Как рухнул дуб...
vikond65 — 14.10.2024Ровно 85 лет назад, в ночь с 13 на 14 октября 1939 года германская подводная лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина незаметно проникла в тщательно охраняемую главную базу британского флота — бухту Скапа-Флоу и торпедировала стоявший на якоре линейный корабль "Ройял Оук" (в переводе - "Королевский дуб").
Пораженный четырьмя торпедами огромный линкор быстро затонул, при этом из 1200 человек его команды погибли 833 офицера и матроса, включая контр-адмирала Генри Блэгроува. Несмотря на поднятую англичанами тревогу, субмарина сумела беспрепятственно покинуть гавань и с триумфом вернулась в Германию. Это была первая крупная победа немецких подводников во Второй мировой войне.
7 или 8 марта 1941 года U-47 пропала без вести в очередном боевом походе, но до своей гибели она успела потопить 30 неприятельских судов суммарным водоизмещением 186 тысяч тонн. Впрочем, этот результат Прина не был для немцев рекордным.
Например, попавший в плен 17 марта того же года Отто Кречмер, командир субмарины U-99, утопил 44 вражеских судна общим тоннажем более 270 тысяч тонн, в том числе три крупных вспомогательных крейсера и эсминец. На счету Вольфганга Люта 43 уничтоженных судна (225 тысяч тонн), включая подводную лодку. Иоахим Шепке, которому было всего 28 лет, в 1939-1941 годах утопил 36 судов, причем семь из них — всего за три часа!
К великому сожалению, достижения наших подводников на этом фоне можно охарактеризовать фразой "обнять и плакать". Ведь, если судить не по их бравурным отчетам, а по реальным проверенным данным, подтвержденным противоположной стороной, то самый результативный из них — В.Я. Власов уничтожил лишь шесть плавучих объектов (один танкер и пять мелких шхун) суммарным водоизмещением всего-навсего 3736 тонн. На втором месте С.П. Лисин — пять транспортов, 9164 тонны. Если же оценивать по тоннажу, то на первом месте А.И. Маринеско — два потопленных транспортно-пассажирских корабля, примерно 40 тысяч тонн.
Вообще, реальная история советского подводного флота во Второй мировой войне настолько печальна и удручающа, что надо обладать железной психикой и стальными нервами историка Мирослава Морозова, чтобы заниматься ею всерьез, не опасаясь впасть в депрессию и спиться. Ведь, если называть вещи своими именами, то фактически никакого вклада в победу этот многочисленный флот не внес, а по боевой эффективности (количество потопленных целей в расчете на одну подлодку) он был на последнем месте в мире среди основных воюющих держав.
Более того, это был единственный в мире подводный флот, чьи потери превышали количество уничтоженных им вражеских объектов. На каждую потерянную советскую подводную лодку приходилось всего 0,74 потопленных вражеских судна. Уж не говоря о том, что подавляющее большинство этих плавучих объектов приходилось на "каботажную мелочь". Советский подводный флот за годы ВОВ не утопил ни одного более-менее крупного боевого корабля даже класса "эсминец".
При этом на строительство подлодок в 1930-е годы СССР затратил астрономическую, по тем временам, сумму 1,35 миллиарда рублей. И это не считая затрат на обучение и содержание экипажей, береговую инфраструктуру, топливо, боеприпасы и т.д. А результат, по сути, — ничтожный, почти нулевой. Думаю, это один из наиболее наглядных примеров эффективности сталинского военного планирования и подготовки кадров, которые, как сказал великий кормчий, решают всё.
Линкор "Ройял Оук"
"Ройял Оук" во время визита на Мальту в 1938 году.
И он же через год - на дне бухты Скапа-Флоу.
Команда U-47 после возвращения из боевого похода.
Субмарина типа VII, однотипная с U-47, установленная в качестве музея на берегу Кильской бухты.
|
</> |