70 мм, изменена конструкция пола и передка. Тем не менее, применение для опытного образца готовой кабины нарушило принятые пропорции в основном из-за поднятой поясной линии. Для кабины нового грузовика была принята более вертикальная посадка, чем у Studebaker.

Опытный образец строился с сентября 1943 г. по апрель 1944 г. на Заводе опытных конструкций НАТИ.

Изготовление образца автомобиля УльЗИС-НАТИ.
Изготовление образца автомобиля УльЗИС-НАТИ.

Ю. А. Долматовский одновременно с изготовлением грузовика продолжал работать по архитектурной композиции. При этом изменения касались лишь оперения. Прорабатывалось архитектурное оформление с крупными элементами. Ю. А. Долматовский считал, что такие элементы подчеркивает мощность грузовика. Рассматривалась установка горизонтального брызговика между оперением и буфером.

Форма оперения была в основном сохранена. Объем крыльев уменьшен, так как они казались громоздкими.

Рисунок оформления УльЗИС-НАТИ (Ю. А. Долматовский), декабрь 1943 г.
Рисунок оформления УльЗИС-НАТИ (Ю. А. Долматовский), декабрь 1943 г.

Параллельно с работой над обликом автомобиля УльЗИС-НАТИ велась работа по унификации кабин. Был построен макет.

Деревянный макет оперения автомобиля УльЗИС-НАТИ в натуральную величину.
Деревянный макет оперения автомобиля УльЗИС-НАТИ в натуральную величину.

К 1 мая 1944 г. собран 1‑й образец грузового автомобиля УльЗИС-НАТИ.

Опытный грузовик УльЗИС-НАТИ.
Опытный грузовик УльЗИС-НАТИ.

Построенный в институте опытный автомобиль, был показан наркому С. А. Акопову и сотрудникам НКСМ. Наркому автомобиль понравился. На показе УльЗИС-НАТИ, для сравнения, был поставлен рядом с грузовиком GMC.

УльЗИС-НАТИ: уникальный советский грузовик, о котором вы не знали
УльЗИС-НАТИ: уникальный советский грузовик, о котором вы не знали
Осмотр УльЗИС-НАТИ наркомом С. А. Акоповым.
Осмотр УльЗИС-НАТИ наркомом С. А. Акоповым.

После создания опытного грузовика оказались, что объем крыльев должен быть увеличен. Округлые очертания и форма оперения не увязываются с плавными контурами и углами малых радиусов кабины. Длина всей передней части должна быть увеличена.

Сперва увеличить объем крыльев Ю. А. Долматовский пробовал утапливанием в них фар и установкой поясного молдинга.

Эскиз автомобиля с утопленными фарами (Ю. А. Долматовский).
Эскиз автомобиля с утопленными фарами (Ю. А. Долматовский).

Потом Ю. А. Долматовский решил переработать оперение полностью. Были сделаны две серии эскизов и макетов. Сделаны эскизы и макеты автомобиля с утопленными и отдельными фарами.

Эскиз автомобиля УльЗИС-НАТИ 1944 г. 1‑й серии (Ю. А. Долматовский).
Эскиз автомобиля УльЗИС-НАТИ 1944 г. 1‑й серии (Ю. А. Долматовский).
Макет автомобиля 2‑й серии.
Макет автомобиля 2‑й серии.

Окончательная форма оперения автомобиля была представлена моделью, уточняющая макет.

Модель, уточняющая макет.
Модель, уточняющая макет.

Автомобиль УльЗИС-НАТИ окончательного варианта окрасили в цвет «Слоновая кость». Автомобиль демонстрировался в парке Сокольники. Автомобиль как ЗИС-253 предполагалось выпускать на Ульяновском, а позднее на вновь построенном Новосибирском автозаводе (НАЗ). Но в серию он так и не пошёл.

УльЗИС-НАТИ (УльЗИС-253).
УльЗИС-НАТИ (УльЗИС-253).

Что еще почитать:

«Муравей» – легендарный советский мотороллер и его потомки

ГАИ против ГИБДД: сравниваем штрафы в СССР и сейчас

Какую технику и в каком количестве поставляли по ленд-лизу на фронт

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ Бабьего лета отеческий лик. Штрифель в холщевом кармане. Красно-зеленый кленовый плавник поутру выплыл в тумане. Нищий сидит у церковных ворот к мелу спиной, подбородком вперед. Видят насквозь ледяные глаза. Вылинял ворот рубашки. К сальной ...
Еще остались баночки В банке на первом фото слева кабачки и помидоры, обжаренные с чесноком Здесь только помидоры Из банки перекладывала, раскурочила )) Но вкусно Тут такой салат С жареной картошкой отлично Селедка фотографироваться напрочь отказалась МолОка ...
На отдыхе туристы активно скупают местные сувениры. Не подозревая, что экзотические приобретения могут доставить неприятности. Как их избежать? Сегодня я расскажу о сувенирах из Египта. А некоторые, привезённые нами, сохраню здесь в дневничке на память. С этой страной ...
...
Все постят чужое видео, и я тоже.Но не просто так, а с целью выяснить подкованность сообщников знаниями ПДД. Причем, как с двойной сплошной, так и без неё. Кто прав, кто виноват ??? Если кто-то почитает правила, тоже хорошо. (С "опросом" полный тупняк, да и ладно) Ещё раз повторяю, в ...